Перечислите виды педагогического рисунка по Н.Н. Ростовцеву.

Дайте определение детскому рисунку с точки зрения методики преподавания специальных дисциплин.

Раскройте понятие грамотность детского рисунка. Выполните анализ детского рисунка, изображенного ниже, через характеристику изобразительной грамотности. Спроектируйте темы уроков по изобразительному искусству, в которых наибольший акцент ставится на грамотность рисунка.

  • Детский рисунок с точки зрения преподавания специальных дисциплинвыступает в качестве продукта (одного из воплощенных результатов) деятель­ности, детский рисунок является объектом педагогической диагностики и исследования. Художники-педагоги изучают дидактические аспекты детского рисунка, выделяя изобразительную грамотностьи выразительность.

· Изобразительная грамотность качество детского рисунка, которое отражает степень обученности ребенка.В этом смысле детский рисунок может выполнять функции средства диагностики процесса обучения ИЗО. Выделяют различные стороны изобразительной грамотности:- композиционная – грамотное заполнение плоскости листа, использование композиционных средств выразительности;- цветовая – владение цветовой палитрой, выразительными возможностями цвета;- грамотность в области передачи формы – конструктивный, пропорциональный, пластический и выразительный аспект формы;- пространство – условное, декоративное, передача трехмерного пространства на двухмерной плоскости. - техническая – владение художественными материалами, инструментами, техническими приемами, способами создания изображения.Определенная степень изобразительной грамотности всегда свойственна детскому рисунку. Уже в дошкольном воспитании детей учат выбирать размер изображения, они осваивают обычные для этого возраста изобразительные схемы: изображение дерева, цветка, человека, дома, транспорта и т. д. Эти умения являются базовыми для развития изобразительных умений в школьном возрасте. Если в рисунках детей школьного возраста устойчиво преобладают эти схемы, то обычно говорят о низком уровне обученности и характеризует определенным образом организацию обучения изо.

· Работа Юры Крылова «Строительство церкви», 14 лет. Техника гуашь.С точки зрения изобразительной грамотности можно сказать, что данная работа соответствует возрасту ребенка, тем умениям и навыкам, которые можно освоить в данном возрасте. Учащийся ДХШ владеет умением передачи пространства: выделяет первый и второй план, используя перспективное построение. Может выделить композиционный центр в работе: в данном случае композиционный центр выделен посредством выразительной формы и цветового акцента. Цветовое решение композиции построено на контрастном сочетании цветов. Техника работы гуашью также соответствует возрасту ученика. Можно сделать вывод, что степень обученности ученика соответствует его возрастной группе.

· Темы уроков по ИЗО, в которых наибольший акцент ставится на грамотность рисунка могут быть следующими. «Архитектура городского пейзажа», в которой можно решать проблему пространство; «Осенний натюрморт», в которой можно решать проблему цвет: формирование знаний о родственных цветах. « Натюрморт из геометрических тел», в которой можно решать проблему форма: формирование умения выполнять линейно-конструктивное построение геометрических тел.

 

 

Перечислите виды педагогического рисунка по Н.Н. Ростовцеву.

Раскройте суть каждого вида педагогического рисунка. Составьте классификацию требований, предъявляемых к педагогическому рисунку. Объясните, какой из видов педагогического рисунка следует применить к работе ученика, на изображении ниже, обоснуйте свой ответ.

· Ростовцев выделяет три вида педагогического рисунка: 1. Рисунок мелом на классной доске. 2. Поясняющая зарисовка на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги. 3. Выправление работы ученика рукой педагога.

· Педагогический рисунок – это знание об искусстве, принявшее визуальную форму, форму изображения, понятное ученикам разного возраста. 1. Рисунок мелом на классной доске выполняют в качестве примера изображения или как зрительный диктант, когда ученики вслед за учителем на своих форматах выполняют рисунок. 2. Поясняющая зарисовка на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги выполняется в случае, если ученик не полностью понимает, например, форму изображения кувшина. Учитель в качестве примера выполняет рисунок на полях, поясняющий этапы построения кувшина, на который ученик может опираться в ходе выполнения задания.3. Выправление работы ученика рукой педагога применяется в случае, если работа учащегося с точки зрения изобразительной грамотности выполнена, не верно.

· Требования к педагогическому рисунку можно классифицировать:

1. Эстетические 2. Дидактические

- Культура исполнения и подача изображения, -оригинальность замысла, выразительность, - привлекательность, вдохновляющий характер, - ясность, доступность изображения, учет особенностей восприятия ребенком - четко поставленная дидактическая задача, - изобразительная грамотность исполнения, - должен сопровождаться словами, пояснениями педагога, - соответствие техники и приемов исполнения рисунка дидактической задаче

 

· К данной работе учащегося можно применить вид пед.рисунка -выправление работы ученика рукой педагога, так работа почти закончена, но с точки зрения изобразительной грамотности допущены ошибки в перспективном построении куба. В тоже время можно применить метод поясняющей зарисовки на полях работы ученика, где педагог покажет технику выполнения штриховки.