Поняття парадигми та наукової революції (за Т.Куном).

ЗАТВЕРДЖУЮ

начальник кафедри ЗП

полк. служби ЦЗ

доктор біол. н., професор

Перелигіна Л.А.

________________________

 

 

ЛЕКЦІЯ З ТМПП

на тему: " Парадигми та дихотомії в психології " (2 год)

Розроблена

доцентом кафедри ЗП

к.психол.н., доцентом

Ушаковою І.М.

 

 


План:

1. Поняття парадигми та наукової революції (за Т.Куном).

2. Принцип фальсифікації гіпотез в теорії критичного реалізму К.Поппера.

3. І. Лакатос та концепція внутрішньої єдності доказів та спростування.

4. Старі дихотомії у сучасних наукових підходах.

5. Класична, некласична та постнекласична психологія та основні дихотомії в них.

Література:

1. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб: Питер, 2008.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.:«Наука», 1984.

3. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. – М. – Владимир: Заря, 2005.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии // http://psylib.org.ua/books/

5. Сергієнко Н.П. Теоретико-методологічні проблеми психології: курс лекцій. – Х.: 200

6. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М.: УРСС, 1997.

 

 

Поняття парадигми та наукової революції (за Т.Куном).

Историк науки американец Т. Кун (1922-1996) ввел целый ряд осно­вополагающих понятий для описания закономерностей функциони­рования и развития науки.

Научная парадигма— совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, приме­ры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.

Такие образцы должны быть:

· в достаточной мере беспрецедентны, чтобы привлечь на свою сторону сторонников из конкурирующих направлений;

· в то же время достаточно открыты, чтобы новые по­коления ученых могли найти для себя нерешенные проблемы любо­го вида. Это модели, из которых вырастают традиции научного ис­следования.

· Ученые, деятельность которых строится на основе одинаковых пара­дигм, опираются на одни и те же правила научной практики. В опре­деленном смысле общепризнанная парадигма является основной единицей измерения для всех, изучающих процесс развития науки.

· Эта единица как целое не может быть сведена к ее логическим составляющим.

· Формирование парадигм является признаком зрелости научной дисцип­лины, т. е. показателем выхода дисциплины на стадию «нормальной науки».

· Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться предпочтительнее конкурирующих с ней других теорий, но она вовсе не обязана объяснять все факты и отвечать на все вопросы.

Деятельность ученых в допарадигмальный период развития науки менее систематична и подвержена многим случайностям. Когда впер­вые создается синтетическая теория (зародыш, прообраз парадигмы), способная привлечь на свою сторону большинство ученых следующе­го поколения, прежние школы постепенно исчезают, что частично обу­словлено обращением их членов к новой парадигме. Начальные этапы принятия парадигмы обычно связаны с созданием специальных жур­налов, организацией научных обществ, требованиями о выделении специальных курсов в университетах. Парадигмы укрепляются по мере того, как их использование приводит к более быстрому успеху, чем применение конкурирующих с ними способов решения острых иссле­довательских проблем.

Нормальная (зрелая) наука— стадия развития научного знания, на которой в основном осуществляются накопление и систематизация знания в рам­ках сложившейся парадигмы и разработка парадигмальной теории в целях разрешения некоторых оставшихся неясностей и улучшения ре­шения проблем, которые ранее были затронуты лишь поверхностно.

Решение такого рода задач Т. Кун уподобляет решению головоло­мок, где также необходимо действовать в рамках строгих правил-пред­писаний. Поэтому проблемы нормальной (зрелой) науки в очень ма­лой степени ориентированы на открытие новых фактов или создание новой теории. Действия в рамках строгих правил-предписаний не мо­гут привести к созданию новых парадигм, что равнозначно револю­ции в науке, т. е. радикальной смене системы правил-предписаний на­учной деятельности.

Открытия начинаются с осознания аномалий, т. е. с установления того факта, что природа каким-то образом нарушила навеянные пара­дигмой ожидания. Это приводит к расширению исследований в обла­сти аномалии. Возникает парадокс — как нормальная наука, не стре­мясь непосредственно к новым открытиям и намереваясь вначале даже подавить их, может служить инструментом, порождающим эти откры­тия. Ответ состоит в том, что аномалия может проявиться только на фоне парадигмы. Чем более точна и развита парадигма, тем более чувствительным индикатором для обнаружения аномалии она выступа­ет. В определенной степени даже сопротивление изменению приносит пользу; оно гарантирует, что парадигма не будет отброшена слишком легко, что к изменению парадигмы приведут только аномалии, прони­зывающие научное знание до самой сердцевины.

Но открытия не являются единственным источником деструктив­но-конструктивных изменений парадигмы. Вторым источником ее банкротства становится постоянный рост трудностей в решении нормаль­ной наукой своих головоломок в той мере, в какой она должна это делать. Как и в производстве, в науке смена инструментов (орудий тру­да) — это крайняя мера, которая применяется только при возникнове­нии серьезных системных кризисов.

Экстраординарная наука— наука на стадии острого кризиса, когда аномалия ее развития становится слишком явной и признается боль­шинством исследователей в данной области.

Любой кризис начинается с сомнения в парадигме и постепенного расшатывания правил нормального исследования. Ситуация начина­ет напоминать допарадигмальный период в развитии науки.

Кризис завершается одним из трех исходов:

1) нормальная наука может доказать свою способность разрешить проблему, породившую кризис;

2) большинством ученых признается, что проблема в ближайшей перспективе вообще не может найти своего решения и она как бы оставляется в наследство будущему поколению;

3) появляется новый претендент на роль парадигмы, и разворачи­вается борьба за «престол».

Но часто новая парадигма возникает (по крайней мере в зародыше) до того, как кризис зашел слишком далеко или был явно осознан. В других случаях проходит значительное время между первым осо­знанием крушения старой парадигмы и возникновением новой. В этот период наблюдается увеличение обращений за помощью к философии, бурное выражение недовольства состоянием дел, рефлексия фундамен­тальных положений науки — все это симптомы перехода от нормаль­ной науки к экстраординарной.

Научная революция— это некумулятивные эпизоды развития на­уки, когда в результате кризиса старая парадигма замещается цели­ком или частично новой.

В изменениях такого рода Т. Кун усматривает много общего с ре­волюцией социальной. Именно в учении о природе и неизбежности научных революций автор наиболее глубоко расходится во взглядах с позитивистами, утверждавшими непрерывно накопительный характер развития знания и внеисторичность, незыблемость основных правил-предписаний и эталонов научного исследования. Научные революции приводят не только к радикальным изменениям взглядов на мир (пе­рестройке картины мира), но и к изменениям самого мира, в котором живет человек.

Даже после утверждения на троне новой парадигмы сопротивление долго не прекращается. Отдельные ученые принимают новую парадиг­му по самым разным соображениям, в том числе лежащим вне сферы науки (например, культ солнца помог И. Кеплеру стать коперниканцем). Большую роль играют также эстетические факторы. Даже националь­ность и прежняя репутация новатора могут сыграть в этом процессе значительную роль. Обращение в новую веру будет продолжаться до тех пор, пока не останется в живых ни одного защитника старой парадигмы.

С точки зрения Т. Куна, прогресс науки не является строго посту­пательным. Он наиболее очевиден в периоды ее нормального (куму­лятивного) развития. При смене парадигм число вновь открывающихся проблем обычно превышает число разрешаемых. Но именно открытие нового поля проблем обеспечивает дальнейшее движение вперед на очередном этапе существования нормальной науки уже в рамках но­вой парадигмы. Т. Кун также обращает внимание на то, что новизна ради новизны не является целью науки, как это часто бывает в других областях творчества. И хотя новые парадигмы редко или никогда не обладают всеми возможностями своих предшественниц, они обычно сохраняют огромное количество наиболее конкретных элементов про­шлых достижений, открывая при этом возможности новых конкрет­ных решений старых проблем.

Но можно ли считать, что с каждой научной революцией мы все ближе подходим к некоему полному, объективному, истинному пред­ставлению о природе? К положительному ответу на так поставленный вопрос Т. Кун относится скорее скептически просто потому, что тако­го абсолютного знания в принципе существовать не может. Но мы мо­жем говорить о все большей сообразности инструментов и процедур исследования тому, что мы изучаем.

В заключение следует обратить внимание на особое значение поня­тия «научное сообщество» в подходе Т. Куна. «Парадигма - это то, что объединяет научное сообщество, и наоборот, научное сообщество со­стоит из людей, признающих парадигму». Вне конкретного научного сообщества понятие парадигмы теряет свой смысл. Таким образом, парадигмы не живут сами по себе; и когда говорят о переосмыслении в рамках той или иной парадигмы новых фактов или смене парадигм, имеется в виду реальная жизнь научного сообщества. Поэтому социо­логия науки — неотъемлемый аспект логики развития науки