Беляев Б.В. вообще не дифференцирует письмо и письменную речь, называя и то, и другое «письмо».
Современная точка зрения на проблему:
1) Письмо: умения и навыки графики и орфографики
Письменная речь: создание высказывания
Упражнения на обучение письму
а) Пасов:
1) специальные упражнения (формирование навыка письма)
Неспециальные упражнения
Письмо может выступать в этом случае не как цель, а как средство обучения.
б) Миролюбов:
1) упражнения на формирование графических умений и навыков
2) упражнения на формирование орфографических умений и навыков
3) упражнения на формирование письменной речи
Упражнения на формирование графических умений и навыков идёт вместе с обучением чтению.
в) Иванова Л.М.:
1) упражнения в каллиграфии
2) упражнения в орфографии
3) письменные контрольные работы
Система обучения письменному высказыванию в средней школе
Обучение написанию различных письменных текстов
Обучение собственнописьменной речистановится целью обучения лишьна среднеми старшем этапахобучения в школе.
К таким текстам можно отнести:
- написание резюме
- написание писем
- заполнение бланков
- написание рецензии на фильм, книгу
- написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни
- написание инструкции
- написание репортажа
Чтобы научить школьников созданию текста, в работе по развитию связной речи используются:
- анализ текстов
- составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов
- редактирование текстов
- установка на определенную речевую ситуацию
- обсуждение первых вариантов устных и письменных высказываний и др.
Задания, которые используются при этом, можно условно разделить на пять групп:
Задания аналитического характера
- определение основной мысли высказывания
- определение зависимости употребления языковых средств от задачи высказывания
- сопоставление исходного текста и конспекта
Задания аналитико-синтетического характера по готовому текст
- формулирование основной мысли автора
- подбор заглавия текста
- подбор эпиграфа
Задания на переработку готового текста
- устранение недочетов в содержании и речевом оформлении высказывания
- введение в текст цитат, подтверждающих суждения
Задания, требующие создания нового текста на основе данного (готового)
- изложение подробно (или сжато) части текста или всего текст
- подготовка устного сообщения
- дополнение текста своими рассуждениями
Задания, требующие создания своего (в полном смысле этого слова) текста (высказывания)
- составление тезисов выступления
- написание заметки
- написание отзыва о сочинении товарища