Педагогическая деятельность, её структура

Для проникновения в сущность педагогической деятельности обратимся к ее строению (структуре). С учетом понимания деятельности в философии и психологии структуру педагогической деятельностиможно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов, средств и методов педагогической деятельности, педагогических действий (операций), предмета и результата (продукта) педагогической деятельности, оценки результата и корректирующих педагогических действий.

Проанализируем эти структурные компоненты педагогической деятельности.

Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект – тот, кого воспитывают, формируют как личность. При самовоспитании и самообразовании объект и субъект совпадают. Нам уже известно, что объект педагогической деятельности сам является субъектом. Только в этом случае можно говорить об эффективном педагогическом процессе. Потребность субъектов педагогической деятельности выступает как потребность в устранении чего-либо мешающего развитию, или как необходимость удовлетворения чего-либо жизненно важного, значимого.

Потребностиподталкивают субъектов педагогической деятельности к определению цели и формированию мотивов педагогической деятельности. Цель определяет содержание деятельности (что делать?), мотив – её причину (почему или для чего делать?).

Общая цель педагогической деятельностиэто приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой гармоничной личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цели педагогической деятельности отражают объективные тенденции общественного развития и приводят содержание, формы и методы педагогического процесса в соответствие с потребностями общества и отдельной личности.

К средствам и методам педагогической деятельности относятся содержание педагогической деятельности, всевозможные носители информации (литература, пресса, технические средства), а также методы работы педагога.

Основной функциональной единицей педагогической деятельности является педагогическое действие (действия, по А.Н. Леонтьеву, состоят из операций, операции из приемов и процедур). Педагогическое действие имеет подготовительную и исполнительную фазу и направлено на достижение результата и получение продукта. Начало действия и его результат связывает процесс. Подготовительная фаза сама состоит из разнопорядковых действий. Это действия: по накоплению новой информации; по логическому структурированию материала; по изучению объекта, диагностике условий деятельности; по методической обработке накопленного структурированного материала, по выбору методов учебно-воспитательного процесса и т.д. Подготовительная работа проводится ради исполнительной фазы, которая завершает все действия и подводит к результату. На этой фазе педагог использует все доступные ему и подходящие к случаю различные средства.

Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.

Результат педагогической деятельности соотносится с её целью, а предмет – с продуктом. Результат– это реально достигнутый итог педагогической деятельности. Продуктомпедагогической деятельности могут быть новообразования в развитии личности. К ним можно отнести: физическое здоровье индивида, его знания, умения, навыки, черты характера. Конечным продуктом педагогической деятельности можно считать, например, воспитанность.

Оценка продукта (результата) педагогической деятельности - это сравнение качества полученного результата (продукта) с целью педагогической деятельности и соответствующая его оценка. Корректирующие педагогические действия необходимы тогда, когда полученный результат (продукт) деятельности расходится (не совпадает) с изначально поставленной целью.

Наряду с вышеизложенным философским и психологическим подходами к разработке проблемы структуры деятельности в педагогике принято выделять в структуре педагогической деятельности следующие взаимосвязанные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный (Н.В. Кузьмина). Для успешного выполнения этих видов деятельности педагогу необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях. Так, гностический компонент (деятельность) включает знание педагогом содержания педагогического процесса, педагогических средств, технологий; знание о структуре, видах и способах организации деятельности в педагогическом процессе, педагогической коммуникации и т.д.

Проектировочный компонент включает представления о целях обучения и воспитания, о стратегиях и способах их достижения. Конструктивная деятельность предполагает отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся; проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса в соответствии с задачами обучения и воспитания.

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллектива, а также на организацию собственной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями и т.д.