Культура и цивилизация

При изучении материала этой лекции необходимо уяснить причины многообразия определений понятия культуры, обратить внимание на отличия и сходства культуры и цивилизации, понять механизмы взаимодействия природы и культуры, их органическую взаимосвязь. Следует уметь доказательно обосновать положения:

1. Каждое из многочисленных современных определений культуры подчеркивает тот или иной аспект этого понятия, в самом общем смысле культура – это то, что отличает наш «очеловеченный» мир от самовоспроизводящейся природы. Культура – социальный феномен, результат и причина жизнедеятельности общества.

2. Цивилизация – это состояние культуры на определенном историческом этапе развития того или иного социума, она прежде всего воплощается в организации общественной жизни и характеризует социальное бытие культуры.

3. В существующих подходах к осмыслению культуры есть как рациональное зерно, так и методологические ограничения; при исследовании столь многозначного феномена, как культура, необходимо использовать эвристический потенциал всех современных подходов.

4. Структурирование культуры, как и любое деление на элементы, условно, поэтому культуру следует рассматривать системно, в единстве ее элементов и многообразии конкретных форм.

5. При типологизации культур необходимо соблюдать главное методологическое условие – единство критерия, признака выделения типов культуры, а поскольку количество критериев типологизации культур определить затруднительно, то типологий культуры возможно привести множество.

6. Анализ российской культуры позволяет сделать вывод о ее несомненном сходстве как с западной, так и с восточной культурами, но, поскольку она обладает и рядом специфических черт, позволительно выделить эту культуру в особый тип.

· Социология политики и права.

Социология политики - это специальная социологическая теория, изучающая социальные механизмы функционирования власти, умыл общества и отдельных социумов на политические процессы, взаимозависимость политического жит ття и других сфер общественной жизни, политических и других социальных институте.

Сферой социологических исследований политической жизни является функционирование власти и обусловленных ею социальных процессов, деятельность политических партий и организаций, политического поведения различных категорий люди ей и различные аспекты взаимоотношений государства и общества Социология политики изучает последствия социальных изменений, а также влияние политических институтов на социальные процессы и структуры Содержание политического жит я представляет собой реализацию политических интересов социальных общностей - наций, классов, социальных групп, а также организаций, представляющих их партий, общественно-политических объединений тощщо.

· Семья – социальный институт. Типы семьи.

Семья — это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др

 

Согласно традиционным представлениям, основой типичной семьи являетсябрак - исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной. Семья либо состоит из брачной пары с детьми или без них, либо в прошлом включала такую пару, которая затем распалась в результате развода или овдовения. В социологической литературе семья, состоящая из одного родителя с детьми, как правило, называетсянеполной семьей.

Если общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает его только вне определенной узкой группы, то это явление называютэкзогамией. Так, для избежания кровосмесительных связей моральные и правовые нормы запрещают жениться на родных и двоюродных сестрах. В ряде обществ запрещено выбирать партнера внутри своего клана, деревни, племени.Эндогамия — это ограничение в выборе брачного партнера. Его можно выбрать лишь в пределах своей группы (расовая, сословная эндогамия — когда запрещается или не одобряется брачный союзс партнером другой расы или из низших слоев общества).

Современное западное общество знает один основной вид цивилизованной формы супружества -моногамию, т.е. одновременный брак одного мужчины с одной женщиной. Но в ряде обществ практикуетсяполигамия — форма брака, при которой в супружестве существует более одного партнера. Хотя редко, но встречаются экзотические формы полигамии:групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях;полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака являетсяполигиния, илимногоженство. Сторонники европейских культурных традиций отрицательно оценивают многоженство, усматривая в этом опасность для личностного развития женщины.

Развод стал настолько распространенным в нашей жизни, что половина россиян, впервые вступающих в брак, «обречены» на развод (социологи впервые обратили внимание на существование данной проблемы еще в 1970-х гг.). Объяснение этого явления пытаются искать в многообразных макрострук- турных изменениях и природе интимных отношений.

В некоторых исследованиях отмечается, что в период экономических спадов число разводов уменьшается, а в период экономического подъема, наоборот, возрастает. Может быть, причина этого в том, что развитое индустриальное общество открывает человеку атьтернативные источники финансовой стабильности, служебного благополучия, нравственной и личной удовлетворенности.

 

· Брак – его характеристика и формы.

Действующий в настоящее время Семейный кодекс РФ не содержит определения брака, хотя такое определение выработано и достаточно четко разъяснено в учебной литературе. По существо понятие брака сводится к следующему: