O Предисловие
Варианты фиксации наблюдений
Как правило, в каждом ДОУ вырабатывается свой стиль ведения документации – цели, формы, уровень открытости, требования к оформлению.
Так как записи наблюдений важны как для педагогов, так и для родителей, то целесообразно рассматривать такие варианты, которые бы были наглядны, информативны и удобны для всех.
Например:
Журнал «Динамики достижений детей группы»
Экран достижений детей «Ура, у меня получилось!»
Стенд «Звезда недели»
Стенд «Мы можем, мы умеем, мы хотим научиться»
Портфолио ребенка
Дима, 2 года 10 мес.
Группу посещает с 1 г.6 мес. Утром с удовольствием общается с детьми и воспитателями, не выделяя и не обделяя вниманием никого. Вместе с тем, последние три недели, вечерами, когда приходит мама, отмечаются резкие вспышки негативных эмоций: кричит, бросает игрушки, вырывает из рук мамы одежду. Один раз упал на пол, долго нудно плакал, не соглашаясь идти домой. По словам мамы ребенка «словно подменили» – капризничает, вредничает. Мама считает, что причина такого поведения в либеральности воспитателей.
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Алена, 3 года
Подвижная, эмоциональная, легко идет на контакт со взрослыми, старается «приладиться», прижаться, приласкаться. Когда воспитатель говорит ласковые слова, буквально заглядывает ему в рот. Когда взрослые что-либо делают в стороне от детей, старается оказаться поближе, задает много вопросов: «А что ты делаешь?» «А зачем?»
Со слов мамы, дома часто врет: «Ванька меня стукнул» (братик, которому всего 6 месяцев, и которого, по наблюдению мамы, она сама же и шлепнула), упрямится: «Не буду есть кашу» «Не хочу спать в той комнате».
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Евдокия, 3 года
Многое умеет делать сама: застегивать, завязывать, складывать, но одевание затягивается, как ни подгоняй, сидит «сама в себе». Во время одевания/игры/рисования чаще всего разговаривает сама с собой. Не может назвать цвет (кроме красного, синего), форму, величину – смотрит на воспитателя непонимающими глазами и молчит.
Вечером уходит сразу и не оглядываясь, стоит матери показаться на пороге.
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Рита, 2,5 года
Ходит по просьбе родителей в группу не по возрасту – во 2-ю младшую.
Диагностические данные – отставание активной речи. В отношениях с детьми много конфликтов, слез – драчлива.
Очень активна, подвижна, непоседлива, часто меняет деятельность, раскидывает игрушки. Часто внимательно наблюдает за реакцией взрослых на ее действия, но все равно делает то, что начала.
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Наташа, 1 год 6 мес.
С удовольствием идет на руки к разным людям – близким и не очень близким родственникам, посещающим семью дома, играет, показывает игрушки.
В группе детского сада отказывается остаться без мамы, плачет, кричит, замахивается рукой на воспитателей. Если все же остается в группе, капризничает, дерется. Старается остаться в стороне от других детей, играет одна.
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Андрюша, 2,5 года
Умеет раскачивать качели. Зовет других детей качаться, помогает сесть, качает долго и сильно, не обращая внимание на слезы и попытки слезть, пока в ситуацию не вмешается воспитатель.
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Дима, 1 год 8 месяцев
За столом долго сидит, не начиная есть. Посматривает по сторонам, постукивает ложкой по рукам, тарелкам других детей. После многократных напоминаний начинает есть, но постоянно отвлекается, что-то говорит, заглядывает детям в глаза.
Если воспитатель не выдерживает и начинает кормить с ложки, отворачивается, выплевывает пищу.
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Артем, 1 год 5 месяцев
Когда дети постарше забираются на горку и скатываются с нее лежа на животе, Артем подходит к горке, похлопывает себя по животику, говорит «Тема», «Тема», забирается на горку и… спускается на попе. Второй, третий, четвертый раз…
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Кирилл, 2 года
Стоит рядом с Женей у высокой полки, на которой стоит машинка. Оба мальчика почти не говорят. Смотрят на машинку и друг на друга. Кирилл идет через всю группу, берет большой стульчик (побольше, чем все остальные), кряхтя тащит его.
Воспитатель видит Кирилла, отбирает стульчик, ставит его к столу. Женя продолжает стоять под полкой.
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Оля, 4 года
Любит пошуметь. Двигается по группе быстро, часто задевает и роняет предметы. Предпочитает играть с мальчиками в машины, подвижные игры. Девочек словно не замечает, может обидеть. На замечания воспитателя –молчит, отводит глаза, старается поскорее отойти. Из занятий предпочитает физкультуру.
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Денис, 4 года
Со слов мамы стал невыносимо капризен: каждый вечер требует новых покупок (машинка, наклейки и т. д.), стремится обязательно унести новую игрушку, книжку в детский сад, а возвращает их домой в «ужасном состоянии». Постоянно переключается с одной деятельности на другую: начал рисовать – услышал шум в уголке строительства – пока шел до уголка строительства – встретился с Мишей, пошел с ним смотреть машинку в шкафчике.
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Глафира, 5 лет
Предпочитает рисование, рисует чаще всего цветы, принцесс. Проявляет интерес к буквам, но учиться читать отказывается. Не любит делать усилия – не понимает задания, не знает знакомого способа выполнения – оставляет работу и тихонько уходит. Дружит с двумя девочками со сходными интересами. Очень сердится, когда одна из подруг «перебегает» в другую кампанию.
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Женя, 4 года
Спокойный «незаметный» мальчик. Чаще всего занят сам с собой – что-нибудь рассматривает, что-то перебирает, перекладывает в шкафчике, в карманах, в коробочке. На прогулке предпочитает уходить за веранду, за деревья.
Может «огорошить» неожиданным высказыванием, но не тогда, когда надо.
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Леня, 5 лет
Очень любит игры с правилами. Если видит, что кто-то их не понимает или нарушает, бросается объяснять или выталкивает из игры. Сам выбирает с кем ему играть в игру, если не по нраву – «выключает».
Не стремится заниматься с книгами, заданиями по грамоте, речи, рисовать. Многие дети начинают читать и их работы, рисунки попадают на выставку, а у Лени – нет.
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Кирилл, 3 года 5 мес.
В семье – средний (старшему 8 лет, младшей 1 год). Очень самостоятелен, со слов мамы дома сам режет хлеб, делает себе бутерброды, моет посуду.
Знает буквы, цифры – часто, иногда невпопад, называет их, показывает везде, где увидит. В группе предпочитает играть в тихом месте, один или с Машей.
Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.
Людмила Александровна Регуш
Практикум по наблюдению и наблюдательности
o Предисловие
Книга автора «Наблюдение в практической психологии» была опубликована в 1996 г. Развитие психологической практики в различных областях жизни показало, что книга востребована, получила положительные отклики.
За прошедший период апробированы многие из предложенных в книге методик наблюдения, в соответствии с полученными рекомендациями в них внесены уточнения. Появились новые методики наблюдения, которые разработаны практикующими психологами и психологами-исследователями. Ими дополнено предлагаемое читателю второе издание практикума (первое вышло в 2001 г.).
При подготовке психологов, учителей широкое распространение получил тренинг профессиональной наблюдательности. В практике его использования разработаны новые упражнения и новый иллюстративный материал. Появились технические возможности не только для описания тренинга наблюдательности, но и для публикации его в полном объеме, включая иллюстративный материал.
Практикум по наблюдению и наблюдательности отражает развитие этого метода, обогащен новыми методиками и приемами развития наблюдательности.