Государственная собственность и государственный сектор в экономике.

В повседневной жизни под собственностью обычно понимают принадлежность тех или иных вещей определенным лицам. Собственность бывает: частная, групповая (коллективная) и общая (государственная). Общая собственность представляет собой совместное достояние, то есть принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной собственности. Государственная собственность – форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью или на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности; кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций. Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

ПРИВАТИЗАЦИЯ - продажа или безвозмездная передача государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц. Главная цель приватизации - повышение эффективности использования объектов хозяйствования.

В России прошла два этапа - бесплатный (ваучерный) и денежный. Первый пришелся на 1992-1993 гг., второй - с 1994г. Главное отличие второго этапа в том, что объекты государственной и муниципальной собственности передавались в частные руки не бесплатно, а путем продажи по рыночным ценам с использованием аукционов и тп.

Однако в процессе ваучеризации в России присвоение бывших государственных средств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы.

Национализация – переход частной собственности в собственность государства. Объектами могут быть: земля, промышленные предприятия, банки, транспорт, связь и т д. В 1917-1918 гг. государство национализировало крупную промышленность, транспорт, внешнюю торговлю, частные банки; была ликвидирована без всякого выкупа частная собственность на землю.

 

53.Формы государственного хозяйствования

К ним относятся различные виды гос. собственности, контролируемая система( с-ма гос. заказов), а так же индикативное планирование.

В настоящее время (в Туркменистане=) существуют три категории научных организаций, отличающиеся формой хозяйствования и финансирования: государственные бюджетные, государственные хозрасчетные, находящиеся на ограниченном хозяйственном расчете и государственные хозрасчетные, находящиеся на самофинансировании.

 

Государственные бюджетные организации проводят в основном фундаментальные исследования по заказу государства и финансируются из средств государственного бюджета. При организации фундаментальных исследований учитываются приоритеты, запросы практики и закономерности развития научных исследований. Таким образом, фундаментальные исследования организуются на основе целевого финансирования из государственного бюджета. К организациям этой категории относятся вузовский сектор науки; научно-исследовательские институты при Президенте Туркменистана при Кабинете Министров Туркменистана, при ВСНТ; научно-клинические центры онкологии и охраны здоровья матери и ребенка.

 

Государственные хозрасчетные, находящиеся на ограниченном хозяйственном расчете, действуют на основе сочетания централизованного руководства и финансирования с самостоятельностью и хозрасчетом. Они обслуживают конкретную отрасль, финансируются, в основном, из средств специальных фондов отраслей и частично из госбюджета. Средства распределяются научными советами в условиях широкого обсуждения проектов.

 

Государственные хозрасчетные, находящиеся на самофинансировании обслуживают материальные производство . Источниками их финансирования являются средства предприятий-заказчиков, спец фонды ассоциаций и министерств, бюджетные ассигнования в виде грантов (для фундаментальных научно-исследовательских работ), собственные средства для создания научно-технического задела, банковские кредиты. На самофинансировании находятся Национальный институт лекарственных средств Туркменистана и Научно-производственное объединение «Гун».

 

54. Денежно-кредитная политика государства. Цели и инструменты.

Кредитно-денежная политика, прежде всего, связана с регулированием кредитно-денежного обращения, которое осуществляет ЦБ. Основными её инструментами являются:

1)Операции на открытых рынках: покупку ценных бумаг (ранее выпущенных облигаций и казначейских векселей), что приведет к увеличению предложения денег на рынке;

2)Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы, тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается

3)Изменение учетной ставки. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ и наоборот.

В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых»(во время эк. кризиса) и «дорогих»(во время эк. подъема) денег.

Применение кредитно-денежной политики также имеет определенные сложности и недостатки:

1. Ослабление контроля за предложением денег.

2. Изменение скорости обращения денег. По мнению некоторых экономистов, скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения. Что сводит на нет применение кредитно-денежной политики.

 

55 Финансовая политика государства. Государственный бюджет, как средство регулирования экономики.

Государство через систему финансов перераспределяет значительную часть национального дохода в целях государственного регулирования экономики для достижения экономического роста и социальной стабильности.

Основная задача финансовой политики – обеспечить высокое благосостояние всего населения

Ведущие экономисты разделяют ее на три вида:

1)политика экономического роста- система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объёмов ВНП и повышение уровня занятости.(рост гос. расходов, снижение налогов)

2) политика стабилизации.

3)политика ограничения деловой активности(в период подъёма или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.)

Гос. бюджет- это источник доходов и расходов гос-ва. Бюджетные средства расходуются на следующие основные цели: содержание вооруженных сил и аппарата государственного управления, финансирование социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и т.д.).

Бюджетная политика может быть экспансивной(увеличении государственных доходов и снижении уровня налогообложения и используется для преодоления экономических кризисов, ускорения экономического развития) и рестриктивной(для ограничения пр-ва и экспорта).

56 Виды налогов, цели и задачи налоговой политики

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налога в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

На выбор конкретного варианта решения влияют следующие факторы: темпы роста (падения) производства; уровень инфляции…

Налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства.

Сформулируем важнейшие задачи налоговой политики в нынешних условиях:

- обеспечение достаточных поступлений в бюджет для финансирования неотложных социальных программ;

- резкий структурный сдвиг экономических пропорций в пользу тех производств, которые работают непосредственно на удовлетворение потребностей населения;

- создание наиболее благоприятных условий для стимулирования деловой активности.

Налоги бывают двух видов:

1)налоги на доходы и имуще­ство: подоходный налог и налог на прибыль корпораций; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость и другие. Они взимаются с конкретного фи­зического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

2) налоги на товары и услуги: НДС(налог с оборота); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они час­тично или полностью переносятся на цену товара или услуги.