Конструктивные ограничения

После удовлетворения условиям прочности следует дать оценку возможности конструктивного исполнения расчетных параметров.

7.2.1. Исходя из обеспечения необходимой прочности и жесткости, диаметры окружностей шестерен быстроходных ступеней должны быть [5, c.38] равны:

- для цилиндрической передачи

df1 ³ 1,25 dБ ; (7.2)

- для конической передачи

 

dm1 ³ 1,35 dБ , (7.3)

где dБ ³ КТБ1/3 – (7.4)

диаметр входного конца быстроходного вала , мм;

К = 7 – для цилиндрических передач ;

К = 8 – для конических передач ;

ТБ – вращающий момент на быстроходном валу, Н×м.

Диаметр промежуточного вала [5, c.42] :

dП ³ (6…7)ТП1/3 , (7.5)

где ТП – момент на промежуточном валу, Н×м.

Условие прочности по диаметру окружности впадин шестерни тихоходной ступени :

df³ dП . (7.6)

Диаметр тихоходного вала :

dТ ³ (5…6)ТТ1/3 ., (7.7)

где ТТ – момент на тихоходном валу, Н×м.

7.2.2. В пределах межосевого расстояния ступени aW (рис.7.1) должно быть обеспечено размещение в корпусе редуктора подшипников двух соседних валов с наружными диаметрами DП1 и DП2, а между подшипниками (как минимум, тихоходной ступени) в случае разъема корпуса по осям валов должен быть размещен болт крепления крышки и корпуса редуктора.

Величина размера S стенки (рис.7.1) между отверстиями DП и d0 (в крышке редуктора под стержень болта) должна быть не менее 3…5 мм. Диаметр болтов крепления крыш-ки редуктора к корпусу [5, c.264]: = 1,25 ТТ1/3 ³ 10 мм (7.8) Диаметр отверстия d0 [5, c.266] под болт: d, мм ….. 10 12 16 20 d0, мм … 11 14 18 22 . Таким образом, условие компоновки имеет вид :

 

Рис.7.1. Условие компоновки ступени по aW

S = 0,5 [aWd0 – 0,5 (DП1 + DП2)] ³ 3…5 мм . (7.9)

7.2.3. Проверка условия компоновки быстроходной ступени редукторов Ц2 и КЦ в пределах aWТ (тихоходной ступени) заключается в обеспечении зазора с (рис.7.1) между окружностью вершин da2 (для конического колеса daе2) колеса быстроходной ступени и диаметром тихоходного вала dв2 = dТ :

с = aWТ – 0,5 (da2 (или dae2) + dТ) ³ 3 мм . (7.10)

 

8. СИЛЫ В ПЕРЕДАЧАХ

 

Для удобства расчетов и конструирования нормальную силу Fn, действующую по линии зацепления, раскладывают на три составляющих по осям :

а) Ftокружную силу, линия действия которой касательна к начальным окружностям и проходит через полюс зацепления; для ведущего элемента(шестерни, червяка ) направлена против его вращения, для ведомого(колеса) – в сторону вращения;

б) Frрадиальную силу, направленную по радиусу: для внешних зубьев к центру вращения, для внутренних зубьев от центра вращения;

в) Faосевую силу, направленную параллельно осям зубчатой или червячной передачи.

Формулы для определения усилий в зубчатых и червячных передачах представлены в таблице 8.1, а примеры изображения сил в зацеплениях приведены на: рис.8.1 – для цилиндрической передачи; рис.8.2 – для конической передачи; рис.8.3 – для червячной передачи.

 


Таблица 8.1. Формулы для расчета сил в зацеплениях

 

  Сила, Н П е р е д а ч а
ц и л и н д р и ч е с к а я к о н и ч е с к а я ч е р в я ч н а я
косозубая прямозубая с круговым зубом прямозубая червяк колесо
1. Окружная Ft 2000 T / d 2000 T / dm 2000 T1 / d1 2000 T2 / d2
2. Радиальная Fr Ft tgat   Ft tga Fr1= Fa2 = = Ft (tgancosd1 m m sinbsind1) /cosb Fr1= Fa2 = Fttgancosd1 Ft2 tga Fr2 = Fr1
3. Осевая Fa Ft tgb отсутствует Fa1= Fr2 = = Ft (tgansind1 ± ± sinbcosd1)/cosb Fa1= Fr2 = Fttgansind1 Fa1 = Ft2 Fa2 = Ft1
4. Нормальная Fn Ft (cosat cosbb) Ft / cosa Ft / (cosancosb) Ft / cosan Ft2 / (cosacosgW)

 

Примечания :

1. Для цилиндрических передач tgat = tgan / cosb; sinbb= cosancosb; an = 20 0 ( при хS = 0).

2. Для конических передач с круговыми зубьями знаки в скобках определяют так : если смотреть с вершины делительного конуса, то при совпадении вращения и наклона зубьев следует принять верхние знакиFr1 - минус ; у Fa1 – плюс) ; при отсутствии совпадения нижние знаки. Если Fr1 или Fa1 дадут отрицательный результат, то необходимо сменить направление зуба. Угол b = bm = 35 0.

3. В червячных передачах T1 = T2 / (uh), T2 = T1uh; a = 20 0.

4. Единицы физических величин в формулах: моменты - Н×м; силы – Н; диаметры – мм.


 


На рис.8.4 приведен пример схемы сил на промежуточном валу цилиндрического соосного редуктора Ц2С. Для взаимокомпенсации (вычитания) осевых сил Fa и тем самым разгрузки подшипников промежуточного вала наклоны зубьев шестерни z и колеса z должны быть одинаковыми: левый – левый (как на рис.8.4), правый – правый (силы Fa1 и Fa2 изменят направление).

 

 

 

Рис. 8.4. Схема сил и наклоны зубьев z1 и z2 на промежуточном валу редуктора Ц2С

Однако в массовом и крупносерийном производствах оборудование цехов или участков для изготовления зубчатых колес специализировано, и нарезание зубьев колес z2 для всех ступеней производят с правым наклоном, а шестерен z1 – с левым наклоном без переналадки оборудования. В этом случае силы Fa1 и Fa2 суммируются, но такое ²техническое нарушение² в массовом производстве дает большие экономические выгоды, снижая себестоимость изделия за счет уменьшения трудоемкости изготовления.

 

 

9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Решетов Д.Н. Детали машин: Учебник.- 4-е изд. – М.: Машиностроение,

1989.- 496 с..

2. Зубчатые и червячные передачи. ЧI: Проектировочный расчет: Метод. указа-

ния к курсовому проекту по деталям машин для студентов машиностроитель

ных спец. всех форм обучения.- 4-е изд. / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов,

Ю.П. Кисляков, Л.Т. Крюков. – Н. Новгород, 2000.- 31 с.

3. Иосилевич Г.Б. Детали машин: Учебник.- М.: Машиностроение, 1988.-368 с.

4. Машиностроение. Энциклопедия в 40 т. Т.IV-1: Детали машин. Конструкци-

онная прочность. Трение, износ, смазка / Под ред. Д.Н.Решетова.- М.:

Машиностроение, 1995.- 864 с.

5. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин.- 6-е

изд.- М.: Высш. шк., 2000.- 447 с.

6. Курсовое проектирование деталей машин / В.Н. Кудрявцев и др.- Л.:

Машиностроение, 1983.- 400 с.