Базовой, исходной, точкой политической культуры является информированность людей, их знание проблем политической жизни.
Политическая культура воплощается в поведении людей.Она характеризует не только сам факт участия, но и степень зрелости, осмысленности, глубины понимания и включенности политического знания в практику, что в конечном счете проявляется через участие людей в принятии политических решений, особенно при их включении в дела местного самоуправления.
Главным носителем властных отношений является государство,особую проблему представляет взаимодействие государства с человеком, аточнее человека с государством.Форма разделения власти: законодательная, судебная и исполнительная. Другим основанием для классификации власти является известное положение М.Вебера о трех типах господства: традиционном, легитимном и харизматическом. Такое деление дает представление скорее о характере власти, чем о ее сущности.
Еще один подход в классификации власти в рассмотрении выполнения властных полномочий на взаимодействующих уровнях: федеральном, региональном и местном.
Власть- институционализированное, т.е. узаконенное, право субъекта (индивида или группы) навязывать свою волю другим людям или организациям вопреки оппозиции с их стороны. Власть является необходимым компонентом управленческой деятельности в любой группе, организации, обществе в целом.
«Вечные» формы власти, главным видом которых выступает демократия, олигархия, плутократия, охлократия, милитократия, хунта, идеократия, этнократия.
Специфические виды власти, монархия и аристократия.
Рекомендуемая литература.
Аванов А.В. Судьбы либерализма. - М.2000
Алексеева Т.А. Современные политические теории. – М., 2001
Амелин В.Н. Социология политики. –М. , 1992
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. –М., 2003
Осипов Г.В. Социология и политика. –М., 2005
Контрольные задания для СРС
В чем сущность политической социологии.
Какие этапы политической социализации вы знаете.
Каковы сущность и структура политической культуры.
Каковы формы политической активности.
Расскажите о национальной идее и ее основных компонентах.
Тесты по теме №9 .
$$$1. Власть принадлежит военным, главным образом, военизированным объединениям и организациям:
$$милитократия
$ монархия
$ аристократия
$ идеократия
$$$2. Внедрение в политическую жизнь политического террора, насильственных методов управления страной:
$$ хунта
$ монархия
$ аристократия
$ идеократия
$$$3. Все ключевые позиции в политике и экономике сосредотачиваются в руках лиц одной национальности:
$$этнократия
$ хунта
$ теократия
$идеократия
$$$4. В каком году в нашей стране женщины добились избирательных прав:
$$ 1917 г.
$ 1991 г.
$ 1945 г.
$ 1998 г.
$$$5. Особенность этого этапа состоит в персонификации:
$$с 8-9 до 13 лет
$ с 13-14 лет
$ с 18 лет
$ с 30 лет
$$$6. Отрывочная политическая информация начинает формироваться в систему:
$$ с 13-14 лет
$ с 8-9 до 13 лет
$ с 18 лет
$ с 30 лет
$$$7. Он (а) приобретает все права и обязанности, которые вытекают из его положения как политического человека:
$$ с 18 лет
$ с 8-9 до 13 лет
$ с 13-14 лет
$ с 30 лет
$$$8. Харизматической является личность, которая:
$$психологически всем нравится
$ политически активна
$ социально не принята
$ политически пассивна
$$$9. Главная характеристика демократии:
$$ избрание власти народом
$ умение говорить
$ анархия
$ порядок
$$$10. Понятия политической социализации означает:
$$ политическую активность
$ участие человека в выборах
$ победа на выборах
$ неучастие в политике
$$$11. Какая власть называется легитимной:
$$ избранная народом путем голосования
$ которая плохо управляет
$ которая обманывает народ
$ насильно захваченная власть
Темы для рефератов:
Роль семьи и школы в политической социализации.
Политическая пропаганда: наука или манипулирование.
Политическая культура: сущность и содержание.
Что такое идеология.
Национальная идея: поиск стабильности.
Особенности политической культуры в условиях функционирования рыночных отношений.
Kazakh-American University |
Hand-Out 2011-2012 |
Sociology 3-rd semester |
Credits 2 |
Family sociology |
Associate professor Orzhanova Ulzhan Kerimbetovna |
The outline: Тема № 10. Экономическая социология.-1ч.
1.Специфика и статус экономической социологии.
2.Структура экономико-социологического знания.
Экономическая социология исследует развитие экономики как социального процесса. Это междисциплинарная наука. Предмет экономической социологии – социальные законы экономического развития и социальная эффективность экономических решений.
В центре внимания экономической социологии составляют: социология труда, социология предпринимательства, социология маркетинга, социология финансово – банковской сферы.
Экономическое сознание связывают с систематическими экономическими знаниями и с сознательным их использованием, а экономическое мышление – это взгляд и представления людей, порожденных их участием в экономической деятельности. Опорой экономического мышления служит экономическая практика. Экономическое мышление – это форма проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации. Она воспринимает изменения экономических отношений преимущественно эмоционально и совмещает следование политике экономических реформ со сложившимися стереотипами.
Проблемы труда – ключевые в социально-экономическом развитии общества. Согласно Оксфордскому словарю английского языка впервые слово труд было употреблено в 1776 г. для обозначения «физического усилия, направленного на удовлетворение материальных потребностей сообщества». До этого в науке употреблялось понятие «работа». А.Смит сформулировал важнейшие требования к организации труда: не мешать, работнику выполнять трудовые обязанности. Его идеи развиты создателем «моральной арифметики» Дж.Бентамом, который сформулировал принцип достижения работником наибольшего удовлетворения и его стремления избегать страдания.
Во 2 пол. 19 в. получила распространение теория маржинализма, которая взяла на вооружение принципы полезности: по мнению сторонников данной концепции, люди руководствуются этим принципом с целью удовлетворения своих потребностей, точнее потребительского спроса. В 20 в. при характеристике труда стало использоваться понятие «деятельность» «трудовая деятельность», которое характеризовало процесс труда в единстве объективных условий и субъективных факторов.
До конца 19 в. промышленность развивалась без ориентации на учет социальных параметров. Работодатели ориентировались на такую организацию труда, в которой не было места чувствам, мотивам, ориентация людей. Из работников пытались выкачать максимум возможного – (рабочий день длился от 16 до 18 часов). Над рабочими существовал тотальный контроль.
К к.19 – н. 20 вв. вызрела идея: обратиться к тем резервам, которые кроются в самом работнике, пробудить его заинтересованность в эффективной и результативной деятельности. Открытие роли трудового сознания и поведения людей позволило понять, усвоить, а затем и использовать личные возможности и способности работника для повышения эффективности производства. Это открытие – важнейший этап в развитии экономики, в познании и использовании социальных резервов труда.
Основными понятиями социологии труда выступают: условия труда, организация труда, содержание труда, характер труда, удовлетворенность трудом, трудовым коллективом, социально-психологический климат коллектива и т.п. Труд выступает как способ удовлетворения человеческих потребностей. Во вторых, труд – созидатель общественного богатства. Труд – творец общества и фактор общественного прогресса. Труд – сила, прокладывающая человечеству путь к свободе, дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий. Именно в труде и посредством труда общество познает законы своего развития и законы природы.