Раздел: «Диагностика обучения»

Тема:

«Понятие о контроле результатов обучения. Сущность и значение контроля результатов обучения. От контроля – к диагностике».

План:

1. Понятие контроля успеваемости учащихся и родственных с ним понятий.

2. Значение контроля.

3. Принципы контроля (диагностирования и контролирования обученности учащихся).

4. Компоненты контроля.

5. Функции контроля.

6. Виды, формы и методы контроля.

 

Литература:

«Педагогика» И.П. Подласый, стр. 398 – 407

«Педагогика» П.И. Пидкасистный, стр. 352 359

«Педагогика» С.А. Смирнов, стр. 275 280

 

1. Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения к/л раздела программы и завершения ступени обучения. Контролирование оценивание знаний, умений обучаемых очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание является непременными спутниками школы, сопровождающее ее развитие.

Сутьконтроля или проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе (предмету).

Всё чаще сегодня контроль и проверку результатов обучения современная дидактика рассматривает как педагогическую диагностику. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.

Диагностика −прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов последнего.

Различают диагностирование обученности.

Педагогическая диагностика −процесс, в ходекоторого производится измерения уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализу полученных данных, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении учащимися на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы учителей и всего образовательного учреждения.

Как видим, в диагностику вкладывается широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Последняя преимущественно лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.

 

 

Необходимо четко определить понятия.

Общим родовым понятием выступает контроль, означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и измерение называют проверкой,целью которого является определение не только уровня и качества обученности учащихся, но и объема учебного труда учащихся.

Кроме проверки, контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и отметку (как результат).

Отметка - условное обозначение, кодовый сигнал, «зарубка», памятный знак). Оценки фиксируются в табелях успеваемости, классных журналах базах (банках) данных и т.д.

Основой для оценивания успеваемости учащихся являются итоги контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся.

Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный балл, показатель.

(например, оценочному суждению «отлично»соответствуетбалл 5).

2. Контроль результатов обучения имеет значение в процессе обучения. Выявлено, что качество и продуктивность обучения зависит от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контроля. Контроль дает возможность определить уровень подготовки учащихся,

· информирует учителя о результатах учебной работы (готовности учащихся к восприятию нового материала);

· проверяет эффективность организационных методов и средств в деятельности учителя;

· дает возможность управлять учебным процессом;

· позволяет учителю критически оценивать преимущества и недостатки своей педагогической деятельности (эффективность применяемых методов).

 

3.Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции: поскольку проверочные знания аналогичны обучающим, поскольку сохраняются и функции обучения.

Дидактическая функция контроля заключается в том, что

· обеспечение обратной связи между учителем и учащимися;

· получения педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала;

· своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях;

· учитель глубже оценивает программный материал с точки зрения познавательных возможностей учащихся и сложности учебного материала (ему становится понятным: что усваивается учащимися с трудом), следовательно, основание для творческой подготовки учителя к уроку.