Закономерности объёмно-пространственных решений в детских рисунках.

Ранние детские рисунки отличаются плоским, схематичным характером изображения. Но уже в работах первоклассников можно увидеть попытки передать объем тех объектов, которые они изображают. Так, в рисунках домов, помимо фасада, появляются боковая сторона, иногда даже две боковые стороны дома. Рисуя крынку, показывают кривым овалом отверстие. Изображая стол, начинают рисовать его в обратной перспективе. И для них это понятно и очевидно, поскольку полностью изображены все четыре ножки. Дети рисуют не так, как они видят, а как знают. И только когда они осваивают понятие загораживания, обнаруживают, что дальние ножки закрыты от нас плоскостью стола. Такой ход развития изобразительных действий вполне закономерен и выводит детей при должном обучении на уровень понимания законов перспективы, сначала центральной, затем угловой.

Объемное изображение предметов начинается с понимания основ конструктивного рисунка. Мы объясняем, что для того, чтобы нарисовать крынку, бабочку и другие симметричные предметы, нужно провести осевую линию, отмерить основные пропорции и в равных частях относительно осевой линии зафиксировать их, а затем уже рисовать общий контур. В дальнейшем при рисовании той же крынки мы показываем, что необходимо рисовать эллипсы, да еще с учетом перспективы – нижний будет круглее, чем верхний.

Для отображения глубины пространства в картине ребенка используется ряд приемов. Рассмотрим их.

Сдвиг изображения на плоскости листа вверх. Опорная линия или линия горизонта, используемая во фризовых композициях у детей 5-6 лет, постепенно уходит вверх листа (в глубь пространства), как бы увеличивая «сцену», на которой происходят события. Однако вплоть до 9-10 лет линия горизонта по-прежнему остается границей сцены, потому что дома, деревья и фигуры людей располагаются на этой линии. Следовательно, создается иллюзия, что предметы находятся на краю холма и ограничивают, замыкают пространство в глубине композиции.

Изображение в плане. Ребенок изображает отдельные предметы и целостное протяженное пространство при фиксированной точке сверху. Он изображает верхнюю плоскость тех объектов, на которых ему необходимо развернуть действие, показать другие объекты, а также те предметы, которые он привык видеть и знать сверху (или может представить их из опыта двигательного или зрительного).

План предметов или их вид сверху возникает в рисунке ребенка и в том случае, когда ему необходимо показать пропорции (длину к ширине футбольного поля, класса, озера) и протяженность (дороги, моста, речки).

Ортогональные проекции. На первых порах дети изображают трехмерные предметы двухмерными, плоскими, т. е. используют проектирование предмета с помощью линий, перпендикулярных к плоскости листа. Дома, столы изображаются, как правило, при виде спереди. «Фасады» домов возникают в рисунке потому, что ребенок стремиться показать их с самой характерной, привычной стороны, с узнаваемой точки зрения. Так, чашка на столе при виде сверху будет выглядеть в рисунке кругом. Но в круге может узнаваться множество других предметов, а этого художник допустить не может, т. к. теряется смысл и назначение изображения. Поэтому для изображения чашки выбирается более информативный вид сбоку.

Условно-чертежные приемы.Однако со временем вид сбоку или спереди перестает устраивать ребенка. Поиск третьего измерения, попытки выразить глубину, объем предмета приводит к совмещению плана и фасада, т. е. ортогональных проекций при виде сверху и спереди, спереди и сбоку, и превращается в условно-чертежный прием – развертку.

Обратная перспектива.Примечательно, что в детском рисунке (в возрасте 10-13 лет) часто можно заменить появление обратной перспективы (но не прямой линейной перспективы). Она характеризуется тем, что предметы дальнего плана не уменьшаются пропорционально ближним; дальняя часть дома или стола шире ближней; человек, стоящий далеко от края картины, в глубине композиции изображается такого же роста, что и на переднем плане, и т. п. Одновременно можно увидеть весь пол помещения, стену напротив зрителя и потолок. Причем линии совмещения пола и потолка со стеной всегда параллельны нижнему краю листа, а боковые стены почти всегда отсутствуют.

Соблюдение пропорций при рисовании различных предметов – наиболее важная сторона проявления способностей в изобразительной деятельности. Она по – разному проявляется у детей, но ее можно и нужно развивать. Особенно когда это касается рисования с натуры, где учитель вместе с детьми анализирует форму предмета, обращает внимание на ее характерные особенности (кувшин высокий, горлышко узкое, занимает половину высоты кувшина, основная масса кувшина похожа на шар, а в основании как будто блюдечко, ручка длинная, тонкая, касается самой широкой части кувшина и верхней части горлышка). Конечно, трудно продолжительно наблюдать предмет, но это те первые шаги, которые приучают детей внимательно анализировать окружающую действительность.

Передача объема предметов в изображении детям много неподдельной радости. Даже когда мы предлагаем им в I классе нарисовать елочную игрушку шарообразной формы, и показываем, что нужно нарисовать блик, оставив небольшой участок незакрашенной бумаги, дети удивляются этому эффекту объемности. Передача объема путем изображения света и тени требует специального подхода в работе и возлагается на плечи учителя-предметника.

Линия в рисунке. Сейчас в методической литературе очень мало можно узнать о характере линии в детских рисунках и ее значении. Но в прошлые годы специалисты обнаружили, что линия в рисунке во многом характеризует развитие детей, и не только в изобразительной деятельности.

Так называемая проволочная линия предстает в рисунках дошкольников и младших школьников. Ее основная примета – жесткий нажим, неотрывность, угловатость. Все это связано с неразвитыми двигательными навыками. Первоклассники, так же как и дошкольники, никогда не возвращаются к сделанному изображению. Что получилось, то получилось. Но наступает момент, когда характер линии меняется, она становится сложной нащупывающей. А это значит, что дети пытаются контролировать и в определенной мере планировать свои изобразительные действия. Сюда же добавляется потребность в использовании ластика, а значит, начинается формирование критического отношения к собственному рисунку. Исправляют изображение, совершенствуют его. Можно заметить переход от проволочной линии к сочетанию проволочной со сложной нащупывающей и, наконец, переход к нащупываемой линии.

Это новое качество, которое приобретают дети в 10-11 лет. Стимулировать здесь ничего практически невозможно. Должен накопиться определенный запас психического потенциала. Можно говорить о формировании навыков внутреннего плана действий, когда мы, например, просим детей рассказать о сюжете будущего рисунка и возможном его решении (просим показать кончиком карандаша, где будут изображены те или иные объекты). В этом очень важная функция уроков изобразительного искусства, как предмета общеобразовательного, направленного на всестороннее развитие детей.

В очень редких случаях можно наблюдать так называемую валерную линию – линию с переменным нажимом карандаша, пластичную и изящную. Но это удел наиболее талантливых детей.