Б) психологические особенности наблюдений и методика руководства ими с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 г.)

Психологические особенности наблюдений дошкольников на разных возрастных тапах исследовала Филлипюк Г.С. Для детей младшего дошкольного возраста она отметила следующие особенности:

1. Дети активно выполняют задачу наблюдения, которую ставит педагог, но не осознает ее как познавательную задачу. Они лишь следуют за педагогом, отвечая на его вопросы.

2. Дети внимательно рассматривают объект природы, следят за его движениеми комментируют

Например, «Рыбка плавает, хвостиком движет и еще чем-то».

3. Обращают внимание на окраску и величину предмета природы, там где это возможно называют форму предмета

Например, «рыбка красная, большая»

«растение большое, зеленое»

4. Перечисляют основные части наблюдаемого объекта

Например: хвост, глаза, рот у рыб

Листья у растений

и характеризуют их по величине и окраске

Например: хвостик маленький

Листья зеленые

5. Выполняя задачу наблюдения, выделяют в предмете черты, наиболее характерные не только для одного предмета, но и для группы ему подобных. Малыши под руководством педагога подмечают то, что является наиболее типичным для рыб, комнатных растений.

6. Для детей младшего дошкольного возраста характерно подмечать в предмете, наряду с общими признаками и отдельные детали для выделения которых требуется сосредоточенность внимания.

Например, педагог описывает листья аспидистры: «Листья большие, зеленые. Они все одинаковые, живут в одном горшке. Растение называется «Дружная семейка». Ребенок: «А один листочек маленький».

7. Наблюдая под руководством педагога, дети младшего дошкольного возраста уже могут следовать плану наблюдения, который он предлагает, но под влиянием многих причин они часто выходят за пределы этого плана.

Например, под влиянием различных эмоций, новизны предмета, неожиданного его действия, субъективного отношения к нему ребенка

8. Выполняя план наблюдения дети не только односложно отвечают на вопросы, но и высказывают суждения.

9. У младших дошкольников уже формируется умение подмечать то новое, что есть в объекте наблюдения, видеть изменения, которые произошли с ним.

10. Наблюдение малышей опосредуется прежним их опытом. Это способствует тому, что у них наблюдение – это осмысленный процесс.

Например, Ребенок показывает на плавники и спрашивает: «А что это у рыбки, ножки?». Ребенок увидел у рыбки то, что не видел у других животных. Слова для обозначения этой части тела рыбы у него нет, в том, что это ноги, он не уверен, т.к. знает, что рыбы не ходят, а плавают.

11. Дети не просто на веру воспринимают слова, сказанные другими детьми, они проверяют их наблюдением.

Например, смотря на рубку в аквариуме один ребенок говорит: «Носик». Дети улыбаются, ищут, где у рыбки носик. Другой ребенок: «Нету носика!». Первый: «А у нас есть носик».

12. Во время наблюдения у детей возникает много вопросов, указывающих на то, что у них появляется потребность в понимании наблюдаемого, желание объяснить то, что они видят.

Например, «А где вы взяли эту рыбку?»

«А у вас есть дома рыбки?»

«А вы нам эту рыбку оставите?»

13. Дети этого возраста почти никогда не наблюдают молча потому, что не могут объяснить всего того, что видят. Как только возникает затруднение в понимании наблюдаемого, они начинают задавать вопросы, требуют разъяснений. Кроме того, они пытаются дать самостоятельные объяснения. Если же дети видят то, что можно объяснить, используя некоторый опыт, то они тотчас же оперируют своими знаниями.

14. После наблюдения у детей проявляется стремление оперировать полученными во время наблюдения знаниями.

Например, после наблюдения кролика, дети стали вынимать из супа морковку и предлагали отнести кролику.

15. Наблюдая живые объекты природы, малыши как бы очеловечивают их, начинают разговаривать с ними.

Например, разглядывая пойманного жука: «Куда ты ползешь? Нельзя туда. Пойдем лучше сюда» или наблюдая кормление рыбок, приговаривают: «Кушай рыбка, кушай!

16. Младшие дошкольники сначала с помощью воспитателя, а потом самостоятельно начинают пользоваться сравнениями при наблюдении.

Например, кроли прыгает как лягушка, кузнечик.

В этом возрасте у детей формируется умение видеть сходства и различия предметов наблюдения.

17. Дети младшего дошкольного возраста могут самостоятельно наблюдать, если их до этого обучали наблюдению. Особенно активно они себя ведут при наблюдении живых объектов, подвижных, когда в них есть элемент необычности и свойства, общие с уже знакомыми предметами.

18. Проявляется двигательная активность детей в процессе наблюдений, дети стремятся взять в руки, пощупать, погладить, понюхать. Активно подражают движениям, издаваемым звукам.