Предисловие №1
Д.В. Морозов
Поколение Китеж
М.: «Эльф ИПР», 2004.
© Морозов Д.В. 2004
В книге отражены новые методики воспитания, реабилитации и адаптации детей, в том числе потерявших родителей, апробированные на базе терапевтического сообщества «Община Китеж». Пособие рассчитано на приёмных родителей, социальных работников, а также всех у кого есть дети.
Содержание
Часть 1. Советы любящим родителям
Часть 2. Размышления об идеальной школе
Часть 3. Община "Китеж"
Предисловие №1
Когда я начинал писать предисловие, то даже не знал, как Дмитрий Морозов назовёт эту книгу... Дмитрий передал мне рукопись и сказал: «Действуйте, как сочтёте нужным — вычёркивайте, правьте». Что он имел в виду, давая мне такое право, для меня остаётся загадкой: или он действительно оказывал мне полное доверие, или же знал, что, всё равно, из настоящей книги, как из песни, уже не выкинешь ни одного слова. При чтении рукописи у меня ни на одной её странице не возникала мысль что-то править. Я думал о другом. О том, что находил подтверждение своей мысли. А моя мысль состоит в следующем: педагогика, как высшая культура общечеловеческого, планетарного, рискну сказать, Вселенского сознания, есть состояние духа человека. Пусть никто не говорит, что он никакой не педагог, а, скажем, врач или электронщик, или литератор, или просто рабочий. Если кто называется человеком, он тут же и есть педагог — в образе матери, отца, дедушки, бабушки, дяди, тёти, взрослого, в образе профессионала-учителя, воспитателя, наставника. Дело в том, что кто-то из нас до глубины души переживает заботу о ребёнке (сыне, дочери, ученике, воспитаннике), и потому открывает в себе доступ к некой Вселенской или, в крайнем случае, планетарной Мудрости воспитания. Кто-то же мало будет озабочен воспитанием даже собственного ребёнка, а больше чем-то другим. Поэтому он мало что поймёт в мудрости воспитания.
К какой группе людей можно отнести Дмитрия Морозова?
Передавая рукопись книги, он как бы извинялся: «Я не педагог,» — говорил он мне. — «Поэтому, может быть, тут всё не так». И пусть его, раз он твердит, что не педагог, но написал он прекрасную педагогическую книгу. И как хорошо, что в нём нет замашек писать по-научному, а пишет просто, как чувствует, как видит, как переживает и страдает. То есть, так же, как писал Корчак, Сухомлинский. Литературный дар автора прекрасного романа «Дваждырождённые» теперь также прекрасно проявляется в данной книге. Дмитрий Морозов открывает дверь в мир планетарной культуры педагогического сознания спокойно, вежливо, стеснительно, но не с боязнью, ибо несёт с собой искренний дар своего духа. И так как этот дар достойный, мы, уже старожилы мира образования, вынуждены обернуться к нему и поприветствовать.
Книга удивит и заинтересует читателя. Чем она удивит?
Педагогическое сознание развивается так же медленно, как медленно эволюционирует человеческое сознание вообще. Потому говорить о неких выдающихся открытиях не приходится. Педагогическая наука со своим огромным количеством кандидатских и докторских диссертаций не может похвастаться, что имеет дело с открытиями, способными перевернуть педагогическое сознание. Однако эта книга удивит читателя тем, что автор размышляет о сложных вопросах воспитания с применением необычных форм и, порой, предлагает необычные выводы и советы. И делает он это, опираясь на свой опыт педагогической жизни, на опыт своих коллег и общинников из Китежа. Всё, о чём он говорит в связи с родительской программой воспитания и детской программой воспитания, свежо, необычно, а самое главное, убедительно. Я не гарантирую, что правильно, ибо истинным критерием педагогических идей, опыта и рекомендаций является сам человек, нуждающийся в них, со своим мировоззрением, убеждениями и интересами. Для одних мысли и выводы Дмитрия Морозова будут, как глоток чистого воздуха. Другие могут сказать, что так не воспитывают. Третьи, очевидно, задумаются и пойдут дальше. Но я должен сказать ещё об одном критерии ценности Морозовской гуманной педагогики, который исходит от него самого — это его действительно детская искренность. А искренность есть матерь истины и истинности, правды и правдивости.
Книга читается с огромным интересом. Это потому, что, наряду с самим ходом мышления, автор предлагает для анализа живые, настоящие примеры. С ними читатель будет знакомиться то со слезами на глазах, то с замиранием сердца, то с восхищением. И не раз в них будет находить прообраз того, что мучает его самого, и ради чего он читает эту книгу. История Даши, история Андрея, истории Маши, Киры, Фёдора, Филиппка, Аниты, Ани, Кати, Шурика — это целые эпопеи жизни современных детей, жизни которых находились у пропасти.
Мир Китежа, каким бы маленьким он нам не показался, большой, резонанс его жизни разносится по всей планете. Это мир русской общины, открытой всему мировому сообществу. Граждане Китежа — преданные труженики - они и строители своего города, и пахари своих угодий, и ремесленники, и высокие профессионалы, и учителя, и ученики, и воспитатели, и воспитанники. Они родители своих собственных детей, и олицетворение истинных родителей для приёмных детей. Они — люди, объединённые своей духовно-философской и педагогической конституцией, которая возвещает возможное будущее гражданского общежития. Открытость Китежа и связь общины со всем миром определяет благородство выбранного пути.
Дмитрий Морозов, основатель Китежа, даёт в книге краткую историю общины, которой недавно исполнилось всего десять лет, и увлечённо описывает жизнь в ней, как педагогику, как терапию, как восхождение и как тяжёлый труд с печалями и праздниками.
В заключение - совет читателю: прочтите сперва в конце книги два абзаца, которые автор назвал так — «Вместо эпилога». На разных встречах с учителями мне часто задавали вопрос: «Что вы можете сказать о Китеже?» Я говорил, что мог, но мой ответ был бедным. Теперь же могу сказать: «Почитайте книгу Дмитрия Морозова, основателя этого сообщества».
Москва, январь 2004г. Шалва Амонашвили. академик