Анализ и управление объемом производства и продаж

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Для характеристики объема производства и реализации продукции используются следующие показатели – валовая, товарная и реализованная продукция.

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства. Выражается она обычно в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

На многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция или объем продаж – это полученная от покупателей выручка за стоимость отгруженной продукции, на которую перешло право собственности.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях.

Натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.) используют при анализе выполнения производственной программы по отдельным видам однородной продукции. Достоинством натуральных показателей является их сопоставимость в любой момент времени, что делает возможным их применение без предварительной подготовки.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на ремонтных предприятиях используется такой показатель, как количество условных ремонтов; в сельском хозяйстве – количество условных эталонных гектар, на консервных заводах – количество условных банок и т.д.

Стоимостные показатели для анализа объема производства и реализации продукции должны быть приведены в сопоставимый вид.

Для устранения влияния инфляционного фактора в современных условиях могут применяться следующие методы:

- пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);

- корректировки на агрегатный индекс изменения цен ( ) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

 

Целесообразно определять следующие показатели динамики объема производства и реализации продукции:

1. Абсолютный прирост объема производства за анализируемый период по сравнению с предыдущим периодом, который позволяет дать оценку скорости изменения и определяется по формуле:

 

где Q1- объема производства за анализируемый период;

Q0- объема производства за предыдущий период.

2. Общий прирост продукции за рассматриваемые годы:

где n - число лет, за которые рассматривается динамика объема товарной продукции.

3. Среднегодовой абсолютный прирост продукции, определяемый путем деления общего прироста продукции на число лет:

4. Темп роста (ТР) (динамический индекс) и темп прироста (ТПр) продукции (цепной индекс), которые позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции за рассматриваемые годы:

5. Среднегодовой темп роста ( ) и среднегодовой темп прироста продукции ( ), определяемые по формуле средней геометрической:

На практике организации очень важно добиться пропорционального соотношения между темпами роста различных видов продукции. Считается, что оптимальным является следующее неравенство:

В этом случае растущий объем производства обеспечивает не только выполнение плана поставок, но поддержание необходимого запаса готовой продукции, который может понадобиться в случае непредвиденных обстоятельств.

9. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы предприятия- это совокупность работников различных профессионально квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их эффективное использование являются ключевыми факторами успешной работы предприятия. Поэтому анализу использования трудовых ресурсов на предприятии должно уделяться большое внимание.

Основные задачи анализа эффективности использования трудовых ресурсов:

· анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

· анализ движения трудовых ресурсов;

· анализ использования рабочего времени;

· анализ производительности труда и трудоемкости продукции;

· анализ оплаты труда.

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется путем сравнения фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью.

В процессе анализа использования трудовых ресурсов изучается движение персонала, так как любые изменения, происходящие в структуре трудовых ресурсов, отражаются на результатах деятельности всего предприятия.

Изменения в списочной численности работников происходят вследствие увольнения работников и приема на работу новых сотрудников. По данным о наличии кадров в целом по предприятию, по отдельным категориям и группам персонала рассчитываются следующие показатели, характеризующие движение кадров:

коэффициент оборота по приему персонала (Кпр) - отношение количества принятого на работу персонала к среднесписочной численности персонала

коэффициент оборота по выбытию персонала (Кв) - отношение количества уволившихся работников к среднесписочной численности персонала

коэффициент текучести кадров (Ктк) - отношение количества уволившихся работников по собственному желанию и за нарушение дисциплины к среднесписочной численности персонала

коэффициент постоянства состава кадров предприятия (Кпс) - отношение количества работников, проработавших весь год к среднесписочной численности персонала предприятия

Полноту использования персонала можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за рассматриваемый период, а также по степени использования фонда рабочего времени (ФРВ). Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию.

Фонд рабочего времени зависит от численности рабочих (ЧР), количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год (Д) и средней продолжительности рабочего дня (П). Эта зависимость выражается формулой: ФРВ = ЧР*Д*П.

Для оценки уровня интенсивности использования персонала применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателейпроизводительности труда.

Обобщающие показатели – это среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка продукции одним рабочим, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.Частные показатели – это затраты времени на производство единицы продукции определенного вида (трудоемкость продукции) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день или человеко-час. Вспомогательные показатели – затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу времени.

Наиболее обобщающий показатель производительности труда – среднегодовая выработка продукции одним работником. Его величина зависит не только от среднечасовой выработки одного рабочего (ЧВ), но и от удельного веса рабочих в общей численности персонала (Уд), а также от количества отработанных ими дней (Д) и продолжительности рабочего дня (П). Среднегодовую выработку продукции одним работником находят по формуле: ГВ = Уд*Д*П*ЧВ.

Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии в условиях рыночной экономики имеет показатель рентабельности персонала (Rппп) - отношение прибыли к среднесписочной численности промышленно-производственного персонала.

Факторная модель данного показателя записывается следующим образом: Rппп = Rоб*Дрп*ГВ, где Rоб – рентабельность оборота (продаж), Дрп – доля реализованной продукции в общем объеме ее выпуска, ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником в текущих ценах.

Анализ использования трудовых ресурсов, рост производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки повышения его оплаты. В свою очередь, повышение уровня оплаты труда способствует росту его мотивации и производительности.

В связи с этим анализ расходования средств на оплату труда имеет исключительно большое значение. В процессе его необходимо осуществлять систематический контроль за использованием фонда заработной платы (ФЗП), выявлять возможности его экономии за счет роста производительности труда.

Фонд заработной платы определяется по формуле: ФЗП = ЧР*Д*П*ЧЗП, где ЧР – среднегодовая численность работников, Д – количество отработанных дней одним работником за год, П – средняя продолжительность рабочего дня, ЧПЗ – среднечасовая зарплата одного работника.

Большое значение при анализе использования ФЗП имеет изучение данных о среднем заработке работников, его изменении, а также о факторах, определяющих его уровень. Поэтому в дальнейшем должны быть проанализированы причины изменения средней заработной платы работников по предприятию, подразделениям, категориям и профессиям