Предмет, задачи, основные понятия коррекционной педагогики

 

Современная коррекционная педагогика как отрасль педагогической науки имеет своей основой дефектологию, но при этом ее объект и предмет несколько шире, чем у дефектологии. Так, в словаре-справочнике «Дефектология» (1996) последняя определяется как наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. При этом аномальные дети – это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Дефектология включает: тифлопедагогику – воспитание и обучение слабовидящих и слепых людей; сурдопедагогику – воспитание и обучение слабослышащих, глухих и глухонемых людей; логопедию– воспитание и обучение людей с нарушениями речи; олигофренопедагогику воспитание и обучение людей с недостатками и отклонениями в умственном развитии, а также имеет отрасли, изучающие нарушения опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, множественные комбинированные нарушения и др.

Другим (альтернативным) названием дефектологии выступает специальная педагогика.Это - теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно. Термины «специальная педагогика» и «специальное образование» являются общепринятыми в международной педагогической теории и практике. Они подчеркивают личностную ориентированность этой области педагогики, её способность решать сложные образовательные проблемы конкретного человека (Т.В. Варенова, 2003).

В отечественной педагогике в последнее время более употребительным становится понятие «коррекционная педагогика». Для термина «аномальные дети» также вводится ряд альтернативных понятий: дети с особенностями психофизического развития, с отклонениями в развитии, с патологией развития, с дизонтогенезом (нарушением индивидуального хода развития), с трудностями в обучении, с недостатками в умственном и физическом развитии, с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченными возможностями здоровья и др.

Коррекционная педагогика изучает особенности образования людей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии. Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию (А.Д. Гонеев, 1999). Иначе говоря, это ребенок с четырьмя “Д”: с тем или иным дефектом, с перенесенной в детстве депривацией (лишением), со школьной дезадаптацией (нарушением приспособления) или с девиацией (отклонением в поведении). Некоторые исследователи (Т.В. Варенова и др.) подчеркивают, что объектом коррекционной педагогики принято считать именно психические и физические нарушения, а не их носителей.

Рассмотрим, как исследователи коррекционной педагогики определяют ее предмет.

Предмет коррекционной педагогики - процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление у них отклонений в развитии и поведении (А.Д. Гонеев и др., 1999). Предмет коррекционной педагогики– это виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение в развитии (дефект) (Т.В. Варенова, 2003). По определению Г.Ф. Кумариной (2001) предметом этой отрасли педагогики являются разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.

Каковы задачи коррекционной педагогики на современном этапе? К наиболее общим задачам относят (Т.В. Варенова, В.В. Хитрюк):

· разработка концепций о сущности нарушений психофизического развития, путей их компенсации и коррекции;

· изучение истории становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими недостатки в психофизическом развитии или девиации в поведении;

· разработка методов педагогического изучения детей и установление оптимальных условий для их развития;

· определение целей, задач и основных направлений деятельности специальных коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков;

· научно-методическая поддержка действующей системы учреждений специального образования (обновление содержания образования, создание коррекционно-развивающих программ и т.п.);

· разработка технологий, методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность;

· создание учебно-методической базы для подготовки учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизическом развитии и девиациями в поведении;

· изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта.

Определим необходимые специальные понятия коррекционной педагогики. Под дефектом обычно понимают физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), дефект – это постоянная или временная утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее. Недостаток определяется как неблагоприятное состояние, вызванное инвалидностью. Инвалидность– любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности выполнять какую-либо деятельность в соответствии с нормой.

В психологической науке решается проблема нормы и ее вариантов, а также определения понятий «нормального» и «аномального» развития. Выделяют понятия:

- предметная норма – знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием учебной программы;

- социально-возрастная норма – показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сформироваться к концу определенного возрастного этапа;

- индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Маркова).

«Аномальное» развитие – это развитие, отклоняющееся от нормы, от общей закономерности. Строго научного понятия «норма личности» не существует. Между нормальным типом поведения и патологическим (болезненным) находится множество переходных форм. У практически здорового ребенка могут наблюдаться проявления, состояния, формы поведения, отклоняющиеся от нормы. Это так называемые факторы риска, существующие в каждом возрастном периоде. Их коррекция – обязанность педагога.

В целом о недостатке, отклонении в развитии можно говорить тогда, когда возникает несоответствие возможностей человека общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т.е. когда налицо ограничение социальных возможностей.

К основным понятиям коррекционной педагогики относятся «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация». Коррекция –система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекцией называют как специфические педагогические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, так и составную часть учебно-воспитательного процесса, направленную на изменение формирующейся личности ребенка.

Биологическим основаниемкоррекции являются процессы компенсации. Компенсация - процесс возмещения недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека, в частности на практически неограниченные возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга.

Понятия коррекции и компенсации связаны с понятием реабилитации. Реабилитация – есть система мер по обеспечению и/или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. В частности социальная реабилитация - это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребенка с отклонениями в развитии или поведении в социальную среду, в адекватные взаимоотношения со сверстниками и общественно полезную деятельность.

Адаптация– процесс приспособления индивида к изменившимся условиям или преодоление им возникающих трудностей. Школьная адаптация – процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.Напротив, дезадаптация– это состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности. Например, результатами школьной дезадаптациимогут быть неуспеваемость, отставание по ряду предметов в освоении школьной программы, негативное отношение к учению, пропуски занятий, педагогическая запущенность, асоциальное поведение и т.п.

 

Резюме

Итак, педагогика как наука и практическая деятельность направлена на социальное воспроизводство поколений, т.е. является функцией общества, без реализации которой общество не могло бы существовать. Термином «педагогика» обозначают: науку, искусство воспитательной практики, технологию и учебный предмет.

Педагогика как наука об образовании человека имеет свой объект и предмет исследования. Она изучает процесс развития и формирования личности в условиях образования (воспитания и обучения).Педагогика одновременно является и теоретической, и прикладной наукой.

Основными категориями педагогики выступают: развитие, обучение, воспитание, образование. Особенно сложным является в педагогике понятие воспитания. Воспитание в широком социальном значении есть объективно-закономерное, социокультурное явление, призванное обеспечить передачу опыта, накопленного человечеством в различных видах жизнедеятельности, от старших поколений младшим. Воспитание как педагогический процесс может происходить на микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. В узком педагогическом значении под воспитанием понимают специальную воспитательную деятельность, имеющую целью формирование личности в целом, ее отдельных качеств, свойств, отношений и т.п.

В настоящее время педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей в тесной взаимосвязи с другими науками о человеке и обществе. В связи с ростом количества детей, имеющих отклонения в развитии и проявляющих девиации в поведении, большое значение в современной педагогической теории и практике приобретают проблемы коррекционного педагогического процесса. Эти проблемы и призвана решать коррекционная педагогика.

Педагогика, а также ее объект – образование - часть культуры общества. Её достижения всегда общественно значимы. Более того, уровень развития общества (государства, народа), его культуры характеризуется прежде всего тем, как организовано образование, каков ценностный статус образования в обществе.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Докажите, что педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знания и не отделима от развития общества.

2.Раскройте различные значения термина «педагогика».

3.Охарактеризуйте объект и предмет педагогики как науки.

4.Определите основные категории и понятия педагогики.

5.Какова современная трактовка категории «образование»?

6.Изобразите схематически взаимосвязь основных категорий педагогики.

7.Охарактеризуйте формы связи педагогики с другими науками о человеке и обществе (на примере конкретных наук).

8.Назовите и дайте краткую характеристику основных отраслей педагогических знаний.

9.Каковы предмет и задачи коррекционной педагогики?

10.Определите основные (специальные) понятия коррекционной педагогики.

Рекомендуемая литература

1Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. – Гл. 1.

2 Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учеб. пособие / Т.В. Варенова. - Мн.: ООО “Асар”, 2003. – C. 7-23.

3Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. - М.:

Издательский центр “Академия”, 1999. – С. 5-10; С. 41-66.

4.Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Мн.: Аверсэв., 2003. – С. 21 - 47.

5.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – С. 5-14.

6.Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. – С. 7-29.

7.Пуйман, С.А. Педагогика. Основные положения курса / С.А. Пуйман. – Минск: «ТетраСистемс», 2001. - С. 6-16.

8.Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл. 1.

9.Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 58-79.

10.Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. –

С. 8 – 25.

11.Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Мн.: Універсітэцкае, 2000. – С. 10-30.

12.Хитрюк, В.В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций / В.В. Хитрюк. – Мн.: Жасскон, 2006. – С. 6-22.