СОЕДИНЕНИЕ ЗВУКОВ

 

Этот прием используется при исполнении звуков легато, связанных общим не­прерывным выдохом. Приемы соединения звуков без участия языка могут быть разными: плавное соединение (легато), подчеркнутое соединение (маркированное легато), скользящее соединение.

 

Технический прием соединения звуков требует от исполнителя особого вни­мания к согласованности действий мышц губ, дыхания и пальцев – особенно при исполнении больших интервалов. В момент перехода с одного звука на другой перемена напряжения мышц должно быть строго одновременной и мо­ментальной. Это касается штрихов легато и маркированное легато (глиссандо-это не штрих, а исполнительский прием, выполняемый штрихом легато).

Вся работа над формированием технических приемов происходит на мате­риале упражнений и этюдов. Упражнения и этюды помогают выработке выносливости, эластичности губ и ли­цевых мышц, подвижности языка, различных приемов артикуляции, звуча­нuя регистров, подвижности пальцев.

Воспитание технических приемов должно происходить своевременно - в начальные 3-5 лет обучения. Позже возвращение к элементарным основам техники дается труднее и кажется повзрослевшему человеку не интересным и ненужным занятием, тормозящим его музыкальное развитие. Формирование исполнительских приемов и штрихов одновременно способствует развитию ритмического контроля, слуха и других сторон музыкального мышления.

Отрабатывая один навык за другим, мы развиваем наш исполнительский аппарат, и наши мышцы начинают работать согласованно и легко. Постепен­но преодолевая технические трудности, мы одновременно приходим к испол­нению простейших музыкальных сочинений - этюдов, несложных пьес.

Технические упражнения не несут в себе эмоционально-художественного начала: это еще не музыка, но подготовка к музыке. Тем не менее, при игре любого упражнения следует добиваться определенного качества звучания. Лю­бой звук и любой технический прием есть элемент музыкального целого, по­этому он должен быть выразительным, как сама музыка.

Исполнительские навыки не даются нам навечно. С прекращением регу­лярной практики они быстро исчезают. Вот почему свой ежедневный труд мы посвящаем индивидуальным занятиям. И начинающим духовикам, и професси­анальным исполнителям в равной мере необходимо постоянно упражняться, особое внимание уделяя отстающим сторонам техники, подтягивая и совер­шенствуя их. В этом смысле все мы - дети перед своей профессией. Перейдем теперь непосредственно к самим штрихам.

Мы рассмотрели технические приемы игры, которые являются составными элементами штрихов.

ШТРИХИ

«Штрих» В переводе с немецкого означает «черта», «линия». Этот термин был когда-то заимствован скрипачами у художников, и не случайно: есть что-то общее в движениях кисти рук художника и скрипача. Со временем это слово распространилось среди музыкантов, играющих на смычковых инструментах, обозначая прием игры.

При совместном музицировании в оркестрах этот термин перекочевал и к духовикам. Представления о штрихах у духовиков складывались самые общие, неконкретные. Только в наше время вопрос этот стал широко обсуждаться в методике. Теперь исполнители на духовых инструментах все чаще обращаются к вопросу о терминологии штрихов, стремятся проникнуть в суть этих испол­нительских приемов, понять особенности и различия их звучания. (Огромную роль в становлении понятия штрихов сыграл выдающийся и всемирно признанный музыкант и педагог профессор, народный артист РФ Тимофей Александрович Докшицер. Его озвученный на грампластинке труд «Штрихи на трубе» и книга « Путь к творчеству» являются неоценимым вкладом в развитии духового исполнительства) Мы уже знаем, что различия между штрихами не исчерпываются форму­лировками типа «немного жестче», «немного мягче», «короче» и т.п. Они ос­нованы на принципиальных различиях, заключенных в приемах атаки, веде­ния, окончания и связывания звуков.

Может возникнуть вопрос: а нужно ли исполнителю знание штрихов? Ведь выдающиеся музыканты прошлого, играли великолепно, хотя в то время вопрос о штрихах еще не разрабатывался в методической науке. На это можно ответить так: в любой области искусства были таланты, которые интуи­тивно находили и применяли в своей практике еще не открытые наукой за­коны. И они, таким образом, опережали теорию в своей практике.

Современная практика музыканта ставит вопросы научного обоснования его деятельности. Изучение и осознанное применение штрихов - тому пример. Оно помогает исполнителю совершенствовать мастерство и экономить время обучения. Знание штрихов и владение ими означает осмысление процесса сво­его труда. Штрихи представляют собой сконцентрированные, уже готовые ис­полнительские приемы, в которых заложены навыки артикуляции, звуковеде­ния, окончания и соединения звуков.

Только зная штрихи и владея ими, можно заниматься интерпретацией музы­ки

Качество выполнения штрихов имеет непосредственное отношение к мастерству и культуре исполнителя. Чем разнообразнее и совер- шеннее будет владение штрихами, тем выше исполнительская культура музыканта.

Наименования штрихов должны быть общепринятыми и понятными. Это особенно важно для работы музыканта в оркестре. Если дирижёр просит играть штрихом «Стаккато» или «Деташе» - каждый исполнитель должен знать,как это достигается на его инструменте.

Штрихи музыканта - духовика подразделяются на две группы: штрихи, исполняемые атакой языка, и штрихи, исполняемые без атаки

языка.