ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

Личность в историко-литературном и культурном пространстве XIX века

Задание

1. Выбрать из представленного перечня тему, продумать концепцию, содержание, оформление и представить в виде презентации в формате MS PowerPoint (10-12 слайдов).

2. К презентации можно приложить послайдовые комментарии в формате MS Word (объем комментариев – до 2-х стр.).

 

Презентация должна содержать следующую информацию:

1. Фамилия, имя, отчество студента. Институт, кафедра. Специальность, курс, группа.

2. Название выбранной темы.

3. План (структура презентации).

4. Основную часть: текс, иллюстрации, фотографии и пр.

5. Заключение (выводы, обобщения).

6. Перечень литературы и источников (не более 1 слайда).

Внимание! В группе не должно быть повторяющихся тем.

 

Срок сдачи: 11 апреля

Темы для домашней контрольной работы-презентации

 

1.

 

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Домашняя контрольная работа является одной из форм самостоятельной работы студента в течение семестра. Назначение контрольной работы – помочь студенту в овладении методикой литературоведческого анализа художественного произведения, развить культуру письменной речи, сформировать навыки самостоятельной работы с научной литературой.

Домашняя контрольная работа выполняется студентом самостоятельно по одной из предложенных тем и сдается на проверку преподавателю в указанные сроки. Подготовительный этап работы – тщательный подбор всех необходимых материалов, рекомендованных по теме, внимательное изучение художественных текстов, научных исследований и монографий, литературоведческих статей, учебников.

Работа состоит 1) из подробных письменных ответов на вопросы по теме и 2) списка литературы, которой пользовался студент при выполнении работы. Студент самостоятельно подбирает литературу для выполнения работы.

Домашняя контрольная работа предполагает самостоятельно выполненный студентом анализ текста художественного произведения. При этом студенту целесообразно, наряду с собственными оценками и суждениями о произведении, привести различные научные трактовки, точки зрения на произведение, существующие в работах ученых, а затем выразить свое отношение к проблеме.

Объем контрольной работы: 5-10 страниц компьютерного набора.

Срок сдачи контрольной работы: 30 апреля.

 

Вариант 1: Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

 

«…роман очень живой, горячий и законченный, которым я очень доволен и который ничего общего не имеет со всем тем, над чем я бился целый год» (Л.Н.Толстой)

Картины жизни, семейный роман. Смысл переломной эпохи 1870-х годов раскрывается в драматической истории крушения последней незыблемой крепости – дома, семьи. История потерявшей себя, но невиноватой женщины.

Главные герои романа – люди с чистым сердцем и большим умом – Анна Каренина и Константин Левин. Они не мирятся с привычной общепринятой ложью и мучительно ищут истинной, правдивой любви и правдивой жизни.

 

 

1. Из истории создания романа. Проблематика. Смысл эпиграфа.

2. Композиция романа, основные сюжетные линии. Характеристика героев романа.

Особенности художественной формы.

3. Мое впечатление от прочтения романа.

 

 

Вариант 2: Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»

Идея романа – моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее… Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете… (Ф.М.Достоевский).

Персонажи романа одержимы разрушительной страстью наживы, которая опустошает их души. Достоевский показывает в романе, что современное состояние мира с его банками, биржами, судами, акционерными компаниями и железными дорогами принижает все возвышенное и духовное, разлагает ценностное отношение человека к действительности и способствует развитию в нем лишь чувственных и корыстных стимулов деятельности. Наступление золотого тельца на истинную любовь, когда христианский идеал отступает, а предметом купли-продажи становится красота и человеческое достоинство, создает в романе «убийственную» атмосферу,

Князь Мышкин оказывается изгоем в этом «проклятом» мире, поскольку не принимает его правил игры и бессильно противостоит ему.

 

 

1. Из истории создания романа. Проблематика. Социально-нравственный и религиозный смысл романа.

2. Основные сюжетные линии романа. Тема власти денег. Характеристика героев.

3. Мое впечатление от прочтения романа.

 

 

Вариант 3: Проза А.П.Чехова 1890-х годов

Основная тема чеховских рассказов и повестей 1890-х годов – жизнь обыкновенных людей. Чаще всего Чехов пишет об относительности общепринятых истин, об иллюзиях и заблуждениях, о несостоятельности жизненных программ. Ценой следования ложным ориентирам в жизни оказывается сломанная человеческая судьба.

Чехов не предлагает читателю никаких утешений, спасительных рецептов, счастливых развязок. Он показывает непрочность даже таких, казалось бы, бесспорных жизненных программ, как труд, семья, культура, интеллигентность. Ни одна из них не служит в художественном мире Чехова спасением для героя, не обладает абсолютной ценностью.

«И как ни велико зло, все же ночь тиха и прекрасна, и все же в Божьем мире правда есть и будет, такая же тихая и прекрасная, и все на земле только ждет, чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью» (А.П.Чехов «В овраге»)

1. Красота подлинная и мнимая в рассказах «Попрыгунья» (1892) и «Дом с мезонином» (1896).

2. «Любовь изменила их обоих», но изменить свою жизнь они не могут – рассказ «Дама с собачкой» (1899)

3. Мысль о неразрывности правды и красоты в человеческой жизни, полной зла и несправедливости – повесть «В овраге» (1900)

4. Мое впечатление от прочтения чеховской прозы.