Общая характеристика предметной области социологии.

Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество).

Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность.

Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.

Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций.

Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей.

Социология -область научного знания, связанная с изучением соц. взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц. общностей и личностей, а также самого общества, как целостности).

Рекомендуемая литература.

Аитов Н. Основы социологии. – Алматы, 2007.

Вебер М. Избранные произведения. – М.,2000.

Борокноева А.О. О предмете социологии как общей науке об обществе. -М., 1992.

Американская социологическая мысль. - М., 1996.

Бауман З. Мыслить социологический. Пер. с англ. - М., 1996.

Контрольные задания для СРС

Охарактеризуйте предмет социологии.

Опишите функции социологии.

Связь социологии с другими гуманитарными науками.

Структура социологии.

Система основных категорий и законов социологии.

Основные парадигмы социологии.

Темы для рефератов.

Эволюция представлений об объекте социологии.

Предмет науки социологии: генезис идей.

Проблема человека в социологии.

Реальное сознание и его социологическая интерпретация.

Среда как предмет социологического анализа.

Реальное поведение и его эмпирические показатели.

Тесты по теме № 1.

$$$1. Какие отношения являются предметом исследования социологии:

$$ отношения между людьми

$ демографические

$ территориальные

$ этнические

 

$$$2. Кто впервые ввел термин «социология»:

$$ Огюст Конт

$ Карл Маркс

$ Герберт Спенсер

$ Макс Вебер

 

$$$3. Социология как наука сформировалась:

$$ в 19 веке

$ в 16 веке

$ в средние века 18 века

$ в конце 17 века

 

$$$4. Предметом социологии является:

$$ взаимоотношения между людьми

$ человек

$ социальные общности

$комплекс социальных явлений

 

$$$5. К понятиям социологии относятся:

$$ социальная группа

$ политическая организация

$ международная организация

$ учебная группа

 

$$$6. Объектом социологии не является:

$$ политика

$ человек

$ поведение людей

$ социальные общности

 

$$$7. Укажите понятие, не относящееся к терминам социологии:

$$ социальная защита

$ социальная общность

$ социальная система

$ социальная роль

 

$$$8. Социология – это наука:

$$ об общих закономерностях развития общества

$ об экономических закономерностях общества

$ социальная физика

$ наука о социальных процессах

$$$10. Как называлась социология ее основоположниками:

$$ социальная физика

$ наука об обществе

$ социальная философия

$ позитивная политика

 

Kazakh-American University
Hand-Out 2011-2012
Sociology 3-rd semester
Credits 2
10:30-11:20, 11:30-12:30
Family sociology
Associate professor Orzhanova Ulzhan Kerimbetovna

The outline: Тема № 2. Основные направления в истории социологии.

Основные этапы в становлении социологии.

Исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы современной социологии.

Своеобразие формирования социологической мысли России.

 

1. Возникновение и развитие социологии (начало Х1Х - конец ХХ вв.)

С древнейших времен людей волновали не только природные, но и социальные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции, мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной науки.

Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского ученого-естествоиспытателя Огюста Конта (1798 - 1857). Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Не случайно эта наука была названа им «социальной физикой». В 30-х годах Х1Х века О.Конт создает свой основной научный труд «Курс позитивной философии», где прозвучало новое название науки об обществе - социология. В учении О.Конта главнейшими были его идеи о применении научных методов в изучении общества и о практическом использовании науки в области социальных реформ.

Отцами социологии, ее классиками, кроме О.Конта, можно по праву назвать английского философа и естествоиспытателя Герберта Спенсера (1820 -1903) и германского ученого публициста Карла Маркса (1818 - 1883). Спенсер (главный труд «Основание социологии») был автором органической теории, в его – социобилогической концепции уподобление общества биологическим организмам, и теории социал-дарвинизма, переносящей на общество природный принцип «естественного отбора» применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям судьбы. В 19 в. возникло экономическое направление, или марксисткая ветвь социологии, названная по имени ее основателя. К.Маркс (основной труд «Капитал») - выдающийся теоретик капитализма, объяснявший общественное развитие как результат смены формаций, происходящей под воздействием экономических и социально-политических факторов (способ производства, классы, классовая борьба). Особое значение К.Маркс и Ф.Энгельс придавали структурному строению каждого общества: базису (производственным отношениям) и надстройке (политическим, религиозным, философским и юридическим воззрениям).

Х1Х век именуют золотым веком классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества - позитивизма (Конт, Спенсер) и марксизма (Маркс, Энгельс); разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40-80-ми годами Х1Х столетия.

Эволюция социологии с 90-х годов Х1Х века до 20-х годов ХХ века на так называемом втором этапе была связана с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата.

Теоретическая социология состоит из множества научных школ, но все они базируются на двух основных подходах к изучению и объяснению общества - позитивизме и гуманитаризме.

Позитивизм возник и стал господствовать в социологии Х1Х века в противовес умозрительным рассуждениям об обществе. Это рациональный подход, основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте. Его исходные позиции сводятся к следующему: а) природа и общество едины и развиваются по одним законам; б) общественный организм подобен биологическому; в) общество должно изучаться теми же методами, что и природа.

return false">ссылка скрыта

Позитивизм ХХ века - это неопозитивизм. Его исходные принципы значительно усложнены: это натурализм (общность законов развития природы и общества), сциентизм (точность, строгость и объективность методов социальных исследований), бихевиоризм (изучение человека только через открытое поведение), верификация (обязательное наличие эмпирической основы у научного знания), квантификация (количественное выражение социальных фактов) и объективизм ( свобода социологии как науки от ценностных суждений и связи с идеологией).

На основе позитивизма и его второй волны - неопозитивизма родились, функционировали и существуют следующие направления социологической мысли: натурализм (биологизм и механицизм), классический марксизм, структурный функционализм. Позитивисты и их последователи ХХ века рассматривают мир как объективную реальность, полагая, что изучать его следует, отбросив свои ценности. Они признают только две формы знания - эмпирическое и логическое (только через опыт и возможность проверки) и считают необходимым лишь изучение фактов, а не идей.

Рекомендуемая литература.

Александров Г.Ф. История социологии как науки. – МН., 1995

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1998.

Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе. Уч.пособие. – М.2004г.

Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. – СПб., 2001

Современная американская социология. – М. , 19998.

Контрольные задания для СРС

Назовите условия и причины появления социологии в 19в.

Какие социологи относятся к классической социологии? Каковы их основные идеи.

Какие основные школы были представлены в зарубежной социологии 19в., в русской социологии 19 – начала 20вв.

Тесты по теме № 2.

$$$1. Отдельные факты исследует в обществе:

$$ эмпирическая социология

$ история

$ политология

$ психология

 

$$$2. Укажите то, что относится только к социологии:

$$социальная наука

$ исследования преступления

$ социология права

$ юридическая наука

 

$$$3. Какая наука исследует конкретную область общества:

$$ прикладная социология

$ социология

$ история

$ политология

 

$$$4. Понятие, не относящееся к основным терминам социологии:

$$ социальная защита

$ социальная общность

$ социальная система

$ социальная группа

 

$$$5. Что из ниже перечисленных относится к социологии:

$$ общественная дисциплина

$ исследование преступления

$ социология права

$ юридическая дисциплина

 

$$$6. Кто в социологии создал учение о социальной статике и социальной динамике:

$$ О. Конт

$ М. Вебер

$ К. Маркс

$ Г. Спенсер

$$$7. Представителем французской социологической мысли является:

$$ Э. Дюргейм

$ В. Парето

$ М. Вебер

$ Г. Моска

 

$$$8. Основу структурно-функционального анализа в социологии заложил:

$$ Г. Спенсер

$ О. Конт

$ К. Поппер

$ К. Маркс

$$$9. Автор труда «Курс позитивной философии»

$$ О. Конт

$ Г. Спенсер

$ К. Поппер

$ К. Маркс

$$$10. Автор труда «Основание социологии»

$$ Г. Спенсер

$ О. Конт

$ К. Поппер

$ К. Маркс

Темы для рефератов:

О.Конт и его позитивистская социология.

Эволюционистская социология Г.Спенсера.

Э.Дюркгейм и его воззрение на общество как особую духовную реальность.

Социологическая концепция М.Вебера.

Интегральная социология П.Сорокина.

 

Kazakh-American University
Hand-Out 2011-2012
Sociology 3-rd semester
Credits 2
Family sociology
Associate professor Orzhanova Ulzhan Kerimbetovna

 

The outline: Тема № 3. Общество как социальная система.

Понятие «общество» и его исследовательские трактовки.

Многоаспектность теоретического исследования общества и социальной системы.

Основные элементы социальной структуры.

 

«Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства отличны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.

В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в Новое время в ХY1 веке в трудах итальянского мыслителя Н.Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В ХYII веке английский философ Т.Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения договора; ХYIII век характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой - как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновой союз людей, связанных разделением труда, а философ И.Кант - как Человечество, взятое в историческом развитии. Начало Х1Х века было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г.Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных.

Основоположник социологии О.Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию - как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций.

По Э.Дюркгейму общество – это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях. М.Вебер определял общество как взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. По К.Марксу общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.

В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:

оно не является частью какой-либо другой более крупной системы;

пополнение идет главным образом за счет деторождения;

имеет собственную территорию;

имеет собственное название и историю;

существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума;

имеет развитую собственную культуру.

Таким образом, можно сказать, что общество – это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается определенный набор или комплекс символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение. Для поддержания целостности общества некоторые социологи называют такие необходимые его свойства, как коммуникация между его членами, производство и распределение товаров и услуг, защита членов общества, контроль за поведением.

Социологические теории различаются по уровню обобщения на общую теорию (мегасоциология), теории среднего уровня (макросоциология, изучающая крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциология, исследующая межличностные отношения в повседневной жизни). Общество в целом является объектом изучения общей социологической теории. Оно рассматривается в науке по следующим основным проблемным блокам в их логической последовательности: Что такое общество? -- Изменяется ли оно? -- Как оно изменяется? -- Каковы источники изменений? -- Кто определяет эти изменения ? -- Каковы типы и модели изменяющихся обществ? Иными словами, мегасоциология посвящена объяснению социальных изменений.

Проблемный блок - Что такое общество? - включает в себя комплекс вопросов об устройстве общества, его компонентах, о факторах, обеспечивающих его целостность, о процессах, происходящих в нем. Они находят свое освещение в многочисленных версиях ученых: в теориях (Спенсера, Маркса, Вебера, Дарендорфа и многих других исследователей) социально-демографического и социально-классового устройства общества, социальной стратификации, этнической структуры и др. Проблема изменений в обществе подразумевает два вопроса: Развивается ли общество? Обратимо или необратимо его развитие? Ответ на них делит существующие общесоциологические концепции на два класса: теории развития и теории исторического круговорота. Первые разрабатывались просветителями Нового времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими необратимость развития общества. Вторые пронизаны идеей цикличности, т.е. движения общества в целом или его подсистем по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими циклами возрождения и упадка. Эта идея нашла свое отражение в суждениях Платона и Аристотеля о формах государства, в концепции «культурно-исторических типов» Н.Данилевского, в теории «морфологии культур» О.Шпенглера, в версии А.Тойнби о замкнутых цивилизациях, в социальной философии П.Сорокина и т.д.

Рекомендуемая литература.

Социология: Наука об обществе. Уч. пособие, под ред. В.П. Андрущенко, Н.И.Горлач. Харьков, 1997.

Социология. Уч. пособие, под ред. К.Г. Габдулиной. Алматы, 2005.

Тощенко Ж.Т. Социология. – М, 2005.

Аженов М.С., Утепов С.к. Общая социология. Альбом схем. – Алматы, 2001.

 

Контрольные задания для СРС

Понятие гражданского общества.

Какими признаками обладает общество.

Общество, население, государство, страна.

Типология обществ.

Тесты по теме № 3.

$$$1. Общество - надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях:

$$ Э.Дюркгейм

$ М. Вебер

$ О. Конт

$ П. Сорокин

$$$2. Он рассматривал общество – как взаимодействие людей:

$$ М.Вебер

$ Э.Дюркгейм

$ О.Конт

$ П.Сорокин

$$$3. Наиболее точное определение общества:

$$ совокупность людей

$ население

$ государство

$ народ

$$$4. Он разработал теорию общественного договора:

$$ Т.Гоббс

$ Н.Макиавелли

$ О.Конт

$ Аристотель

Темы для рефератов:

Понятие эволюции, прогресса и модернизации.

Гражданское общество, его признаки и основания.

Типология обществ.

Основные подсистемы общества.

Понятие общества.

 

Kazakh-American University
Hand-Out 2011-2012
Sociology 3-rd semester
Credits 2
Family sociology
Associate professor Orzhanova Ulzhan Kerimbetovna

The outline: Тема № 4 . Социальные институты и социальные процессы.

1. Признаки и функции социального института.

2. Типология социальных институтов.

3. Понятие «социальный процесс».

 

Фундаментом, на котором строится все общество, являются социальные институты. термин происходит от латинского – Устав. Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог Т.Веблейн в книге «Теория праздного класса»в 1899 г.

Социальный институт можно определить двумя способами. Во-первых, в нем можно видеть совокупность норм, которые могут быть оформленными как формально, так и функционировать как неформальные и которые регулируют взаимодействия между людьми в различных сферах общественной жизни.

Во вторых, социальный институт можно определить как совокупность ролей и статусов. Личность, обладающая определенным статусом, должна действовать в соответствии с ролевыми моделями, а ролевые модели есть не что иное, как совокупность норм.

Выделение социальных институтов тесно связано с рассмотрением общества как организма или, по крайней мере, системы, имеющей потребности. Антропоморфная модель была разработана Г.Спенсером. Он полагал, что общество нуждается в активной обороне (армия), средств поддержания существования (заводы, фабрики, сельское хозяйство), в обмене (торговля) и координации этих видов деятельности.

Социальные институты действуют от имени общества как целого. Институциональные связи одновременно являются нормативными, поскольку они устанавливаются обществом для того, чтобы удовлетворить те или иные потребности своих членов.

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:

экономические(собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

политические(парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения;

он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

систему санкции, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

Функции:

удовлетворяет потребности общества. Это реализуется при помощи заданных ролей, т.е. совокупность обязанностей, которые должны выполнять люди;

социальный институт имеет физическое воплощение, т.е. «локализуется» в определенных явлениях действительности;

символическое воплощение в знаках, которые позволяют идентифицировать данный социальный институт.

Дж.Ленски выделил 6 основных потребностей общества:

в коммуникации между членами общества, которая обеспечивает единым литературным языком;

в производстве товаров и услуг;

в распределении товаров и услуг;

в защите членов общества от физических, биологических опасностей;

в поддержании численности населения, воспроизводстве новых членов;

контроль за поведением и деятельностью членов общества.

Социальные роли представляют собой совокупности обязанностей, а также ожиданий, направленных на носителей данных ролей. Например, (ребенок, продавец, бизнесмен).

Социальный институт всегда воплощается в определенных местах и вещах. То есть те здания, в которых осуществляется определенная деятельность. Например, институт образования воплощается в здании школ, лицеев, колледжей. и т.д. Армия – в военных частях, полигонах и т.д.

Ярким примером символического воплощения социальных институтов является специальная форма одежды – униформа. Она есть у военных, врачей и т.д. Формальным институтом является система родства. Неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, формальные жестко регламентируют поведение индивида.

Рекомендуемая литература.

Мендра А. Общая социология. Уч. пособие. – М., 2000.

Маршак. Социология. Уч. пособие. – М., 2002.

Тощенко Ж.Т. Социология. – М, 2005.

Аженов М.С., Утепов С.к. Общая социология. Альбом схем. – Алматы, 2001.

 

Контрольные задания для СРС

Раскройте понятие социальный институт.

Основные признаки социальных институтов.

Дайте определение – институционализации.

Дайте классификацию социальных институтов.

Тесты по теме № 4.

$$$1. Социальные институты:

$$ формы организации совместной деятельности людей

$ учебные заведения

$ научные институты

$ совместное проведение людьми свободного времени

 

$$$2. К какому типу институтов относится система высшего образования:

$$ социокультурным институтам

$ институтам политики

$ к экономическим институтам

$ семейно-брачным институтам

 

$$$3. Институт, который обеспечивает производство товаров и услуг и торговлю ими:

$$ экономики

$ семьи

$ религии

$ политики

 

$$$4. Институт, который обеспечивает биологическое воспроизводство населения:

$$ семьи

$ религии

$ экономики

$ политики

 

$$$5. Институт, который обеспечивает решение духовных проблем, в

опросов веры и смысла жизни:

$$ религии

$ семьи

$ экономики

$ политики

 

$$$6. Институт, который обеспечивает безопасность и порядок, управление обществом:

$$ политики

$ семьи

$ религии

$ экономики

 

 

Kazakh-American University
Hand-Out 2011-2012
Sociology 3-rd semester
Credits 2
Family sociology
Associate professor Orzhanova Ulzhan Kerimbetovna

The outline: Тема № 5. Социальная структура и социальная стратификация.

1.Социальная структура как элемент общества. Исторические типы стратификации.

2. Теория социальной структуры и социальной мобильности П.Сорокина.

3. Социальной стратификации современных обществ.

Социальная структура – одно из самых распространенных, широко используемых понятий в социологии. Население с момента появления человека на исторической арене всегда подразделялось на социальные группы, слои, сообщества.

В социологии «социальная структура» трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле под ней понимается деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социальную, политическую, духовную), на производство, обмен, распределение. В узком смысле – все значимые социальные различия между людьми в процессе их жизнедеятельности. Социальная структура означает объективное деление общества на слои, группы, общности и объединения на основе одного или чаще нескольких признаков и различаемых по их общественному положению с учетом его субъективного восприятия.

В классической социологии под социальной структурой понималась статика, т.е. характеристика социального положения людей в зависимости от пола, возраста, профессиональной, религиозной, этнонациональной принадлежности, территориально-поселенческого образа жизни (город, село), а также от форм причастности к собственности и способам распределения национального продукта. С именем П.Сорокина связан следующий шаг в представлении о социальной структуре – введения понятия «социальная стратификация», которое отражает динамику социального состава населения уже на основе других показателей – дохода, причастности к власти, уровня образования и социального престижа. Но так как социальная структура в ранее сложившемся смысле и социальная стратификация не оставалисьнеизменными, то вполне естественно, что нужно рассмотретьмеханизмы их изменения,что нашло отражение в социальной мобильности.

Первоначально в классической социологии под социальной структурой понимали классовую структуру. Многообразие социальной структуры нашло отражение в появлении таких терминов как «социальная группа», «социальный слой», «социальная общность», «поколение», «когорта» и т.д.

Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, имеют общий социальный признак и выполняют необходимую функцию в структуре общественного разделения труда, образе жизни осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей (шахтеры, ученые, металлурги, бухгалтера и.т.д.). Социальные группы имеют тенденцию, дифференцироваться, усложняя процесс сегментации (учителя – городские, деревенские, разных поколений, гуманитарные и естественники и.т.д.)

Под социальным слоем понимается социальная совокупность людей, характеризующаяся общими демографическими (молодежь, пенсионеры), поселенческими чертами, а также обладающие определенным уровнем дохода (богатые, бедные), характера и содержания труда (умственного, физического). Безработные, «новые русские», шабашники и.т.д.

Социальные общности, включает в себя признаки, которые имеют общую социально-экономическую, социально-политическую, культурную и социально-психологическую природу (мировоззренческие установки – либеральные, националистические, религиозные), а также исповедуют общие социально-культурные ориентации.

Если термин «когорта» предназначался для описания жизненного пути людей, как правило, одного года рождения, то термин «поколение» охватывает характеристику жизни сменяющих друг друга слоев населения.

Отсюда следует что, основными элементами социальной структуры общества являются индивиды и их объединения, исходя из их положения в обществе и выполняемых ими функции.

В структуре общества могут быть выделены следующие социальные группы, слои и общности:

социально-демографические (муж., жен., молодежь)

социально-экономические (рабочие, бизнесмены)

профессиональные (летчики, учителя)

социально-территориальные (город, село)

этнонациональные(род, народность, этнос, нация)

конфессиональные.(христиане, мусульмане, буддисты).

Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм. Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить общество на слои ( stratum - слой, facere - делать). Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у основания.

Основы теории стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом, П.Сорокиным и др. Т.Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся:

1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и проч.;

2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами профессионально-трудовой деятельности;

3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т.д.

Рекомендуемая литература.

Виноградов С.А. Социальная структура и общественное разделение труда. – Алматы, 2000.

Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. – М.2002.

Динамика социальной дифференциации. – М.2002.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 2003.

 

Контрольные задания для СРС

Дайте характеристику понятий «социальная структура», «социальная стратификация», «социальная мобильность».

Что такое социальный статус?

Каковы основные компоненты социального престижа.

Охарактеризуйте социальную мобильность, ее сущность, типы и виды.

Что такое средний класс (слой) и его критерий.

Тесты по теме № 5.

$$$1. Делить общество на слои:

$$ стратификация

$ когорта

$ эволюция

$ эксперимент

$$$2. Теория социальной стратификации – это учение о:

$$ расслоении общества

$ обществе как системе

$ равенства в обществе

$ гармонии в обществе

$$$3. Какие слои и группы, согласно западной социологии, обеспечивает стабильность общества:

$$ средние

$ высшие

$ все слои

$ низшие

$$$4. Какой элемент является определяющим в классовой теории социального неравенства:

$$ класс

$ слои

$ группа

$ статус

$$$5. В социальной жизни общества в центре находятся отношения:

$$ между людьми и их объединениями

$ семейные

$ трудовые

$ межнациональные

$$$6. Какие классы и слои общества являются причиной его устойчивости:

$$ средний класс

$ богатые

$ бизнесмены

$ класс бедных

$$$7. Социальное неравенство, подразумевающее дискриминацию по цвету кожи:

$$ расизм

$ сексизм

$ энонационализм

$ эйджеизм

$$$8. Социальное неравенство, подразумевающее дискриминацию по полу:

$$ сексизм

$ расизм

$ энонационализм

$ эйджеизм

$$$9. Какая теория в современной западной социологии объясняет социальное неравенство людей:

$$ стратификационная

$ расовая

$ классовая

$ поведенческая

$$$10. Социальное неравенство, подразумевающее дискриминацию по этнической принадлежности:

$$ энонационализм

$ расизм

$ сексизм

$ эйджеизм

$$$11. Социальное неравенство, подразумевающее дискриминацию по возрасту:

$$ эйджеизм

$ расизм

$ сексизм

$ энонационализм

$$$12. Питирим Сорокин является известным социологом:

$$ американским

$ английским

$ немецким

$ французским

$$$13. Термин «Социальная мобильность» был введен:

$$ П. Сорокиным

$ З. Бжезинским

$ Р. Мертоном

$ О. Контом

$$$14. Социальную стратификацию понимал как деление общества на классы:

$$ К. Маркс

$ К. Поппер

$ Д. Юм

$ Т. Мальтус

$$$15. Автор работы «Система социологии»:

$$ П. Сорокин

$ Д. Юм

$ К. Маркс

$ Ф. Энгельс

$$$16. Заслуга открытия классов и классовой борьбы принадлежат:

$$ французским историкам к.18 – н.19вв.

$ советским историкам 20 в.

$ американским историкам к.19в.

$ английским историкам к.17 – н.18 вв

Темы для рефератов:

Генезис идей о социальной структуре.

Социальный престиж и пафос: общее и особенное.

Социальная когорта.

Социальная как элемент социальной структуры.

Роль форм собственности в социальной дифференциации.

 

Kazakh-American University
Hand-Out 2011-2012
Sociology 3-rd semester
Credits 2
Family sociology
Associate professor Orzhanova Ulzhan Kerimbetovna

 

The outline: