Методическую разработку составила

ГОУ ВПО “Смоленская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию”

Фармацевтический факультет

Кафедра медицинской и биологической физики

 

Методическая разработка

К занятию СР3 для студентов

 

 

Тема: Термодинамика биологических систем

Методическую разработку составила

старший преподаватель кафедры медицинской

и биологической физики Деревцова Светлана Николаевна

Тема занятия: Термодинамика биологических систем

2.Продолжительность занятия – 3 часа

3. Место проведения занятия – учебная комната

4.Цель занятия: рассмотреть применение I и II начал термодинамики к биологическим процессам; обобщить, расширить знания и умения студентов о термодинамических потенциалах; актуализировать внимание на особом значении энтропии в описании поведения биологических систем; познакомится с качественным и количественным анализом эволюции биологических микро и макро систем.

5.Список вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Что называется системой в термодинамике, их виды (перечислить, дать определение, особенности для живых объектов)?
  2. Определение энергии в термодинамике, её виды (перечислить, дать определение, виды в живом организме).
  3. Сформулировать первый закон термодинамики для неживых и живых объектов (определение, примеры).
  4. Перечислить и определить основные виды работ, совершающиеся в живых организмах.
  5. Биоэнергетика живого организма (роль АТФ в энергетических превращениях, характеристические реакции).
  6. Сформулировать и записать закон Гесса (примеры).
  7. Рассмотреть в общем и на примерах энергетический баланс организма (ввести понятие первичной и вторичной теплоты для живых систем).
  8. Ввести понятие об обратимом и необратимом процессах (определения, примеры).
  9. Что называется энтропией (определение, формула).
  10. Записать первый закон термодинамики, используя понятие свободной и связанной энергии (формулы, определения).
  11. Сформулировать и записать второй закон термодинамики (для обратимых и необратимых процессов, примеры).
  12. Рассмотреть энтропию как меру вероятности состояния системы (формула, формулировка).
  13. Термодинамические потенциалы (определение, виды, примеры, формулы).
  14. Значение и роль химического и электрохимического потенциалов в процессе жизнедеятельности организма.
  15. Организм как открытая термодинамическая система (определение, примеры, доказательства).
  16. Определите изменение энтропии для живого организма (с учётом всех параметров внутренней и внешней среды, примеры). Уравнение Пригожина (запись, формулировка, анализ).
  17. Продукция энтропии и обмен энтропией с окружающей средой открытых систем (примеры: анализ продукции энтропии для детей, взрослого и пожилого возраста).
  18. Экспериментальное определение термодинамических параметров биологических систем. Уравнение Вант – Гоффа (запись, анализ).
  19. Механизм энергетического сопряжения в биологических системах (сущность, схема сопряжения химических реакций, примеры).
  20. Принцип Кюри, как регулирующий механизм эволюции в бифуркационных процессах (формулировка, основные выводы).
  21. Стационарное состояние биологических систем (определение). Рассмотрите различия между термодинамическим и стационарным равновесием (таблица, примеры).
  22. Термодинамика стационарного состояния (рассмотреть сопряжённые потоки и силы в неравновесной термодинамике).
  23. Теорема Пригожина (запись, формулировка). Адаптация. Аутостабилизация (примеры).
  24. Самоорганизация неравновесных систем.