Классицизм и сентиментализм в русской литературе XVIII века

Эту тему можно изучать последовательно: классицизм, затем сентиментализм, или в сопоставлении двух методов, чтобы увидеть их сходство и различие. (Поясним: художественный метод - определенная идейно-эстетическая система, в основе которой свой спо­соб отражения жизни и создания характера человека).

Вспомните социально-исторические условия возникновения классицизма и сентиментализма. Изучите приведенные ниже таблицы и соотнесите отдельные ее пункты с творчеством писателей 18 века.

 

Классицизм 30-50-е годы. Сентиментализм 80-90-е годы.
1. А. Д. Кантемир (1709-1744) [сатиры (1729-17391; Н.М.Карамзин(1766-1826). (Является главой русского сентиментализма);
2. В.К. Тредиаковский (1703-1769) М.Н. Муравьев (1757-1807);
3. М.В. Ломоносов (1711-1765) И.И. Дмитриев (1760-1837);
4. А.П. Сумароков (1717-1777) В.Л. Пушкин (1770-1830);
5. Г.Р. Державин (1743-1816) В.А. Жуковский (1783-1852)
6, Д.И. Фонвизин (1745-1792) А.Н. Радищев (1749-1802).

 

 

Классицизм Сентиментализм
Идейные основы
I. Политическая основа: I. В литературе: I. Политическая основа: I. В литературе:
Идея просвещенного абсолютизма; власть монарха вечна, незыблема, объединяющее начало общества, залог социального равновесия. Обсуждение проблем власти, создание образа росвещенного монарха (образ Петра!). Разрушение абсолютизма; рождается лозунг: обратись к душе человека; «Найди опору в своей душе». Нет этой проблемы, она не обсуждается, создается образ простого человека. В образе монарха интересует человеческое начало.
П. Социальная основа:   П. Социальная основа:  
1. Природное или естественное равенство людей. 1. Обличение крайностей крепостного права (произведения Кантемира и Фонвизина). 1 . Природное или естественное равенство людей. 1. Сентименталисты изображают крестьян как полноценных героев своих произведений («Бедная Лиза» - «И крестьянки любить умеют»). Они сглаживали социальные противоречия, идеализированно изображали крестьянскую жизнь. Изображают противоречие между городом и деревней. Город развращает человека; рисуют сельскую идиллию; их идеал: простота, естественность жизни, жизнь, близкая к природе.

 

2. Идея государственности; появляется лозунг: «Пусть гибнет личность, но процветает государство»; человек - единица государства, выполняющий свой долг. 1. Создание образа героя; служащего отечеству (оды Ломоносова, 2. Лозунг: «Пусть гибнет то государство, которое губит личность, пусть 2. Герой - человек простой, маленький, неофициальный, далекий от государственной деятельности. В центре
  Державина); герой из высших тократических кругов: процветает личность». внимания частная жизнь частного человека (Карамзин «Бедная Лиза»).
  полководец, дворянин,    
  вельможа, царь.    
3. Светскость: отказывается от опоры на церковь, религию. 3. Литература чисто светского характера. 3. Светскость. 3. Появляется литература «для переживаний и чувств» человека
  Философские основы.  
I. Метафизика.   [. Идеи немецкой идеалистической  
    философии  
Явления природы, общественной жизни, искусства понимаются вне их связи друг с другом, вне их развития и движения. Четкое деление явлений на возвышенные и низменные, трагические и смешные, высокие Связь материи и движения. Изображаются переходные состояния, оттенки чувств, подчеркивается сосуществование
  и низкие. Нельзя   противоречивых чувств в
  соединять их в   характере человека.
  одном произведении.    
  Образ строится на    
  изображении одной    
  черты характера    
  человека, характер    
  статичен, не    
  развивается.    
II. Рационализм.   II. Сенсуализм.  
         

(Рене Декарт) разум в человеке первичен, Четкое деление на Чувственные Психологический анализ
чувство нас обманывают, мир можно назвать положительных и впечатления первичны. личности. Герой - это
только с помощью разума. отрицательных героев,   человек с чувствительным,
  положительные   нежным сердцем, склонный
  руководствуются   к меланхолии, преданно
  разумом, отрицательные   любящий близких,
  — в плену своих чувств.   друзей. Образ конкретно-
  Образ абстрактный,   чувственный.
  обобщенный,    
  образ-понятие,    
  идея. Действует    
  правило жизненного    
  правдоподобия. Образ    
  автора предельно    
  обобщен (нет - Я,    
  оно растворяется во    
  множественном - МЫ).    
  Закон трех единств    
  - места, времени,    
  действия — объясняется    
  здравым смыслом.    
  (Сутки 24 часа, в одном    
  месте, один конфликт).    
Эстетическая основа.

 

Античность - античное искусство вечный Античные образы Сентиментализм Тематика произведений
идеал, образец, пример для подражания. мотивы - для возве- тоже обращается к - реальная жизнь,
  личивания героев. древней поэзии. В повседневный быт, природа,
  Нормативность, соблю- античной поэзии они но все это как отблеск
  дение закона жанровой обращают внимание психологического состояния
  иерархии (на основе на авновешенность, человека. В конечном счете,
  принципа механическо- гармонию чувств. это авторское сознание.
  го соответствия формы Библейская поэзия, Жанровая система:
  и содержания). Содер- в основе которой Ведущий жанр - переписка
  жание определяет жанр, чувственное толкование героев (роман «Письма»
  жанр - стиль, стиль мира. русского путешественника
  - выбор средств.   Н.М. Карамзина); дневник
  Высокие жанры:   путешествий («Путешествие
  поэма, трагедия, ода   из Петербурга в Москву»
  - общегосударственные   Радищева); исповеди,
  проблемы, высокий   мемуары, интимная лирика.
  штиль.   В русском сентиментализме
  Средние жанры:   ведущим жанром стала
  эклоги, идиллии, драмы   повесть (Н.М. Карамзина):
  - общечеловеческие   1) любовно-психологическая
  проблемы, средний   повесть («Бедная Лиза»,
  штиль. ^ «Юлия»);
  Низкие жанры: коме-   2) сельская повесть-пастораль
  дия, бытовая сатира,   «Фрол Силин»;
  басня — бытовая темати-   3) историческая повесть
  ка, низкий штиль.   «Марфа Посадница»,
      «Наталья, боярская дочь»;
      4) предромантическая повесть
      «Остров Борнгольм».
      Стиль:
      Экспрессивный,
      выразительный, впервые
      появляется пейзаж как
      полноправный компонент
      сюжета.

 

Синхроническая таблица по ИРЛ XVIII века

 

 

Историко-культурные события Литературный процесс в России Литературный процесс в Европе
Правление Петра 1(1682-1725) Иоанн Лукьянов «Хождение» (1701-1703) Лейбниц Г.В.(1646-1716): «Новые опыты о человеческом рассудке» (1704) (нем.)
Мирный договор России с Турцией (1700) Первая русская печатная газета «Ведомости» (1702-1727) Лесаж А.Р. (1668-1747) «Хромой бес» (1707) (фр.)  
Основание Берлинской Академии наук (1700) Феофан Прокопович (1681-1796): «Владимир», «Поэтика» (1705) «Епиникон» (1709) Стил Р.(1672-1729) Аддисон Д. (1672-1719):«Болтун»(1709-1711), «Зритель» (1711-1712) (англ.)  
Северная война (1700-1721) «Приклады, как пишутся комплимен-ты» (1708) Поп А. (1688-1744): «Похищение локона» (1712) (англ.)  
Открытие в Москве школы навигаци-онных и математи-ческих наук (1701) Дмитрий Ростовский (1651-1709): «Розыск о раскольничьей брынской вере» (1709) Кантемир Д. (1673-1723): «Возвышение и упадок Оттоманской империи» (1716) (молд.)  
Театр Кунста-Фюрста (1702-1707) Феофан Прокопович: «Слово о власти и чести царской» (1718), «Похвальное слово о флоте российском» (1720), «Духовный регламент» (1721), «Слово о погребении Петра 1» (1725) Дефо Д. (1660-1731): «Робинзон Крузо» (1719) (англ.)  
Основание Санкт-Петербурга (1703) «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» Монтескье Ш.Л. (1689-1755): «Персидские письма» (1721) (фр.)  
Крестьянская война под руководством К.Булавина (1707-1708) «Гистория о храбром российском кавалере Александре» Свифт Д. (1667-1745) «Путешествие Гуливера» (1726) (англ.)  
Битва под Полтавой (1709) «Царь Максимилиан», «Юности честное зерцало» (1717) Томсон Д. (1700-1748) «Времени года» (1726) (англ.)    
Прутский поход (1710-1711) Григорович-Барский В.Г. (1701-1747): «Странствования» (1723-1747) «Буря море раздымает» (1724) Еротей Рачанин «Путешествие к граду Иерусалиму» (1727) (серб.)  
Победа русского флота при Гангуте (1714) Посошков И.Т. (1652-1726): «Книга о скудости и богатстве» (1724) Вольтер М.Ф. (1694-1778) «Эдип» (1718), «Генриада» (1728), «Заира» (1732), «Философские письма» (1734), «Орлеанская девственница» (1735) (фр.)  
«Табель о рангах» (1722) Кантемир А.Д. (1708-1744): сатиры «На хулящих учения. К уму своему» (1729), «На зависть и гордость дворян злонравных» (1729-1760) Галлер А. (1708-1777): «Альпы» (1729), «Опыт швейцарских стихотворений» (1732) (швейц.)    
Персидский поход (1722-1723) Семен Денисов (1682-1740): «Виноград российский» (1730-1733) Готшед И.Х. (1700-1766): «Опыт критической поэтики для немцев» (1730) (нем.)    
Основание в России Академии наук (1725) Тредиаковский В.К. (1703-1769): «Езда во остров любви» (1730), «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735), лирика, переводы Прево А. (1697-1763), «Манон Леско» (1731) (фр.)    
Правление Екатерины 1 (1725-1727) Кантемир А.Д.: сатира «О воспитании» (1738) Поп А.: «Опыт о человеке» (1733-1734) (англ.)    
Правление Петра Ш (1727-1730) Ломоносов М.В. (1711-1765): «Письмо о правилах российского стихотворства», «Ода на взятие Хотина» (1739) Юм Д. (1711-1776): «Трактат о человеческой природе» (1734-1737) (англ.)    
Правление Анны Иоанновны (1730-1740) Кантемир А.Д.: «Письмо Харитона Макентина о сложении стихов русских» (1743)   Ричардсон С. (1689-1761): «Памела» (1740) (англ.)    
Учреждение Сухопутного кадетского шляхетского корпуса (1731) Георгий Конисский (1717-1795): «Воскресение мертвых» (1747) Филдинг Г. (1707-1754): «Приключения Джозефа Эндруса» (1742), «История Тома Джонса, найденыша» (1749) (англ.)  
Русско-турецкая война (1735-1739) Сумароков А.П. (1717-1777): «Хорев» (1747), «Гамлет», «Епистола о русском языке», «Епистола о стихотворстве» (1748), «Синав и Трувор», «Тресотиниус» (1749), издание журнала «Трудолюбивая пчела» (1759), «Хор по превратному свету» (1762-1763) Юнг Э. (1683-1765): «Ночные думы» (1742-1745) (англ.)  
Правление Елизаветы Петровны (1741-1761) Ломоносов М.В.: «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года», «Риторика» (1748), «Тамира и Селим» (1750), «Письмо о пользе стекла» (1752), «Российская грамматика» (1754-1755), «Гимн бороде» (1756-1757), «Петр Великий» (1756-1761), «Предисловие о пользе книг церков-ных в российском языке» (1757), «Разговор с Анакреоном» (1757-1761)     Гольдони К. (1707-1793): «Слуга двух господ» (1745), «Хитрая вдова» (1748) (ит.)  
Основание Московского университета (1755) Тредиаковский В.К.: «Фоптия» (1750-1753) Линней К. (1707-1778): «Путевые заметки» (1745-1751) (швед.)    
Основание публичного театра в России (1756-1761)   Сковорода Г.С.: «Сад божественных песен» (50-80 гг.) Геллерт Х.Ф.(1715-1769): «Жизнь шведской графини фон Г.» (1746), «Басни и рассказы» (1746-1748) (нем.)    
Семилетняя война (1756-1763) Херасков М.М. (1733-1807): «Венецианская монахиня» (1758), «Плоды наук» (1761), издание журналов «Полезное увеселение» (1760-1762), «Полезные часы» (1763), «Доброе намерение» (1764) Дидро Д. (1713-1784): «Философские мысли» (1746), издание «Энциклопедии» (1751-1772), «О драмати-ческой поэзии», «Отец семейства» (1758), «Монахиня» (1760) (фр.)    
Основание Академии художеств в России (1757) Майков В.И. (1728-1778): «Игрок ломбера» (1763) Ричардсон С.: «Кларисса» (1747), «Грандисон» (1754) (англ.)  
Правление Петра Ш (1761-1762) Эммин Ф.А. (1735-1770): «Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда» (1763), «Письма Эрнеста и Доравры» (1766), издание журнала «Адская почта» (1769) Смоллетт Т.Д. (1721-1771): «Приключения Родрика Рэндома» (1748), «Приключения Перегрина Пикля» (1751) (англ.)  
«Манифест о вольности дворянства» (1762) Лукин В.И. (1737-1794): «Щепетильник», «Мот, любовью исправленный» (1765) Монтескье Ш.Л.: «О духе законов» (1748) (фр.)    
Правление Екатерины П (1762-1796) Фонвизин Д.И. (1744-1792): «Послание слугам моим» (1763-1766), «Бригадир» (1766-1779) Руссо Ж.Ж. (1712-1778): «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Рассуждение о происхождении и основах неравенства среди людей» (1755) (фр.)  
Карнавал «Торжествующая Минерва» (1762-1763) Тредиаковский В.К.: «Тилемахида» (1766) Грей Т. (1716-1771): «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751) (англ.)  
Русско-турецкая война (1768-1774) Чулков М.Д. (1743-1792): «Пересмешник» (1766-1768), «Пригожая повариха» (1770) Клопшток Ф.Г. (1724-1803): «Мессиада» (1748-1773) (нем.)    
Включение Белоруссии в состав Российской империи (1772-1795) Попов М.И.(1742-1790): «Описание древнего славянского языческого богословия» (1768), «Славянские древ-ности» (1770-1771) Вольтер М.Ф.: «Поэма о разрушении Лиссабона» (1756), «Кандид» (1759), «История Российской империи при Петре Великом» (1759-1763) (фр.)
Крестьянская война под предводи-тельством Е.И.Пугачева (1773-1775) Курганов Н.Г.(1725-1796): «Письмовник» (1769) Гельвеций К.А.(1715-1771): «Об уме» (1758) (фр.)    
Ликвидация Запорожской Сечи (1775) Сатирические журналы (1769-1774): «Всякая всячина» Г.В.Козицкого «И то и сио», «Парнасский щепетильник» М.Д.Чулкова, «Ни то, ни сио в прозе и сти-хах», «Трудолюбивый муравей» В.Г.Рубана, «Полезное с прият-ным» И.Ф.Румянцева и И.А. де Тейльса, «Поденщина» В.В.Тузова, «Смесь», «Адская почта» Ф.А.Эмина, «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» Н.И.Новикова Лессинг Г.Э.(1729-1781): «Письма о новейшей литературе» (1759-1765) (нем.)    
Разделы Польши: 1-й – 1772 г, 2-й – 1793 г, 3-й – 1795 г. Петров В.П.: перевод «Энеиды» Вергилия (1770) Макферсон Д. (1736-1796): «Поэмы Оссиана» (1760-1765) (англ.)  
Кучук-Кайнарджин-ский мир (1774) Майков В.И.: «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771)     Сумароков А.П.: «Димитрий Самозванец» (1771), «Рогоносец по воображению», «О благородстве» (1772), «Мстислав» (1774)   Херасков М.М.: «Чесмесский бой» (1771), «Россияда» (1779)     Попов М.И.: «Анюта» (1772)     Екатерина II: «О время» (1772)     Издание Н.И. Новиковым «Древней российской вивлиофики» (1773-1775)   Николаев Н.П. (1758-1815); «Розана и Любим» (1776)   Фонвизин Д.И.: «Письма из Франции» (1777-1778)   Богданович И.Ф. (1743-1803): «Душенька» (1778)     Стерн Л. (1713-1768): «Тристам Шенди» (1760-1767), «Сентиментальное путешествие» (1768) (англ.)   Орфелин З. «Плачи Сербии» (1761), «Житие Петра Великого» (1772) (серб.)   Гоцци К. (1720-1806): «Любовь к трем апельсинам» (1761), «Турандот» (1762) (ит.)   Руссо Ж.Ж.: «Новая Элоиза» (1761), «Общественный договор», «Эмиль» (1762), «Исповедь» (1766-1770) (фр.)   Паисий Хилендарский (1722-1798): «История славяно-болгарская» (1762) (болг.)   Дидро Д.: «Племянник Рамо» (1762-1779), «Трактат о живописи» (1766) (фр.)   Вольтер М.Ф.: «Философский словарь» (1764), «Простодушный» (1767), «Царица Вавилонская» (1768) (фр.)   Винкельман И.И. (1717-1768): «История искусства древности» (1764) (нем.)   Мармонтель Ж.Ф. (1723-1799): «Моральные повести» (1763), «Велизарий» (1767) (фр.)
Завоевание Россией Крыма (1783) Державин Г.Р. (1743-1816): «На смерть князя Мещерского», «На рождение в Севере порфирородного отрока» (1779) Гете И.В. (1749-1832): поэзия 60-70-х годов (нем.)  
Русско-турецкая война (1787-1791) Аблесимов А.О. (1742-1790): «Мельник – колдун, обманщик и сват» (1779) Уолпол Х. (1717-1797): «Замок Отранто» (1764) (англ.)    
Русско-шведская война (1788-1790) Капнист В.В. (1758-1823): «Сатира 1» (1780), «Ода на рабство» (1783-1784) Перси Т. (1729-1811): издание «Памятников старинной английской поэзии» (1765) (англ.)
Правление Павла 1 (1796-1801) Левшин В.А.: издание «Русских сказок» (1780-1783) Голдсмит О. (1728-1774): «Векфильдский священник» (1766) (англ.)
Походы А.В. Суворова (1799) Матинский М.А.: «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1781) Лессинг Г.Э.: «Лаокоон» (1766), «Гамбургская драматургия» (1767-1769) (нем.)
Наполеоновские войны (1799-1815) Радищев А.Н.(1749-1802): «Вольность» (1781-1783), «Письмо другу» (1782) Клопшток Ф.Г.: «Битва Германа» (1769) (нем.)    
Вступление на российский престол Александра 1 (1801) Чулков М.Д.: «Собрание русских суеверий» (1782)   Державин Г.Р.: «Фелица» (1782), «Видение мурзы» (1783-1784), «Бог» (1784), «Осень во время осады Очакова» (1788), Фонвизин Д.И.: «Недоросль» (1782)     Издание журнала «Собеседник любителей российского слова» Е.Р.Дашковой (1783-1784)   Крылов И.А.(1768-1844): «Кофейница» (1782), «Бешеная семья» (1786), «Проказники» (1787-1788), издание журнала «Почта духов» (1789), «Каиб» (1792)     Николаев Н.П.: «Сорена и Замир» (1784)     Княжин Я.Б.(1740-1791): «Хвастун» (1784), «Вадим Новгородский» (1789), «Чудаки» (1790)   Екатерина П.: «Обольщенный» (1785)     Новиков Н.И.: издание журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789)   Эммин Н.Ф.(1767-1814): «Роза» (1788), «Игра судьбы» (1789)     Плавильщиков П.А. (1760-1812): «Бобыль» (1790)   Радищев А.Н.: «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790)     Дмитриев И.И.(1760-1837): «Модная жена», «Стонет сизый голубочек» (1792), «Чужой толк» (1794)   Карамзин Н.М.(1766-1826): издание «Московского журнала» (1791-1792), «Фрол Силин» (1791), «Письма русского путешественника» (1791), «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» (1792), «Остров Боригольм» (1794), «Моя исповедь», «Марфа посадница» (1802), «Рыцарь нашего времени» (1802-1803), «Чувствительный и холодный» (1803)     Державин Г.Р.: «Водопад» (1791), «Вельможа» (1794), «Памятник» (1796), «Снегирь» (1800), «Анакреонтические песни» (1804)   Котляревский И.П. (1769-1838): «Энеида» Радищев А.Н.: «Осьмнадцатое столетие», «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам» (1801) Гольдбах П.А.(1723-1789): «Система природы» (1770) (фр.)   Гете И.В.: «Гец фон Берлихинген» (1771), «Вертер» (1774), «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» (1777-1785) (нем.)   Лессинг Г.Э.: «Эмилия Галотти» (1772) (нем.)   Руссо Ж.Ж.: «Прогулки одинокого мечтателя» (1772-1778) (фр.) Бюргер Г.А.(1747-1794): «Ленора» (1773), «О народной поэзии» (1776) (нем.)   Бомарше П.О. (1732-1799): «Мемуары» (1773), «Севильский цирюльник» (1775) (фр.)   Мерсье Л.С.(1740-1814): «О театре» (1773), «Тачки уксусника» (1775) (фр.)   Лафатер И.К.(1741-1801): «Физиогномика» (1775-1778) (швец.)   Шеридан Р.Б.(1751-1816): «Школа злословия» (1777) (анг.)   Красицкий И.(1735-1801): «Мономахомахия» (1778), «Пан подстолий» (1778) (польск.)   Виланд Х.М.(1733-1813): «Оберон» (1780) (нем.)   Трембецкий С.(1739-1812): «Блудный сын» (1780) (польск.)   Марешаль Л.С.(1750-1803): «К наивысшему прославлению добродетели» (1781) (фр.)   Шиллер И.Ф.(1759-1805): «Разбойники» (1781), «Дон Карлос» (1783-1787), «Коварство и любовь» (1784) (нем.)   Бомарше П.О.: «Женитьба Фигаро» (1784) (нем.)   Бернс Р.(1759-1796): первый сборник стихов (1786) (англ.)   Гольдони К.: «Мемуары» (1784) (ит.) Бюргер Г.А.: «Барон Мюнхгаузен» (1786) (нем.)   Гете И.В.: «Ифигения в Тавриде» (1787), «Римские элегии», «Эдмонт» (1788) (нем.) Кант И.(1724-1804): «Критика практического разума» (1788) (нем.) Шенье М.Ж.(1764-1811): «Карл IХ» (1788), лирика (фр.) Руже де Лиль К.Ж.(1752-1829): «Марсельеза» (1792) Добровский И. (1752-1829): «История чешского языка и литературы» (1792) Шиллер И.Ф.: «Тридцатилетняя война» (1792), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795-1796), «Мария Стюарт» (1800) (швейц.) Песталоцци И.Г.(1746-1827): «Мои исследования» (1794-1797) (швейц.) Радклиф А. (1764-1823): «Удольфские тайны» (1794), «Итальянец» (1797) (англ.) Льюис М.Г. (1775-1818): «Монах» (1795) (англ.) Шлегель Ф. (1772-1820): «Об изучении греческой поэзии» (1795) (нем.) Парни Э. (1772-1814): «Война богов» (1799) (фр.) Гете И.В.: работа над первой частью «Фауста» (1797-1800) (нем.)