Допускаемые предельные глубинные напряжения
При расчете по формуле (3.23) sнкр зависит от вида поверхностного упрочнения и зоны возможного повреждения.
6.4.1. Для азотированных зубчатых колес
sнкр = 1,07 АjmТНКZLK, (6.10)
|
Рис. 6.1
rv = 0,17d1u / [(u ±1) cos2b]- (6.15)
приведенный радиус кривизны профилей зубьев в полюсе зацепления, мм;
HK – твердость сердцевины зубьев по Виккерсу;
mТ - коэффициент, учитывающий возможность возникновения трещин не в сердцевине, а в упрочненном слое; определяется в соответствии с рис.6.2 в зависимости от H0 /HK и j, где H0 – твердость поверхности зубьев ;
ZLK = (NHK / NHE)1/18 ³ 1 - (6.16)
коэффициент влияния числа циклов напряжений;
NHK = (0,0133HK -1)107 - (6.17)
базовое число циклов глубинных напряжений ;
NHE – эквивалентное число циклов контактных напряжений
[2, c.8, формула (2.2)].
Рис. 6.2. Графики для определения коэффициента mТ |
|
6.4.2 Для цементированных и нитроцементированных зубчатых колес
в зависимости от hH – глубины расположения наибольших глубинных касате-льных напряжений :
hH = 1,52(wHtrv / E)1/2, мм, (6.18)
где wHt = FtKH /bW - (6.19)
удельная окружная сила при расчете на сопротивление усталости;
rv – по формуле (6.15).
При hH > ht опасная зона может располагаться только в сердцевине:
sнкр = 3,6 HK. (6.20)
При hH £ ht опасная зона может располагатся либо
а) в упрочненном слое и тогда
sнкр = 3,6 Heff , (6.21)
где Heff = H0/ [(H0 /HK – 1) (hteff / ht)2 +1] (6.22)
- эффективная твердость упрочненного слоя и
hteff = hH + 0,2 – эффективная толщина упрочненного слоя ,мм;
б) на границе слоя, тогда
sнкр = HK.[0,8 (ht / hH)2 + 2,8]. (6.23).
При hH £ ht напряжение sнкр следует рассчитать по двум формулам (6.21), (6.23) и для оценки прочности по формуле (3.23) принять меньшее из рассчитанных величин sнкр.
7. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТА