Диагностика памяти.
Методики исследования психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.
(дополнительный материал).
Тесты, определяющие уровень произвольной регуляции деятельности детей
В способности произвольной регуляции детей входят их умение подчинять свою учебную деятельность и поведение заданным правилам, требованиям; умение сдерживать свои эмоциональные порывы, если того требует ситуация (не говорить вслух на уроке, не вскакивать с места, не кидаться в драку, не заливаться слезами по малейшему поводу и т.п.); умение планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков; способность длительно выполнять неинтересную работу, если это необходимо, подчинять свои минутные интересы и желания будущим, более важным целям и многое другое. От того, насколько у вашего ребенка развиты эти способности, будет во многом зависеть его успеваемость в школе и его социальное благополучие, благоприятный статус внутри классного коллектива.
"Найди такой же предмет" (тест Кагана) (определение степени импульсивности-рефлективности в психической регуляции детей).
Ребенку предлагают картинку с изображением какого-нибудь предмета (самолет, цветок, кошка...) и еще карту с изображением 6-ти самолетов, цветов и т.п., среди которых только один — точная копия образца, а другие 5 имеют малозаметные отличия.
Следует фиксировать время обдумывания ребенком задачи, от момента предъявления общей таблицы и число ошибок.
Оценка результатов:
(1) Высокая импульсивность — скорость ответа 10 сек и менее.
(2) Выраженная рефлексивность — скорость ответа более 30 сек.
Безошибочность ответов при их высокой скорости говорит о быстроте, гибкости и точности мышления и не является поводом для беспокойства родителей по поводу будущей успешности их ребенка в обучении.
Большая неточность ответов, при их высокой скорости, свидетельствует об общей склонности ребенка действовать необдуманно, подчиняясь своему эмоциональному порыву. Безусловно, выраженная импульсивность негативно отражается на успеваемости детей в школе, однако, это качество познавательной активности личности поддается коррекции. Поощрение обдумывания своих действий, специальные тренировки действий в сдержанном стиле поиска ответов, выработка приемов организации внимания — способны дать положительные результаты. За помощью в этом вопросе родители всегда могут обратиться к специалистам— психологам.
Чрезмерная рефлективность детей так же должна озаботить родителей, так как такие дети испытывают в обучении трудности другого рода: они менее спонтанны и непосредственны в выражении своих мыслей и чувств, чувствуют себя менее свободно в классе на уроке, в общении со взрослыми и сверстниками, и очень озабочены результатами любой своей работы; такие дети менее решительны и уверены в себе, испытывают большее интеллектуальное и эмоциональное напряжение при необходимости принять решение. Рекомендации по коррекции этих качеств личности ребенка также можно получить у квалифицированных специалистов: конкретные в каждом конкретном случае.
"Палочки и крестики"
(определение уровня саморегуляции и стиля учебной деятельности) Ребенку предлагают тетрадный лист в клетку с полями, на первой строчке сверху написан образец задания: 1+1+1—1+1+1—1+ 1 и т.д.
Испытуемому необходимо в таком же порядке писать палочки и штрихи в течение 5 мин., соблюдая следующие правила:
(1) — пиши палочки и крестики точно в такой же последовательности.
(2)—переходи на другую строчку после знака "-".
(3) — не пиши на полях.
(4) — пиши каждый знак в одной клеточке.
(5) — соблюдай расстояние между строчками в 2 клеточки. Все правила можно сначала разъяснить и показать ребенку.
Оценка результатов:
(5) баллов — Ребенок точно следует инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается, сам находит и исправляет ошибки, старается делать аккуратно, не спешит сдать работу по окончании и пытается еще раз проверить написанное.
(4) балла — делает больше ошибок, но не замечает их и не старается исправить, не очень заботится о качестве выполнения работы, но стремится к успеху.
(3) балла — безразличен к результату работы, не стремится исправлять ошибки, не соблюдает все правила инструкции.
(2) балла — следует лишь некоторым правилам, но забывает быстро и их, выполняет работу хаотично.
Диагностика памяти.
"Узнавание фигур" (тест Бернштёйна). Ребенку предлагают табл. 1 с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции 10 сек. Ему необходимо запомнить фигуры.
Сразу после показа ему предъявляют табл.2, где фигуры-эталоны разбросаны среди других 25 фигур. Ребенок должен опознать среди них увиденные.
Оценка результатов:
Очень высокий — 9 фигур узнаны верно. Норма — 7-8 фигур (для 7 лет). Низкая норма— 6 фигур (для 7 лет, для 6 лет — норма). Низкий результат — меньше 6 фигур.
"25 Картинок" (методика Истоминой). Ребенку показывают поочередно 25 картинок с изображениями каких-либо знакомых предметов, животных, растений, игрушек. Время экспозиции каждой картинки З сек (можно использовать картинки любого игрового лото и др.). Потом ребенку предлагают вспомнить, что он видел.
Норма для 7 лет — 7-8 картинок.
Норма для 6 лет — 6 картинок.
"9 геометрических фигур".
Ребенку предъявляют табл. с простыми геометрическими фигурами, всего 9 фигур. В течение 18 сек. ребенок должен запомнить фигуры, а затем в отсутствие образца воспроизвести их на бланке ответов.
Оценка результатов:
Норма — 6-8 фигур. Очень низкий — меньше 4 фигур.
"Сложные фигуры" (шкала памяти Векслера). Ребенку предъявляются поочередно табл. 1, 2, 3, 4. Размер каждой фигуры — 20х30 см. Время показа — 3 сек. Сразу после окончания показа ребенку предлагают зарисовать на бланке ответов увиденную фигуру.
Оценка результатов:
Табл. Наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от направленности флажков — 1 балл.
• правильно поставленные по отношению друг к другу флажки — 1 балл.
• точность, равные линии, поставленные под правильным углом — 1 балл.
• (максимум — 3 балла)
Табл.2. Большой квадрат с двумя диаметрами— 1 балл
• четыре малых квадрата в большом квадрате — 1 балл
• два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл
• 16 точек в малых квадратах — 1 балл
• точность в пропорциях — 1 балл
• (максимум — 5 баллов)
Табл.3. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом
краю —1 балл
• центр, правая или левая сторона правильно воспроизведены, фигура верная, за исключением одного угла — 1 балл
• фигура верно воспроизведена, в приблизительно равных пропорциях — 3 балла
• (максимум — 3 балла)
Табл.4. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл все вершины внутреннего прямоугольника соединены с углами наружного —1 балл
• маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.
• (максимум — 3 балла)
На нашей выборке (64 человека) были получены следующие средние показатели успешности:
в группе умственно отсталых — ни один человек не воспроизвел верно (даже частично) ни одной фигуры (10 человек).
в группе детей с задержками развития (10 человек) — оценки за 4 таблицы в среднем — 2 балла, в группе детей с нормальным интеллектом (38 человек)
• низкая оценка 4-5 баллов.
• средняя оценка — 6-6,5 баллов:
• хорошая оценка — 7-9 баллов.
• очень хороший результат (высокий) 10-12 баллов (2 человека).
"Запоминание цифр". Ребенку предлагают запомнить ряд случайных цифр, начиная с 3-х:
813 3126 52169 631925 645 7482 38471 936472
Если ребенок не повторил предъявленный ряд цифр в том же порядке, то ему прочитывают повторно другой ряд цифр того же количества.
Оценка результатов: максимальное число цифр, которое может запомнить ребенок — норма для 6-7 лет — 5-6 цифр.
Более сложным заданием является повторение цифр в обратном порядке. Начинать с 2-х цифр: например: 73 — ответ ребенка 37, 629 — ответ ребенка 926 ...
норма для 6-7 лет — 3 цифры в обратном порядке и более.
"Пиктограммы" (тест А.Лурии)
Ассоциативное зрительно-словесное запоминание. Предложите ребенку запомнить 16 слов с помощью рисунков. К каждому слову, которое вы будете читать, он должен будет нарисовать что-нибудь такое, что поможет ему лучше запомнить слово. Примерный перечень слов:
СТУЛ ШАПКА РУЧКА БАНКА ЗВЕЗДА ПЕРЕХОД КЛЮЧ КАРТИНКА НОЧЬ ЧАЙ БЕГЕМОТ ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ ФУТБОЛ ПЛАТЬЕ УЛЫБКА МИР.
Затем, глядя на свои картинки, ребенок должен вспомнить все слова. Такой прием подключения зрительных ассоциаций к запоминанию значительно улучшает запоминание, но только у тех детей, мыслительные способности которых достаточны, чтобы подобрать точные, адекватные образы к словам и узнаваемо изобразить их на бумаге.
Оценка результатов:
Хороший — ребенок правильно вспоминает все слова; легко находит и изображает образцы-ассоциации ко всем словам.
Средний — затрудняется в подборе ассоциаций к абстрактным словам (мир, сомнение, вражда); вспоминает не все слова.
Низкая — затрудняется подобрать ассоциации в большинстве случаев, и его образцы-изображения неадекватны и малопонятны. Вспоминает меньше 10 слов.