СОЕДИНЕНИЕ ЗВУКОВ
Этот прием используется при исполнении звуков легато, связанных общим непрерывным выдохом. Приемы соединения звуков без участия языка могут быть разными: плавное соединение (легато), подчеркнутое соединение (маркированное легато), скользящее соединение.
Технический прием соединения звуков требует от исполнителя особого внимания к согласованности действий мышц губ, дыхания и пальцев – особенно при исполнении больших интервалов. В момент перехода с одного звука на другой перемена напряжения мышц должно быть строго одновременной и моментальной. Это касается штрихов легато и маркированное легато (глиссандо-это не штрих, а исполнительский прием, выполняемый штрихом легато).
Вся работа над формированием технических приемов происходит на материале упражнений и этюдов. Упражнения и этюды помогают выработке выносливости, эластичности губ и лицевых мышц, подвижности языка, различных приемов артикуляции, звучанuя регистров, подвижности пальцев.
Воспитание технических приемов должно происходить своевременно - в начальные 3-5 лет обучения. Позже возвращение к элементарным основам техники дается труднее и кажется повзрослевшему человеку не интересным и ненужным занятием, тормозящим его музыкальное развитие. Формирование исполнительских приемов и штрихов одновременно способствует развитию ритмического контроля, слуха и других сторон музыкального мышления.
Отрабатывая один навык за другим, мы развиваем наш исполнительский аппарат, и наши мышцы начинают работать согласованно и легко. Постепенно преодолевая технические трудности, мы одновременно приходим к исполнению простейших музыкальных сочинений - этюдов, несложных пьес.
Технические упражнения не несут в себе эмоционально-художественного начала: это еще не музыка, но подготовка к музыке. Тем не менее, при игре любого упражнения следует добиваться определенного качества звучания. Любой звук и любой технический прием есть элемент музыкального целого, поэтому он должен быть выразительным, как сама музыка.
Исполнительские навыки не даются нам навечно. С прекращением регулярной практики они быстро исчезают. Вот почему свой ежедневный труд мы посвящаем индивидуальным занятиям. И начинающим духовикам, и профессианальным исполнителям в равной мере необходимо постоянно упражняться, особое внимание уделяя отстающим сторонам техники, подтягивая и совершенствуя их. В этом смысле все мы - дети перед своей профессией. Перейдем теперь непосредственно к самим штрихам.
Мы рассмотрели технические приемы игры, которые являются составными элементами штрихов.
ШТРИХИ
«Штрих» В переводе с немецкого означает «черта», «линия». Этот термин был когда-то заимствован скрипачами у художников, и не случайно: есть что-то общее в движениях кисти рук художника и скрипача. Со временем это слово распространилось среди музыкантов, играющих на смычковых инструментах, обозначая прием игры.
При совместном музицировании в оркестрах этот термин перекочевал и к духовикам. Представления о штрихах у духовиков складывались самые общие, неконкретные. Только в наше время вопрос этот стал широко обсуждаться в методике. Теперь исполнители на духовых инструментах все чаще обращаются к вопросу о терминологии штрихов, стремятся проникнуть в суть этих исполнительских приемов, понять особенности и различия их звучания. (Огромную роль в становлении понятия штрихов сыграл выдающийся и всемирно признанный музыкант и педагог профессор, народный артист РФ Тимофей Александрович Докшицер. Его озвученный на грампластинке труд «Штрихи на трубе» и книга « Путь к творчеству» являются неоценимым вкладом в развитии духового исполнительства) Мы уже знаем, что различия между штрихами не исчерпываются формулировками типа «немного жестче», «немного мягче», «короче» и т.п. Они основаны на принципиальных различиях, заключенных в приемах атаки, ведения, окончания и связывания звуков.
Может возникнуть вопрос: а нужно ли исполнителю знание штрихов? Ведь выдающиеся музыканты прошлого, играли великолепно, хотя в то время вопрос о штрихах еще не разрабатывался в методической науке. На это можно ответить так: в любой области искусства были таланты, которые интуитивно находили и применяли в своей практике еще не открытые наукой законы. И они, таким образом, опережали теорию в своей практике.
Современная практика музыканта ставит вопросы научного обоснования его деятельности. Изучение и осознанное применение штрихов - тому пример. Оно помогает исполнителю совершенствовать мастерство и экономить время обучения. Знание штрихов и владение ими означает осмысление процесса своего труда. Штрихи представляют собой сконцентрированные, уже готовые исполнительские приемы, в которых заложены навыки артикуляции, звуковедения, окончания и соединения звуков.
Только зная штрихи и владея ими, можно заниматься интерпретацией музыки
Качество выполнения штрихов имеет непосредственное отношение к мастерству и культуре исполнителя. Чем разнообразнее и совер- шеннее будет владение штрихами, тем выше исполнительская культура музыканта.
Наименования штрихов должны быть общепринятыми и понятными. Это особенно важно для работы музыканта в оркестре. Если дирижёр просит играть штрихом «Стаккато» или «Деташе» - каждый исполнитель должен знать,как это достигается на его инструменте.
Штрихи музыканта - духовика подразделяются на две группы: штрихи, исполняемые атакой языка, и штрихи, исполняемые без атаки
языка.