Раздел: «Диагностика обучения»
Тема:
«Понятие о контроле результатов обучения. Сущность и значение контроля результатов обучения. От контроля – к диагностике».
План:
1. Понятие контроля успеваемости учащихся и родственных с ним понятий.
2. Значение контроля.
3. Принципы контроля (диагностирования и контролирования обученности учащихся).
4. Компоненты контроля.
5. Функции контроля.
6. Виды, формы и методы контроля.
Литература:
«Педагогика» И.П. Подласый, стр. 398 – 407
«Педагогика» П.И. Пидкасистный, стр. 352 −359
«Педагогика» С.А. Смирнов, стр. 275 −280
1. Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения к/л раздела программы и завершения ступени обучения. Контролирование оценивание знаний, умений обучаемых очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание является непременными спутниками школы, сопровождающее ее развитие.
Сутьконтроля или проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе (предмету).
Всё чаще сегодня контроль и проверку результатов обучения современная дидактика рассматривает как педагогическую диагностику. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.
Диагностика −прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов последнего.
Различают диагностирование обученности.
Педагогическая диагностика −процесс, в ходекоторого производится измерения уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализу полученных данных, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении учащимися на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы учителей и всего образовательного учреждения.
Как видим, в диагностику вкладывается широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Последняя преимущественно лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.
Необходимо четко определить понятия.
Общим родовым понятием выступает контроль, означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и измерение называют проверкой,целью которого является определение не только уровня и качества обученности учащихся, но и объема учебного труда учащихся.
Кроме проверки, контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и отметку (как результат).
Отметка - условное обозначение, кодовый сигнал, «зарубка», памятный знак). Оценки фиксируются в табелях успеваемости, классных журналах базах (банках) данных и т.д.
Основой для оценивания успеваемости учащихся являются итоги контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся.
Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный балл, показатель.
(например, оценочному суждению «отлично»соответствуетбалл 5).
2. Контроль результатов обучения имеет значение в процессе обучения. Выявлено, что качество и продуктивность обучения зависит от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контроля. Контроль дает возможность определить уровень подготовки учащихся,
· информирует учителя о результатах учебной работы (готовности учащихся к восприятию нового материала);
· проверяет эффективность организационных методов и средств в деятельности учителя;
· дает возможность управлять учебным процессом;
· позволяет учителю критически оценивать преимущества и недостатки своей педагогической деятельности (эффективность применяемых методов).
3.Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции: поскольку проверочные знания аналогичны обучающим, поскольку сохраняются и функции обучения.
Дидактическая функция контроля заключается в том, что
· обеспечение обратной связи между учителем и учащимися;
· получения педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала;
· своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях;
· учитель глубже оценивает программный материал с точки зрения познавательных возможностей учащихся и сложности учебного материала (ему становится понятным: что усваивается учащимися с трудом), следовательно, основание для творческой подготовки учителя к уроку.