А) обучение графике
- знакомство с буквой (называние, звуки, примеры слов)
- знакомство с написанием буквы
- запись заглавной и строчной букв
Упражнения для закрепления навыка:
- написать буквы под диктовку
- узнать буквы, написанные в воздух указкой и т.п.
- закончить написание буквы, начатой учителем
- контрольное списывание буквы и слов с доски
- самодиктанты
Б) обучение орфографии
- рифмовка слов
- группировка слов на основе фонемных соответствий
- группировка слов на основе графемных соответствий
- подстановка пропущенных букв в словах
- зрительный диктант
- словарный диктант
В) обучение различным формам записи
- списывание с дополнительным заданием
- упражнения на трансформацию
- нахождение в предложенных текстах ошибок
- упражнения на завершение предложения
- упражнение на сжатие или расширение текста
Понятия «письмо» и «письменная речь»
В методике различают такие понятия как письмо и письменная речь.
Отличия письменной речи от устной речи:
1) устныйтекст мимолётен, говорящий, как правило, не повторяет сказанное
2) устная речь насыщена иизбыточна
3) автор письменного текста работает автономно, не всегда зная свою аудиторию
4) письменный текст более организован, устный текст – спонтанен
5) на создание письменного текста требуется больше времени
6) в письменной речи существуют жесткие требования к нормативности языка
7) навыки письменной речи формируются дольше, чем навыки устной речи
Письмо и письменная речь
Авторы общей методики различают «умения двух порядков»:
Владение графической (орфографической) системой для фиксации отдельных слов
Умение сочетать эти слова в письменной форме для выражения мыслей в соответствии с требованиями общения
В данном случае письмо выступает как техника словесной фиксации и грамотности.
Письменная речь – умение сочетания данных порядков.
С этой точкой зрения не согласен Пасов:
«Но если письменная речь в лингвистическом отношении не отличается от устной, то что же тогда остаётся на её долю? Умение сочетать слова освоено, уже в говорении».
Пасов утверждает, что письмо может осуществляться на двух уровнях:
А) запись репродукции (запись без коммуникативной цели)
Грамотная графически (и орфографически) фиксация собственной устной речи, умение сочетать слова освоено, уже в говорении.
Для этих навыков и умений Пасов предлагает термин «писание».
Б) запись продукции
Продуцирование письменной речи со всеми присущими ей особенностями (сложность, развернутость и т.д.).