ШТРИХИ, ИСПОЛНЯЕМЫЕ БЕЗ АТАКИ ЯЗЫКА
Легато. Итальянское слово legato переводится как «связно». Это прием соединения звуков, связанных общим выдохом. Связность звуков происходит за счет изменения напряжения губных мышц и энергии выдоха.
В нотной записи легато обозначается дугообразной линией - лигой.
Язык при легато не находится в неподвижном состоянии. Он действует как регулятор выдыхаемой струи воздуха, изменяя объем полости рта в зависимости от высоты звука и произношения гласной.
Термин <легатиссимо», встречающийся в нотной записи, подчеркивает степень связности и напевности звучания при штрихе легато.
Маркированное легато. Не всегда соединение звуков легато бывает плавным и без толчков. В исполнительской практике наряду с легато применяется способ подчеркнутого легато, которое лучше называть маркированное легато.
Этот штрих характеризуется тем, что звуки, связанные лигой, исполняются не плавно, а подчеркиваются толчком воздуха. Маркированное легато исполняется без участия языка, а толчок воздуха на непрерывном выдохе слегка напоминает атаку.
О приеме маркированное легато впервые идет речь в российской методической литературе и в России получил название «штрих Докшицера». Считаем целесообразным так называть этот штрих и у нас в Казахстане согласно сложившейся традиции и как дань памяти великому музыканту.
Маркированное легато обозначается в нотной записи обозначается маленькой вилкой в виде знака диминуэндо, под лигой.
По звучанию маркированное легато близко к штриху портато, но разница между ними состоит в том, что портато выполняется мягкой атакой, а маркированное легато - без атаки языка. Важно техническое значение этого штриха. Посредством маркированного легато удобнее исполнять залигованные большие интервалы, особенно соединение звуков сверху вниз. Здесь толчок воздуха в сочетании с одновременной перестановкой губных мышц позволяет избежать «цепляний» промежуточных обертоновых звуков. Не менее важна и выразительная сторона этого штриха. « Маркированное легато придаёт певучему звучанию динамичность и декламационную приподнятятость. Это характерный штрих, многократное его применение – более трёх раз подряд – недопустимо» (Т.А. Докшицер, « Путь к творчеству». Издательский Дом «Муравей» Москва – 1999 г.)