Как определить тему экскурсии, ее цели и задачи

V. Разработка экскурсионной темы

Формулировка темы будущей экскурсии — дело ответственное. Ведь название темы — это визитная карточка всего вашего труда. Неверно отражающее суть название иногда приводит к разочарованию публики, которая, заказывая экскурсию, ориентировалась лишь на ее название в рекламном проспекте. Проще, если вслед за названием идет аннотация, но все равно лучше быть точнее в выборе названия. Дело в том, что здесь действуют два фактора — с одной стороны, необходимость наиболее верно передать содержание темы, с другой, желание сделать название возможно более привлекательным, броским, чтобы привлечь внимание клиента. В последнее время в коммерческих экскурсионных организациях наблюдается увлечение образными выразительными названиями, вроде «В Берендеево царство», «Мир волшебной сказки», идут в ход всякого рода «легенды» и «тайны» — хотя на поверку подчас выходит, что никаких тайн и нет — одна реклама. Возможно, по примеру книгоиздательского дела, нужно давать подзаголовок, раскрывающий такое образное или метафорическое название. В принципе, это не плохой ход, но только не надо жертвовать точностью. Иначе лучше дать более простую, но адекватную формулировку, или, если речь идет о рекламном проспекте, снабдить образно-метафорическое название аннотацией, содержащей краткое описание экскурсии. Здесь действует то же простое правило, которому учат словесники при написании школьных сочинений: каждое слово в названии темы (или информационного подзаголовка) должно работать при ее раскрытии, а лишних слов быть не должно. При этом как разработчик экскурсии, так и практикующий экскурсовод должны контролировать себя, чтобы увлекшись, не превратить, например, тему «Пушкинский Петербург» в тему «А.С. Пушкин в русской культуре», а тему «Немецкая слобода — историческая местность Москвы» – в тему «Москва петровской эпохи»... Сказанное, конечно, не означает, что не может быть никаких отступлений, или смежных тем. Они могут возникать, но призваны играть роль подтем, работающих на раскрытие основной темы, но не вытесняющих ее.

«Тема, – писал теоретик экскурсионного дела Н.П. Анциферов,– предопределяет строгий выбор материала и дает критерий для этого выбора, что освобождает экскурсию от перегрузки… Помимо критерия для выбора экскурсионных объектов, тема определяет и порядок их осмотра, она создает необходимую спайку всех элементов в одно гармоническое целое. Без этого не будут достигнуты сосредоточенность внимания и единство переживания, способствующие углубленному восприятию разбираемого материала»[1].

Общим композиционным принципом для обзорных экскурсий является географический, когда преследуется цель всесторонне познакомить людей с определенной местностью в топографическом, архитектурном и историко-культурном аспектах. Отсюда и названия тем, вроде «Москва – столица России»; «Петербург – Северная столица»; «Древний город Суздаль»; «По каналу имени Москвы». В тематических экскурсиях темообразующим фактором становится определенное культурное явление, лицо, событие, которое становится ключевым словом в названии темы. Приведем примеры популярных тематических экскурсий: «Москва православная»; «Дорогами Дмитрия Донского»; «Калуга – родина К.Э. Циолковского»; «Литературный Петербург»...

Наряду с темой на титульном листе методических разработок (об этом документе подробнее мы расскажем позже) указывают цели и задачи экскурсии. О них необходимо задуматься с самого начала, иногда цель может повлиять на формулировку темы. Приступая к разработке ли темы, к ведению ли конкретной экскурсии или вообще к освоению профессии экскурсовода – не мешает задуматься, зачем мы это делаем, какие цели перед собою ставим и через решение каких задач собираемся достичь этого. К счастью, деньги и престиж не являются характерным признаком нашей профессии и стало быть едва ли составляют для кого-то главную цель работы. Давайте задумаемся, зачем мы собираемся пригласить людей и затем показывать и рассказывать им что-то? В наиболее общем виде можно говорить об ознакомлении с тем-то и тем-то. Однако само ознакомление может носить разный характер. Это может быть поверхностное знакомство с достопримечательностями для приезжих туристов. Тогда важной задачей является организация досуга и отдыха, и экскурсоводу при соприкосновении с серьезными проблемами не следует забывать, что люди приехали отдохнуть. Совершенно иное — учебная экскурсия, когда учитель-экскурсовод, или экскурсовод, работающий по установке учителя, использует ее как работу на местности для освоения нового, углубления и усвоения изученного в школе материала. Профессиональные задачи могут решать на экскурсии, скажем, приехавшие в Москву иностранные архитекторы — на архитектурных экскурсиях; или журналисты, собирающиеся писать о тех или иных сторонах жизни нашего города; или гости из муниципалитетов, знакомящиеся с вопросами городского самоуправления и т.д. Выделяются такие цели, как организация отдыха, обучение, удовлетворение профессиональных интересов. При этом обязательно решаются просветительско-воспитательные задачи. Иногда выделяют художественное, патриотическое, трудовое воспитание. Но главным для подавляющего большинства экскурсий остается общее нравственное воспитание человека (на что прямо или косвенно работает все остальное). Если в общем случае цель может быть определена как ряд изменений, происходящих в сознании человека в результате проведенной экскурсии, то мировоззренческие изменения, накладывающие отпечаток на моральный облик человека относятся именно к сфере нравственного образования. Так, рассказ об определенных исторических событиях нацелен на извлечение опыта, необходимого для современного человека; при работе с памятниками культуры и природы решаются задачи воспитания бережного отношения к культурному наследию и природной среде; средствами экскурсии слушатели привлекаются к дальнейшему освоению культурного наследия, формируется их художественный вкус и т.д.