Артикуляция. Формирование вокальных гласных. Роль согласных звуков в пении. Понятие вокальной артикуляции.
В артикуляции задействованы лицевые и внутриглоточные мышцы. различают внешнюю и внутреннюю артикуляции.
Во внешней артикуляции задействованы губы, кончик языка и нижняя челюсть. Она связана с формированием речевых слогов и согласных звуков.
Во внутренней артикуляци и задействованы корень языка, мягкое нёбо, мышцы глотки. Она связана с формированем гласных звуков.
соласные звуки являются препятствием на пути дыхания и, в зависимости от места формирования, оказывают на него влияние. Это влияние подобно действию различных певческих атак.
Б, Д - действуют подобно твёрдой атаке.
М, Н (санорные) - подобно мягкой.
Ф, Х - подобно придыхательной.
Это свойство согласных звуков используется в вокальной педагогике для исправления звучания гласных звуков и коррекции дыхательного посыла.
Особенностью артикуляционного аппарата является совмещение в нём двух функций - артикуляционной и резонаторной.
Певческое вибрато
Певческое вибрато - это периодическое изменение звука голоса по высоте, громкости тембру. Вибрато делает голос теплее певучее, придаёт тембру индивидуальность. Отсутствие вибрато приводит невыразительности голоса, обедняя его тембр.
Вибрато - это чисто природное свойство голоса, но оно может быть выработано в результате специальных упражнений.
Наиболее приятно на слух воспринимается скорость изменения вибрато, равная 6-7 Гц, при амплитуде около 1 полутона. Отклонение от этой частоты в ту или иную сторону воспринимается как дефект и носит соответствующее название:
Качание - такое название имеет вибрато с частотой меньшей 5 Гц и амплитудой большей, чем 1 полутон.
Тремолирующий голос - это вибрато частотой большей 8 Гц при небольшой амплитуде. Если же увеличены частота амплитуда, то такой голос именуют в шутку "козлетон".
Старческий голос - такой голос, у которого и частота, и амплитуда колебаний вибрато нестабильны, не периодичны.