В) зарубежная методика
- skimming(определение основной темы)
- scanning (поиск конкретной информации)
- reading for detail (детальное понимание текста)
1) Ознакомительное чтение – чтение с целью ознакомленияс информацией общего содержания текста без словаря.
В данном случае чтение сопровождается специфической оценкой:
- новое – не новое
- интересное – не интересное
- понятное – не понятное
Условия успешности обучения ознакомительному чтению:
- дефицит времени
- одноразовое чтение про себя
- проверка понимания основной информации
- исключение перевода на родной язык
2) Изучающее чтение – точное понимание всей информации текста.
Условия успешности обучения изучающему чтению:
- медленное чтение без ограничения времени
- перечитывание текста с решением новых задач
- перевод всего текста
- чтение первоначально облегченных текстов
- самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю
3) Поисковое чтение – чтение, имеющее целью поиск нужной информации.
Условия успешности обучения поисковому чтению:
- дефицит времени
- целевоеиспользование информации
- использование структурно-композитных особенностей текстов
- использование экстралингвистических икогнитивных опор
- начало обучение связано с уже прочитанными текстами
4) Просмотровое чтение – чтение, задачей которого является определение темы текста.
Просмотровое чтение основывается на следующих принципах:
- нужно – не нужно
- интересно – не интересно
Задачи просмотрового чтения:
1) определение предмета речи
2) выявление вопроса, представляет ли данная тема какой-нибудь интерес
Для каждого из четырёх видов чтения характерна своя скорость и свой процент освоения информации:
1) ознакомительное чтение: 180-190 слов, 70%
2) изучающее чтение: 50-60 слов , 100%
3) поисковое и просмотровое чтение: 1-1,5 минуты на страницу текста, 40-50%
Упражнения в обучении различным видам чтения:
Ознакомительное чтение
- чтение плана текста и его соотнесение с текстом
- выбор правильного ответа из предложенных
Изучающее чтение
- добавление фактов
- постановка вопросов
- выделение тезисов
- составлениерецензии
Поисковое чтение
- определение проблемы
- нахождение характеристик действующих лиц
- нахождение абзаца, который описывает определённый рисунок
Просмотровое чтение
- просмотр текста и нахождение основной мысли
- расстановка абзацев в правильном порядке