Статья 28. Естественные монополии

1. Состояние товарного рынка, за которого удовлетворения спроса на этом рынке есть более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с важным уменьшением расходов производства на единицу продукции по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги), что производятся субъектами хозяйствования, не могут быть замененные в потреблении другими, в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на такие товары, чем спрос на другие товары (услуги),- считается естественной монополией.

2. Субъектами естественной монополии могут быть субъекты хозяйствования любой формы собственности (монопольные образования), которые вырабатывают (реализуют) товары на рынке, который находится в состоянии естественной монополии.

3. Законом о естественных монополиях определяются сферы деятельности субъектов естественных монополий, органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие органы, которые регулируют деятельность указанных субъектов, а также другие вопросы регулирования отношений, которые возникают на товарных рынках Украины, которые находятся в состоянии естественной монополии, и на сопредельных рынках за участия субъектов естественных монополий.

Статья 29. Злоупотребление монопольным положением на рынке

1. Злоупотреблением монопольным положением считаются:

навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, которые не касаются предмета договора, включая навязывание товара, не нужного контрагенту;

ограничение или прекращение производства, а также изъятие товаров из оборота с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установление монопольных цен;

другие действия, содеянные с целью создания препятствий доступу на рынок (выхода из рынка) субъектов хозяйствования;

установление монопольно высоких или дискриминационных цен (тарифов) на свои товары, которые приводит к нарушению прав потребителей или ограничивает права отдельных потребителей;

установление монопольно низких цен (тарифов) на свои товары, которые приводит к ограничению конкуренции.