Работа по главе «Гармонь»
- Какое событие лежит в основе главы «Гармонь»? (в центре – один из военных эпизодов: случайная встреча Теркина с танкистами на фронтовой дороге.
+ цитирование 1 строфы и + 2 строфы «От глухой лесной опушки… Не дотронься как-нибудь» + иллюстрация
- Давайте послушаем, о чем разговаривают солдаты, оказавшись в туннеле между сугробами
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
«Вот беда….Ну, сыграй ты, шут с тобой!»
Беседа
- Кто ведет разговор?
- Почему, узнав, что гармонь их погибшего товарища и боль утраты еще так свежа, В. Теркин все же решается сыграть?
- Как вы оцениваете его поступок?
- В чем Теркин проявил себя как мастак?
(Мы видим, что Теркин почтителен, деликатен. Но желание помочь товарищам, поднять их настроение сильнее печали)
- Послушайте, как Твардовский рассказывает об игре Теркина
МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ «Только взял боец…. Трех товарищах рассказ»??????????
- Песня «Три танкиста» (Сычев М.С)
- Ребята, какое впечатление у вас создалось? Почему?
- Как солдаты восприняли игру Теркина?
- И вот смена мелодии и перед нами – картина лихой солдатской пляски.
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Плясуны на пару пара… Каблуку тому каюк»
- Какие выразительные средства языка использует автор в описании танца?
Сравнение: « словно в праздник на вечерке половицы гнет в избе»
Метафору: « Прибаутки, поговорки сыплет под ноги себе»
Слова из разговорной речи: «Кабы», «каюк»
- Что придают тексту эти выразительные средства? ( Они помогают более наглядно, конкретно представить эту картину.)
- Смысл эпизода
Кровь, смерть, испытания войны не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа советских солдат. Музыка развеяла угрюмую суровость двух танкистов, разбудила воспоминания
-Как поступают солдаты с гармонью Теркина?
- Почему же бойцы отдают Теркину гармонь, единственную память о командире? ( Они поняли, что Теркин будет достоин славы их командира; ведь память о мертвых не нуждается в застывших реликвиях, она в делах и борьбе живых.)
- Каким предстает Теркин в главе «Гармонь»
- В чем Теркин в данной главе «мастак»?
- С чем у вас ассоциируется гармонь?
- В чем заключается идея главы? (На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба).