По стандартам серии ISO 9000 и ее практическое применение

Методика построения системы менеджмента качества коммерческого банка

по стандартам серии ISO 9000 и ее практическое применение

 

Консалтинговая компания

«Бизнес-инжиниринговые технологии» (БИТЕК).

Исаев Роман, Партнёр

Эксперт по управлению и бизнес-инжинирингу в банковской сфере

 

 

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению теоретических основ построения системы менеджмента качества (СМК) применительно к банковской сфере на основе международного стандарта ISO 9001:2008 и их практическому применению.

В статье приводится детальное описание и блок-схемы этапов построения СМК Банка, цитаты и комментарии на соответствующие разделы стандарта ISO 9001:2008.

Методика разработана на основе анализа различных подходов и рекомендаций к построению СМК в Банках, а также собственного опыта автора по участию в проектах данной тематики.

 

 


Конкурентоспособность Банка и его позиция на рынке напрямую зависят от качества продуктов (услуг), формализованности и стабильности бизнес-процессов, удовлетворенности и доверия Клиентов. Особо актуальным это становится в периоды экономической нестабильности. Если говорить о качестве продуктов и бизнес-процессов Банка в целом, то следует обратить внимание на международные и общепринятые стандарты, такие как, например, серия стандартов ISO 9000 (далее – Стандарты ISO 9000).

Стандарты ISO 9000 требуют создания системы менеджмента качества (далее – СМК), как инструмента для управления качеством банковских продуктов и процессов. Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Система менеджмента качества является неотъемлемой частью корпоративного управления банком. От эффективности данной системы зависит успех и качество системы управления Банка в целом.

Автором предлагается методика построения системы менеджмента качества Банка на основе Стандартов ISO 9000, которая разработана в виде взаимосвязанных блок-схем (процессов) с детальными пояснениями, что значительно облегчает ее понимание и применение. Методика может быть использована как руководство или регламент по реализации проекта построения СМК Банка с доработкой под конкретную специфику.

 

Многие западные банки уже имеют сертификаты соответствия ISO 9000, однако в России лишь у небольшого процента банков есть подобные сертификаты. Это объясняется многими объективными причинами: задержка в освоении новых технологий и стандартов управления, кризисы и нестабильность в экономике.

Тем не менее потребность в создании системы менеджмента качества в российских банках на основе международных стандартов только растет. В первую очередь в виду интеграции российской финансовой системы в мировое сообщество, повышение запросов и требований потребителей к банковским продуктам / услугам, обострение конкуренции в банковском секторе и приход на рынок крупных западных Банков с высокими стандартами обслуживания. Можно предположить, что в ближайшие годы, особенно при благоприятном положении дел в экономики начнется активная работа по стандартам ISO 9000 в Российских банках.

Следует сразу отметить, что применительно к системе менеджмента качества, по мнению многих специалистов, некорректно использование терминов «разработка» и «внедрение». Этому есть несколько обоснований. В каждой организации есть система менеджмента качества в определенной форме и стадии развития, и далеко не всегда она соответствует требованиям Стандартов ISO 9000. Поэтому в данной статье автором будет использоваться термин «приведение» системы менеджмента качества Банка к требованиям Стандартов ISO 9000» или просто «построение СМК Банка по ISO 9000». Процесс построения СМК по требованиям Стандартов ISO 9000 отчасти представляет собой совершенствование системы управления Банком через ориентацию ее на потребности Клиентов и оптимизацию бизнес-процессов.

В профессиональной литературе и сети Интернет есть большое количество материалов и комментариев по использованию Стандартов ISO 9000, толкований и пояснений этих стандартов. Но практически нет системной картины (или единой методики) построения СМК по ISO 9000. Более того, еще сложней найти методики и формализованные правила построения СМК по ISO 9000 применительно к банковской сфере. Данная статья призвана восполнить этот недостаток.