ШТРИХИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ.

Прием и штрих - понятия неравнозначные. Технические приемы - это самостоятельно существующие способы ведения, соединения звуков, способы тремолирования, скольжения и повторения звуков. Штрихи же - это сумма опре­деленных технических приемов.

Для характеристики штриха не менее трёх технических приёмов, и сочетание их в каждом штрихе различно. Приведём пример: начало звука активное, исполненное простой атакой, стационарная часть выдержанная на звуке, окончание звука округлённое без участия языка. Все перечисленные приёмы дают нам основание говорить, что речь идёт о штрихе – деташе. Или такой пример: начало звука акцентированное, быстрогаснущая стационарная часть, окончание звука округлённое, без участия языка. Судя по набору исполнительских приёмов мы с полным основанием можем утверждать, что речь в данном случае идёт о штрихе – маркато.

Некоторые технические приёмы не являются штрихами потому, что они сами образуются при помощи других штрихов, отсюда глиссандо не может являться штрихом, так как выполняется оно штрихом легато. «Приёмы скольжения по регистру, тремолирования, скользящего повторения и подчёркивания звуков могут быть только элементарными, составными частями штриха. Следовательно, портаменто, фрулято, глиссандо, тенуто, нельзя считать штрихами».( Т.А. Докшицер. « Путь к творчеству»)

Портаменто. Название происходит от итальянского слова portamento, озна­чающего «перенося». Это прием скользящего соединения соседних звуков, наподобие маленького глиссандо. Портаменто позволяет повторить один и тот же звук как бы голосом, с некоторой интонационной вольностью - пикант­ным занижением начала звука. Оно может быть выполнено легато или мягкой атакой «Да».

Прием этот - вокальный, очень выразительный и тонкий. Его могут при­менять лишь изредка высокопрофессиональные музыканты. Частое примене­нне портаменто может вносить в исполнение элементы вульгарности.

Портаменто исполняется штрихами портато, легато, маркированное легато. В нотной записи портаменто, как правило, не обозначается, но в отдель­ных случаях оно фиксируется прямой линией, ведуший от одной ноты к другой. Инструменталисты нередко путают портато и портаменто. Хотя эти слова происходят от одного корня, смысловое их значение в исполнительской прак­тике различно. (Т.А. Докшицер.« Путь к творчеству»).

Фрулято. Итальянское слово frulato - название технического приема тремолирования звука, напоминающего тремоло у струнных. Начало звука при фрулято исполняется простой атакой, а тремолирующее ведение происходит за счет произношения повторяющейся буквы «РРРР». Окончание звука может быть с участием или без участия языка. Чтобы тремолирование не прерывалось, язык следует держать в определен­ном напряжении. Он должен действовать как пружина, пропуская воздух и возвращаясь обратно к нёбу. Таким образом, буква «Р» будет прерывать звуча­щую гласную, которая в этом случае может быть и буквой «Ь!».

Фрулято обозначается в нотной записи словами «frulato» или «flatterzunge» (сокращенно Flatt). Этим приемом можно исполнять отделенные звуки штри­хами деташе, маркато и ряд звуков, связанных лигой. Лучше всего фрулято звучит в среднем и нижнем регистрах. Для исполне­ния его в верхнем регистре нужно сначала взять звук, а потом его тремолиро­вать. Труднее удается исполнить фрулято в нюансе пиано и на коротких звуках.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Глиссандо. Итальянское слово glissando означает в переводе «скользя». Прием скольжения по регистру не свойствен природе духовых инструментов, имеющих зонную на­стройку каждого звука, за исключением тромбона. Поэтому для исполнения глиссандо механизм инстру­мента как бы выключается посредством неполного нажатия клапанов или помп. При этом меняется звучание инструмента, создается специфическая окраска звука: то гнусавая, резкая, почти визгливая, то мягкая, нежная - но всегда запоминающаяся. Для иллюстрации этого приема приведём самый яркий при­мер – это «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Произведение начинается с глиссандо кларнета из низкого регистра в верхний и производит на слушателя запоминающееся впечатление.

Глиссандо обозначается в нотной записи при помощи прямой или волнис­той линии, идущей через нотный стан. Такая линия заменяет лигу, которая при глиссандо не выставляется. Прием глиссандо на духовых инструментах зародился в джазе, но теперь получил распространение в оркестровой и сольной литературе.

Тенуто. Итальянское слово, означающее «выдержанно». Тенуто - вырази­тельное подчеркивание, как правило, одного звука в фразе, подобно очень маленькой ­фермате. Исполняется штрихами деташе, маркато или легато. Тенуто придает особую выразительность построению фраз.

Заканчивая характеристику штрихов, применяемых в исполнительской прак­тике современными исполнителями на духовых инструментах, можно сделать следующий вывод: «штрихи являются суммой технических приемов игры и. представляют собой уже готовые художественно-выразительные средства музыканта».Т.А.Докшицер.(«Путь к творчеству»).

Каждый штрих имеет свою характеристику, свое звучание. В процессе игры они не подменяют друг друга, а взаимодействуют. Взаимодействие осуществ­ляется при переходах одного штриха в другой в соответствии с изменениями характера музыки.

Перечисленные штрихи не исчерпывают всех исполнительских средств музы­канта. Градация звучания штрихов в зависимости от индивидуальности испол­нителя может быть бесконечно умножена. Особенно это касается динамичес­ких оттенков и технического качества исполнения. Все это создает возмож­ность в рамках одного штриха добиваться разных звуковых нюансов, что в со­вокупности составляет палитру штриховых красок. Чем разнообразнее и богаче эта палитра, тем выше мастерство исполнителя и выразительнее его игра.

Знание штрихов практически необходимо каждому музыканту, ибо ни одна музыкальная фраза, ни один отдельный звук не может быть качественно ис­полнен вне определенного штриха.

Хотя способы выполнения штрихов на разных инструментах имеют свою природу и свои особенности, по характеру звучания штрихи должны быть близ­кими на всех оркестровых инструментах. В этом заложена идея понимания штрихов всеми музыкантами, независимо от того, на каком инструменте они играют. Смысл слов «деташе», «стаккато», «портато», «легато» и других дол­жен быть понятен любому грамотному музыканту, как понятна ему суть терми­нов «анданте», «аллегро», «дольче», «форте», «пиано», «крещендо» и т.д.

Понимание штрихов и применение их на практике так же сложно, как сложно понимание и исполнение музыкальной фразы. Здесь требуется и определенная профессиональная подготовка, и общемузыкальная культура, и дарование.