Какое влияние будут иметь новые правила?
Сенна: – Возможно, Формула-1 не изменится настолько, как некоторые предполагают, но, очевидно, она будет меняться, потому что некоторые технологии были запрещены, так как могли привести к перегрузке гонщиков не только при освоении машины, но и при ее управлении. Я считаю, это правильный путь, а что касается гонщиков, то мы можем использовать немного лучше различные стили вождения. Я думаю и чувствую, что в некоторых отношениях последние два года появились факторы, ограничивающие различные стили вождения. Думаю, это принесет соревновательность для команд, кроме Williams (выдающейся команды), а Williams, я надеюсь, останется впереди и даст нам возможность снова иметь очень успешный сезон.
Вопрос репортера из Сан-Паулу Фрэнку Уильямсу, который Бетиз дипломатично перевела на английский так:
«Считаете ли вы, что 1994 год будет таким же скучным с Сенной, выигрывающим на Williams, каким был 1993 год с Простом, выигрывающем на Williams?
Сенна (вмешиваясь): – В действительности здешний журналист спросил: «Не считаете ли вы, что чемпионат будет еще более скучным с Сенной?». (Взрыв смеха в Дидкоте.) Он именно это сказал, слово в слово. (Снова смех).
Уильямс: – Во-первых, я не считаю, что чемпионат 1993 года был скучным. Во-вторых, я полагаю, что в 1994 году будет более трудный чемпионат, частично из-за изменения требований к машинам. Никто не стоит на вершине всегда. Появятся команды, которые будут теснить нас, может быть, даже побьют нас. Это возможно.
Сенна: – О'кей, Фрэнк. Мы все здесь счастливы были услышать тебя, а сейчас мы говорим «до свидания», и не только тебе, но и всем вам в Англии. А я надеюсь скоро увидеть тебя.
Williams: – Большое спасибо, Айртон. Очень приятно было побеседовать с тобой, и я говорю это от лица всех находящихся здесь. Я поговорю с тобой еще сегодня попозже.
Сенна: – А сейчас до свидания.
Во время осады в Эшториле в 1994 году, то есть через четыре месяца после этой беседы, Сенну спросили (снова!): «Сожалеет ли он, что Прост не будет участвовать в Формуле-1 в 1994 году?». Ответ был загадочным: мол, если бы Прост вышел из отставки, – «это было бы хорошо для моего банковского баланса». Любопытно, что никто не добивался от Сенны раскрытия этого утверждения, любопытно потому, что оно кажется невразумительным. Как могло бы возвращение Проста в McLaren, – о чем ходили слухи – или еще куда-либо принести доход Сенне?
Странное дело, если его последовательно проследить. Williams заключил эксклюзивный договор с Простом, выплачивая ему 5,1 миллиона фунтов, чтобы он не выступал за другую команду. Если бы Прост действительно вернулся из отставки, он должен был бы вернуть эти деньги обратно, а – как часть договоренности с Сенной – он, Сенна, унаследовал быих.
Через неделю после Эшторила McLaren представил их новую машину на своем заводе в Уокинге, и, не ожидая разрешения «неизменного» Рона Денниса, управляющий компании сказал... (я снова воспроизведу эти слова, потому что они представляют больше чем временное значение):
«Существуют два вопроса. Первый: это то, что контрактные отношения между Аленом и его бывшей командой и спонсорами интересуют нас, но, конечно, не в нашей компетенции. Нас не интересует, какова ситуация сейчас или какова она была раньше. А что касается нас – он гонщик, который выиграл три из четырех чемпионатов именно в команде McLaren. Это несомненно делает его чрезвычайно подходящим для выступления за McLaren в 1994 году, но до настоящего времени ничего не решено.
Второй: некоторые спрашивают меня: хочу ли я выступать? Отвечаю: «Я не думаю, что вы должны платить человеку за то, чтобы он НЕ делал вещей, которых он не хочет делать». Если вам платят за то, чтобы вы не выступали, логично предположить желание выступать. Конечно, каждый имеет право изменить свое мнение. Это свойственно человеку. Я верю, что большинство гонщиков Гран-при выступали бы в гонках и бесплатно. Если бы экономическая ситуация лишила возможности платить им за участие в гонках, они все равно участвовали бы в них, потому что получают огромное удовлетворение от победы над соперником. Мы живем в дни, когда вознаграждения измеряются миллионами долларов, но для них это не главное. Эти парни наслаждаются гонками, наслаждаются вождением, и когда их этого лишают, у них появляется свободное время для размышлений.
Прост, победил 30 раз в команде McLaren, Сенна-35, Прост занял поул-позишн 10 раз, Сенна-46. |
В команде McLaren существует уникальная ситуация, ведь Жан-Пьер Жабуй (управляющий Peugeot-Спорт) и я – очень близкие друзья Алена. Дружеские отношения в команде McLaren не часто видны посторонним наблюдателям, но они оцениваются гонщиками. Нас иногда считают чем-то, лишенным своеобразия, но я могу уверить вас, что когда окунетесь в работу с командой, вы почувствуете необычную среду. Думаю, что это именно то, что Ален потерял. Он не нашел этого в других командах, за которые он выступал после ухода из McLaren (Ferarri, Williams), и, глядя в будущее, можно сказать: есть команда с чрезвычайно благоприятными условиями для его работы. Я считаю, что именно поэтому он думает о возвращении».
Необычный день в Уокинге, представление новой машины McLaren с двигателем Peugeot, проводимое в комнате для призов, стеклянные полки по стенам с изысканно украшенными кубками, которые напоминают триумфальные дни команды. Имя Алена Проста выгравировано на многих из них, и на многих – имя Айртона Сенны: Прост победил 30 раз в команде McLaren, Сенна-35, Прост занял поул-позишн 10 раз, Сенна-46; между собой они поделили все чемпионаты с 1985 по 1991 год, за исключением 1987-го.
Необычный день в конце января. Нет даже бледно-желтого солнца. Сенна ушел из McLaren, а Прост не вернулся. Подсознательно, как на пустом пит-лейне в Эшториле, пытаешься представить их, услышать своеобразную манеру речи. Вместо них видишь Мику Хаккинена – единственного гонщика, которого приобрела команда McLaren. Он позирует в машине, на которой только еще должен выиграть гонки и принести призы для стеклянных полок. Эта книга о том, что Айртон Сенна уже принес.