Цилиндрических передач
Расчет проводится на основе ограничений, изложенных в [2, с.18, п.7.2].
2.6.1. По условию прочности и жесткости валов [2, с.18] :
df1 ³ Ad , (2.4)
где d = dБ – диаметр выходного конца быстроходного вала :
dБ = 7TБ1/3; коэффициент А = 1,25;
d = dП – диаметр промежуточного вала (для df1 шестерни тихоходной ступени); dП ³ (6…7)ТП1/3, коэффициент А = 1.
Диаметр тихоходного вала [2, с.19, формула (7.7)]
dТ ³ (5…6)ТТ1/3.
Здесь, в формулах диаметров, ТБ , ТП, ТТ - вращающие моменты на соответствующих валах.
Результаты даны в табл. 2.11.
Таблица 2.11.
Параметры | В а л | ||||||
быстроходный | промежуточный | тихоходный | |||||
1. Момент Т, Н×м | 15,5 | ||||||
2. Диаметр вала d, мм | 17,5; 1,25d = 21,8 | 27,3…31,8 | 38…46 | ||||
3. Вариант ТО | |||||||
4. Диаметр df1, мм | 27,31 | 23,28 | 19,11 | 47,51 | 34,93 | 29,46 | |
5. Условие (2.4) | выполняется | не выполняется | выполняется |
Условие прочности и жесткости (2.4) не выполняется для быстроходного вала при ТО Ц1 + Ц2 : df1 = 19,11 < 21,8 мм .
Для выполнения этого ограничения необходимо принять df1 = 21,8 мм и пересчитать параметры передачи в табл.2.10.
Для передачи со смещением df1 = d1 – m (2,5 – 2x) или при x1 = + 0,3
df1 = d1 - 1,9m. Оставляя m = 1,5 мм, получим d1¢ = 24,65 мм , d1¢ = dW1¢;
aW ¢¢ = 0,5dW1¢(u + 1) = 0,5×24,65 (6,3 +1) = 90 мм. По ГОСТ 2185 принимаем
aW = 90 мм. Сохраняя ybа = 0,28, получим bW = 25 мм.
Результаты пересчета параметров по условию (2.4) для ТО Ц1 + Ц2 быстроходной ступени представлены в табл. 2.12.
2.6.2. По условию размещения подшипников и стяжных болтов в пределах аW [2, c.19, формула (7.9)] :
S = 0,5[аW – d0 – 0,5 (DП1 + DП2)] ³ 3…5 мм (2.5)
Диаметр стяжного болта крышки и корпуса редуктора [2, с.19, (7.8)]:
d1¢ = 1,25 ×440 1/ 3 = 9,51 мм ; принимаем d = 10 мм,
тогда диаметр отверстия под болт. d0 = 11 мм .
Диаметр выходного конца вала двигателя АИР 90L6У3 dдв = 24 мм. Для возможности соединения валов двигателя и редуктора стандартной муфтой диаметр входного конца быстроходного вала редуктора dБ принимаем равным
24 мм. Тогда под подшипниками будем иметь dБП = 25 мм
Диаметры радиально-упорных подшипников легкой серии по валам :
Вал Диаметр в мм | быстроходный dБП = 25 | промежуточный dПП = 30 | тихоходный dТП = 40 | |
Подшипник | 7205(36205) | 7206(36206) | 7208(36208) | |
Диаметр DП, мм | ||||
0,5 (DП1 + DП2), мм | ||||
Проверка условия (2.5):
Ступень редуктора | быстроходная | тихоходная | ||||
аw , мм | ||||||
S, мм | 21,5 | |||||
Условие (2.5) выполняется |
Таблица 2.12. Корректировка размеров цилиндрических передач при ТО Ц1+Ц2
Параметр | Быстроходная ступень | Тихоходная ступень |
аW , мм | ||
yва | 0,28 | 0,315 |
bW, мм | ||
mn , мм | 1,5 | 2,5 |
b , град. | 14,835116 | 16,2967 |
eb | 1,36 | 1,29 |
zS | ||
z1 | ||
z2 | ||
u | 6,25 | 5,14 |
x1 | 0,3 | 0,3 |
d1 , мм | 24,83 | 36,47 |
d2 , мм | 155,17 | 187,53 |
da1 , мм | 28,73 | 42,97 |
da2 , мм | 157,27 | 191,03 |
df1 , мм | 22 * | 31,72 ** |
df2 , мм | 150,52 | 179,78 |
at , град. | 20,6323 | 20,7605 |
bb , град. | 13,9218 | 15,28904 |
v, м/с | 1,2 | 0,28 |
Ft , Н | ||
Примечания : 1. * - после уточнения d1. Отклонение от требуемого df1 = 21,8 мм со ставляет – 0,9%, что допустимо. 2. ** - условие (2.4) по табл.2.11 выполняется |
2.6.3. По условию обеспечения зазора С [2, с.19, рис.7.1] в пределах аWТ [2, с.19, формула (7.10)]:
С = аWТ – 0,5 (da2 + dТ) ³ 3 мм, (2.6)
где da2 – диаметр вершин зубьев колеса быстроходной ступени:
аWТ , мм | |||
da2 , мм | 195,69 | 175,72 | 157,271 |
dТ , мм | |||
С , мм | 39,6 | 14,6 | – 1,14 |
Таблица 2.13. Основные параметры конической передачи
П а р а м е т р ы | В а р и а н т т е р м о о б р а б о т к и | Примечание | ||||
наименование и обозначение | формула [1, 2] | 2 и 3 ** | ||||
1. Коэффициент uН | табл.5.1 | 1,95 | 1,76 | |||
2. Диаметр внешней делительной окружности, мм : – расчетный колеса de2¢ | (5.16) | 202,8 | 198,4 | |||
– по ГОСТ 12289 de2 | [1, c.25] | |||||
– шестерни de1 | (5.17) | 31,75 | 25,4 | 22,22 | 31,75 | |
3. Внешнее конусное пасстояние Re, мм | (5.18) | 101,25 | 70,88 | 101,25 | ||
4. Ширина венца b мм | [1, c.25] | |||||
5. Коэффициент рабочей ширины Kbe | 0,286 | 0,284 | 0,282 | 0,286 | ||
6. Диаметр средней делительной окружности, мм : – шестерни dm1 | (5.19) | 27,21 | 21,8 * | 19,09 * | ||
– колеса dm2 | 171,4 | 171,4 | ||||
7. Числа зубьев : z1¢ | рис. 5.4 6 | |||||
z1 | табл.5.2 | |||||
z2 | ||||||
8. Фактическое передаточное число u | 6,33 | 6,33 | ||||
9. Углы делительных конусов, град : d2 | (5.20) | 81,027327 (810 01¢40 ²) | ||||
d1 | 8,972673 (80 58 ¢20 ²) | |||||
10. Модули, мм : внешний окружной mte | (5.21) | 2,6316 | 3,5088 | > 1,5 мм | ||
средний нормальный mnm | (5.22) | 1,8474 | 2,4632 | |||
11. Средняя окружная скорость, vm, м/c | (5.23) | 1,32 | 1,32 | |||
12. Окружная сила Ft , Н | [2, табл.8.1] | |||||
13. Коэффициенты смещения коррекции : – высотной xn1 | [2, (1.2)] | 0,42 | 0,48 | xn2 = –xn1 | ||
– тангенциальной xt1 | [2, (1.3)] | 0,15 | 0,15 | xt2 = – xt1 |
Условие компоновки по зазору С не выполняется для тихоходной ступени при аWТ = 100 мм для варианта ТО Ц1 + Ц2. Знак минус у С показывает, что колесо z2Б пересекает dТ . Следует принять аWТ = 112 мм (зазор С будет равен 10,8 мм) и пересчитать параметры передачи в табл.2.10. Результаты пересчета параметров по условию (2.6) для ТО Ц1 + Ц2 тихоходной ступени приведены в табл.2.12.