А) зарождение деятельности наблюдения у детей третьего года жизни

Одни исследователи считают, что деятельность наблюдения появляется у детей 4 лет, другие утверждают, что под воздействием обучения дети уже 3 лет способны к наблюдению. Очевидно, что способность наблюдать, способность принять цель наблюдения не возникает у детей 3 лет сразу. Это значит, что целевая установка наблюдения формируется постепенно в более раннем возрасте.

Как же происходит развитие деятельности наблюдения у детей 3 лет при ознакомлении с живыми объектами природы.

Особенности:

1. Живой объект (рыбка, птичка, котенок) вызывают у детей яркую, сильную эмоциональную реакцию. Он радует ребенка, занимает, и интерес к нему может устойчиво проявляться в течение занятия.

2. Что же привлекает ребенка в процессе такого первичного рассматривания объекта. Прежде всего, действия объекта, его проявления.

3. После того как дети узнают объект, они самостоятельно переходят к называнию действий, которые они увидят (бегает, стоит киска, прыгает так, упал, ест, так делает, летает и т.д.)

4. В то же время дети как бы не слышат вопросы педагога, т.е. не принимают задачу наблюдения.

Например, педагог, пытаясь обратить внимание детей на отдельные действия животного: «Что кролик делает» или части тела: «Чем птичка зернышки клюет?» или на свои действия с животным: «Что делаю?» (гладит щенка)

На эти вопросы дети не реагируют, они отмечают лишь то, что эмоционально привлекает их в данный момент:

- действия самого животного

- свое отношение к нему.

5. Там где вопросы воспитателя совпадают с эмоциональной направленностью самих детей на деятельность объекта, они отвечают на них. Однако здесь имеет место не реакция на вопрос, а совпадение вопроса и эмоциональной реакции детей на действия животного.

6. При таком первичном рассматривании живого объекта дети ограничиваются весьма недифференцированным его восприятием. Оно проявляется в узнавании животного, суммарного восприятия действия (бегает, ест, прыгает). Более мелкие действия, характерные движения, части тела детьми не воспринимаются, не осознаются, не попадают в поле зрения их внимания.

Это позволяет предположить, что у детей 3 лет отсутствует познавательное отношение к объекту природы. Только эмоциональное восприятие животного приводит к формированию определенных представлений, но представлений весьма общих, глобальных, недифференцированных.

Исследования Матвеевой А.К. показали, что именно в практической деятельности маленьких детей с животными формируется деятельность наблюдения.