ОПРОСНИК К.Л.ВИЛСОНА «ЦИКЛ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ»

Современный уровень управления предполагает развитие и ак­тивное функционирование широкого спектра менеджерских уме­ний руководителей. В настоящее время критическим фактором для руководителя становятся не столько профессиональные знания, сколько некоторые личностные характеристики, которые связаны с эффективными коммуникациями, кооперацией с людьми, мотива­цией, созданием команд и умением работать в них, искусством ве­дения переговоров и достижения соглашений. Интересующий нас производственный менеджмент предусматривает управление интел­лектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресур­сами в целях наиболее высокой эффективности деятельности пред­приятия.
Менеджер — это специалист по управлению, который разраба­тывает планы, определяет, что и когда делать, кто и как будет вы­полнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает ра­бочие процедуры (технологии) управленческого цикла, осуществляет контроль. То есть менеджер планирует, организует, контролирует основные функции организации, управляет ими.
Существующие методики не всегда позволяют напрямую выяс­нить степень успешности профессиональной деятельности менед­жеров и точно определить конкретную область в этой деятельнос­ти, в которой проявляются сильные или слабые стороны руководителя, кроме того, арсенал их ограничен. Многие методи­ки, например методика ИКО, допускают лишь общие ориентиро­вочные выводы; методики, использующие только экспертные оцен­ки, как правило, не сочетаются с самооценкой менеджеров и т. д.
Более точно и успешно это можно сделать при помощи методики Кларка Л. Вилсона «Цикл управленческих умений» ( Clark L. Wilson. The Survey of Management, 1973). Эта методика позволя­ет руководителю не только оценить самого себя по каждой шкале групп управленческих умений, по и получить обратную связь от коллег, вышестоящего руководства и подчиненных. То есть чело­век, прошедший тестирование при помощи методики К. Вилсона, имеет возможность не только оценить себя, но и узнать, как его оценивают другие. Цель этой методики в том, чтобы составить спи­сок сильных и слабых сторон руководителя; определить, какое вли­яние оказывают эти стороны на успешность менеджера в управле­нии работой и людьми, которые находятся у него в подчинении; составить план улучшения баланса умений; помочь руководителю научиться использовать его сильные стороны и распознавать те умения, которые необходимо улучшить.
Таким образом, методика представляет собой комплексный под­ход к проблеме руководства и практически лишена субъективизма, которым страдает большинство самооценочных опросников; это до­стигается благодаря учету разницы между реальным поведением и его вербальным оцениванием, между самооценкой и оценкой других.
В США более двадцати лет проводятся исследования с исполь­зованием методики «Цикл управленческих умений», накоплен боль­шой экспериментальный материал, включающий 250 000 исследо­ваний. Эта методика представляет собой метод исследования сильных и слабых сторон руководителя. Она включает в себя оп­росник, оценивающий менеджерские умения, объединенные в бло­ки, а также классификацию различных типов руководителей. Шка­ла, с которой сравниваются полученные оценки, традиционно включает в себя низкие, ниже среднего, средние, выше среднего и высокие оценки. Границы зон отклонения от статусных средних:
Мстат + и Мстат ± 1,65 , что соответствует + 34% и + 45% от коли­чества аттестуемых в статусной должностной группе. Можно соот­ветственно этому выделить код зоны развития каждого качества аттестуемого в соответствии с установленными зонами соответствия (табл. 1).

Таблица 1. Зоны соответствия

Оценки низкие ниже среднего средние выше среднего высокие
Ст. откл. -1,65 - Мстат + +1,65
Баллы 1 2 3 4 5 5 6 7 8 9

Методика состоит из 145 вопросов, разбитых на восемь блоков, которые, в свою очередь, включают 23 шкалы. На основании ре­зультатов, полученных по методике Вилсона, возможно построе­ние системы рекомендаций и индивидуальных тренинговых про­грамм для руководителей, прошедших опрос.
К. Л. Вилсон дает следующее определение управлению; это оп­ределение лежит в основании его теоретической концепции и раз­работанного опросника.

Процесс управления—это логическая последовательность или цепь квалифицированных поведенческих актов менеджера.

Успешность руководителя складывается из двух одинаково важ­ных умений: умения управлять людьми и умения достигать рабо­чей цели. Эти два управленческих умения в идеале должны быть в балансе и существовать в связанной цепи умений менеджера. Эта связанная цепь умений менеджера начинается с умения ясно фор­мулировать цели. Ни одно из перечисленных далее и выделенных в методике умений не является более важным, чем другие; все они должны быть представлены хотя бы в малой степени. Хорошо сба­лансированные оценки в шести блоках Цикла управленческих уме­ний означают, что они (оценки) выше средних или средние. Слу­чай, когда все оценки находятся в средней области, является более благоприятным, чем тот вариант, когда высокие оценки в некото­рых умениях сменяются низкими или значительно ниже средних оценками в других. Конечно, очень хорошо, если оценки руководителя выше средних во всех шести блоках Цикла управленческих умений, но целью руководителя могут быть и просто оценки, нахо­дящиеся на среднем уровне. Демонстрация руководителем своих менеджерских умений повышает мотивацию его подчиненных и со­здает хорошую основу для дальнейшего продвижения по службе.
Низший уровень умений руководителя — это администратор­ские умения: обдумывание и передача поручений, предвидение бу­дущего и стратегическое планирование, создание рабочей обста­новки в организации, разбор сложных ситуаций, обучение подчиненных.
Следующий уровень — лидерские умения. Основное в лидерс­ких умениях — предвидение и способность влиять на других.
Уровень менеджерских умений связан с воплощением управлен­ческих целей, что обеспечивает ясность целей, планирование, ре­шение проблем, обучение, осуществление обратной связи, контро­ля за выполнением работ и т. д. Эти умения сохраняют и поддерживают «жизнь» организации.
Умение управлять рабочими группами отражается в удовлетво­ренности от членства в группах, в улучшении функционирования и повышении сплоченности рабочих групп. Это умения, включаю­щие в себя возможности успешного планирования и управления группой.
И наконец, последний, наиболее высокий уровень — специаль­ные менеджерские умения, связанные со спецификой конкретной управленческой деятельности.
Управление рассматривается как процесс, точнее, как последо­вательный процесс или цепь действия руководителя. Эффективность деятельности менеджера соответственно зависит от непрерывнос­ти, целостности и завершенности этого процесса.
Эту непрерывность, целостность и завершенность К. Л. Вилсон называет балансом, который обеспечивается путем выполнения менеджером определенных функций. Каждая функция представля­ет собой серию взаимосвязанных действий или задач. Успешное выполнение каждой последующей новой задачи возможно только при успешном завершении предшествующих задач.
Ни одна задача не является более важной, чем другие. Только выполнение всехзадач может привести к эффективному управле­нию рабочим процессом и людьми/Вследствие этого К. Л. Вилсон подчеркивает значение «баланса» выполняемых менеджером задач.
Таким образом, деятельность менеджера состоит из серий за­дач. Хотя задачи различаются в зависимости от ситуации, природа всех задач в управлении одинаковая. Основные шаги, или поведен­ческие акты (действия), постоянно повторяются.
Итак, мы подошли к понятию «Цикл управленческих умений».