Вопрос 24. Методика проведения подготовительной части.
Вопрос 25. Основная часть.
Вопрос 23 Отличительные особенности урочной формы занятий. Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения включаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня (упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.). На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные, образовательные, воспитательные и прикладные задачи:
1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.
2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми.
3. Развитие способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.
Урок гимнастики должен отвечать следующим дидактическим требованиям:
а) он должен иметь определенную учебную цель и частные за
дачи;
б) на уроке соблюдается единство в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач;
в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения,
методы обучения им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств;
г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная
формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность
выполнения упражнений;
д) урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная руководящая роль учителя.
Вопрос 27. Характеристика прыжков в гимнастике. Опорные прыжки входят в мужское и женское гимнастическое многоборье как один из самостоятельных видов. Это сложные по координации кратковременные движения, требующие большой концентрации мышечных усилий, ориентировки в пространстве, внимания, решительности и смелости. Выполняются с разбега, как правило, толчком обеих ног о гимнастический мостик, с обязательной опорой руками о снаряд (конь, козел). В школьную программу опорные прыжки включены с IV по X класс. Они делятся на три группы:
1. Прямые прыжки, для которых характерно перемещение тела над опорной площадью снаряда без переворачивания через голову. К этой группе относятся прыжки ноги врозь, согнув ноги, согнувшись и др.
2. Прыжки переворотом, при их выполнении гимнаст проходит над снарядом через стойку на руках, переворачиваясь через голову в согнутом, прогнутом положении или в группировке. Сюда входят прыжки переворотом вперед прогнувшись, переворотом вперед сгибаясь и разгибаясь, переворотом с последующим сальто вперед и др. Все прыжки могут выполняться толчком о ближнюю или дальнюю часть снаряда без поворота и с поворотами на 180° и более.
3. Боковые прыжки, при выполнении которых ОЦМ тела гимнаста проходит в стороне от площади опоры. К ним относятся прыжки боком, углом и прогнувшись. Они выполняются через козла, коня в ширину и длину, через коня с ручками, через комбинированные снаряды. Несмотря на большое разнообразие прыжков, в каждом из них есть много сходных элементов, которые составляют основу техники их исполнения. Для облегчения изучения основ техники каждый из опорных прыжков условно делится на следующие фазы: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полет до толчка руками, толчок руками, полет после толчка руками и приземление. Неправильное выполнение хотя бы одной из перечисленных фаз отрицательно сказывается на исполнении прыжка в целом.
Вопрос 30. Способы организации урока. Плотность. Нагрузка. Учебный труд занимающихся на уроке может быть организован фронтальным, групповым, индивидуальным и круговым способами.
Фронтальный способ применяется, как правило, в подготовительной и заключительной частях урока. В ряде случаев его используют и в основной части, например, при разучивании вольных упражнений для массовых выступлений на спортивных праздниках, при развитии двигательных способностей с использованием гимнастической стенки, скамеек, скакалок, гантелей и др. При этом способе применяются несложные по технике исполнения или ранее хорошо разученные упражнения, не требующие помощи и страховки. Его вариантами являются: а) одновременное выполнение упражнений всеми занимающимися; б) попеременное выполнение упражнений, при котором одни выполняют упражнение.
Групповой способ применяется, как правило, в основной части урока. Суть его состоит в том, что занимающиеся делятся на группы по полу, уровню физической или гимнастической подготовленности. Каждая группа выполняет упражнения на определенном снаряде, а затем по команде педагога меняется местами. В группе занимающиеся выполняют упражнение поочередно или один выполняет упражнение, а другие оказывают помощь, страхуют.
При индивидуальном способе каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно или под наблюдением педагога на отведенном ему рабочем месте. Задание дается с учетом функциональных возможностей организма, развития двигательных, психических способностей и личностных свойств.
Круговой способ предусматривает последовательное выполнение упражнений с различной целевой направленностью в составе небольшой группы. На одном рабочем месте могут выполняться упражнения для развития координации движений, на другом — для развития равновесия на уменьшающейся площади опоры, на третьем — гибкости, на четвертом — мышечной силы, на пятом — быстроты двигательных действий, на шестом — выносливости к мышечной работе идр.
Плотность урока можно повысить применением следующих методических приемов:
а) выполнение некоторых упражнений (подтягивание, пере
ворот в упор, сгибание и разгибание рук в упоре и др.) по два
человека одновременно на одном снаряде;
б) увеличение количества снарядов;
в) организация дополнительных мест для выполнения подводящих и подготовительных упражнений и др.;
г) проведение основной части урока по методу круговой тренировки с индивидуализацией двигательных заданий и др. Эффективность методических приемов во многом определяется активностью занимающихся на уроке. Низкая активность может свести на нет все методические и организационные ухищрения педагога. Активность занимающихся зависит от объема и чередования видов упражнений, запланированных педагогом.
Высокая работоспособность занимающихся достигается с помощью следующих методических приемов:
1. Новый материал изучается в начале основной части урока на первом снаряде, на втором — может совершенствоваться техника исполнения ранее изученных упражнений, на третьем — повторяется пройденное, развиваются двигательные способности.
2. При работе на снарядах упражнения в висах чередуются с упражнениями в упоре. При этом нагрузка на мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты распределяется равномерно. В работу вовлекается возможно большее количество мышечных групп. Этим достигается гармоническое развитие мышечной силы, быстроты и выносливости к мышечной работе.
3. Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы обучение одному упражнению способствовало овладению последующими упражнениями или не оказало бы отрицательного влияния.
Вопрос 31 Характеристика и классификация упражнений художественной гимнастики. Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Разнообразие, широкий диапазон трудности упражнений позволяет применять их в занятиях с группами различного возраста и подготовленности. Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. От других видов упражнений они отличаются целостностью, динамичностью и танцевальным характером исполнения.
Целостность упражнений характеризуется одновременностью выполнения основного и дополнительных движений, отсутствием остановок и фиксаций промежуточных положений в упражнениях и соединениях и предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении. Динамичность обусловлена интенсивным передвижением по площадке, а также разнообразными изменениями скорости, темпа, ритма, амплитуды, направления и силыдвижений.
Танцевальный характер упражнения приобретают благодаря тесной связи с музыкой и элементами народных танцев, умению придать движениям различный характер и разную эмоциональную окраску. К средствам художественной гимнастики относятся: строевые, общеразвивающие, акробатические и прикладные упражнения, а также элементы танца, специальные упражнения без предмета и спредметами (мячом, скакалкой, лентой, обручем, булавами), специальные упражнения на согласование движений с музыкальным сопровождением.
К элементам художественной гимнастики относятся разновидности шагов и бега, пружинные движения, «волны» и волнообразные движения, махи и взмахи, равновесия, повороты, прыжки, элементы народных и бальных танцев, упражнения с предметами.
упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);
- упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);
- элементы классического танца;
- элементы народных танцев;
- элементы историко-беговых и современных танцев;
- акробатические упражнения;
- ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);
- элементы пантомимы;
- элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
- упражнения из других видов спорта.
Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (и полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований.
Вопрос 32. Характеристика и классификация акробатических упражнений.Акробатические упражнения являются эффективным средством разностороннего воздействия на занимающихся. В процессе занятий акробатикой укрепляется здоровье, развиваются координация движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий, гибкость, выносливость к мышечной работе, устойчивость функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений, статическое и динамическое равновесие, свойства внимания, память на движения. три вида акробатики: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения.
Акробатические прыжки состоят из различных переворотов и сальто с вращениями вперед, в сторону и назад. Прыжки являются основным средством всех видов акробатики.
Парные упражнения подразделяются на мужские, женские и смешанные. Они отличаются насыщенностью силовыми и воль-тижными упражнениями, стойками, поддержками и равновесиями, элементами, требующими хорошей гибкости, пластики, хореографии.
Групповые упражнения состоят из упражнений для женщин (тройки) и для мужчин (четверки). Эта группа упражнений включает акробатические прыжки, упражнения на гибкость и равновесие, разнообразные пирамиды и вольтиж, балансирование и элементы хореографии.
В этих видах акробатики выделяются вращательные, балансовые и бросковые упражнения.
Вращательные упражнения характеризуются частичным, полным и многократным переворачиванием гимнаста через голову вперед, назад, в сторону. Они выполняются в группировке, согнувшись, прогнувшись, с места, с разбега и прыжком. Выделяются следующие группы этих упражнений: перекаты, кувырки, перевороты, полуперевороты и сальто.
Балансовые упражнения характеризуются сохранением собственного равновесия и уравновешиванием одного или нескольких партнеров. Бросковые упражнения связаны с подбрасыванием и ловлей соупражняющихся с захватом за голень, бедро, кисти, стопу и т. п., с приземлением на дорожку или на плечи партнера.
Акробатические упражнения состоят из статических и динамических элементов.
Основными статическими элементами являются стойки, упоры, равновесия, мосты и шпагаты.
Динамические элементы выполняются с полным, неполным переворачиванием и без него. К элементам с полным переворачиванием относятся кувырки, перевороты и сальто. Эти элементы определяют зрелищность акробатических комбинаций.
Вопрос 35 Особенности занятий с лицами пожилого, среднего возраста. При определении нагрузки на занятиях гимнастикой для лиц среднего, пожилого и старшего возраста надо учитывать возраст, состояние здоровья, физическую подготовленность, условия труда, быта занимающихся. Известно, что паспортный возраст не всегда определяет физическое состояние человека, а потому решающая роль принадлежит медицинскому обследованию. В содержание занятий по гимнастике с лицами среднего, пожилого и старшего возраста входят: строевые, вольные, прикладные, общеразвивающие упражнения, упражнения без предметов и с предметами, на снарядах, танцевальные движения, упражнения в равновесии и на координацию.
Занятия должны иметь оздоровительную направленность.
При определении содержания и уровня физических нагрузок на занятиях необходимо учитывать:
1) особенности физического развития и телосложения; 2)изменения функций нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем; 3)своеобразие реакций на мышечную деятельность, т. е. быструю утомляемость, плохую приспособляемость к скоростным и силовым нагрузкам;4)длительный период восстановления после физических и нервных напряжений;5)замедленный процесс образования и упрочения двигательных навыков; 6)ранимость психики. Формы занятий для лиц среднего, пожилого и старшего возраста рекомендуются следующие:
А) утренняя гигиеническая гимнастика;
Б) индивидуальные занятия основной гимнастикой;
в) групповые занятия основной гимнастикой;
г) производственная гимнастика.
При проведении занятий с людьми среднего, пожилого и старшего возраста преподаватель обязан особенно строго следить за гигиеническими условиями мест занятий. Нельзя сразу начинать с резких упражнений, вызывающих быстрое возбуждение и дающих большую нагрузку на мышечно-связочный аппарат. Непосильная нагрузка может быть причиной нарушений состояния здоровья, а также серьезных травм. Самые трудные упражнения следует проводить в середине занятия, чтобы во второй его половине нагрузка постепенно снижалась. Нельзя допускать больших перепадов в нагрузке, резких смен положений туловища, а также требовать быстрого выполнения команд, большой точности в движениях. ольшое место следует отводить общеразвивающим упражнениям. Подбирать их надо так, чтобы прежде всего воздействовать на те группы мышц, где возрастные изменения сказываются раньше всего. К этим мышцам относятся приводящие мышцы, сгибатели предплечья, голени. Надо чаще менять исходные положения: если одно-два упражнения выполнялись стоя, то следующие надо делать сидя, затем лежа на спине, на животе. Далее можно снова встать. Если нет мягкой подстилки, то упражнения в положении стоя на колене или обоих коленях выполнять не следует, чтобы избежать болевых ощущений.
Вопрос 34. Особенности проведения занятий с женщинами. Освещая вопросы проведения занятий с женщинами, нельзя не коснуться морфологических и функциональных особенностей женского организма, в большой мере определяющих содержание и методику занятий с девочками и женщинами. По телосложению женщины, как правило, отличаются от мужчины -меньшим ростом, меньшей (пропорционально) длиной нижних конечностей и соответственно большей длиной туловища, меньшей шириной плечевого пояса, более широким тазом, большим подкожным жировым слоем, менее развитой мускулатурой. Женская гимнастика—разновидность основной гимнастики, в содержании которой учитываются особенности женского организма, прежде всего функции материнства. В связи с этим многие упражнения направлены на укрепление мышц таза, особенно малого таза и тазового дна, брюшного пресса.
В задачи женской гимнастики входит:
* развитие пластики,
* эстетической выразительности движений,
* чувства ритма и темпа,
* воспитание таких двигательных качеств, как ловкость, гибкость, выносливость,
* приобретение прикладных навыков*.
Благодаря занятиям женской гимнастикой совершенствуется осанка, фигура становится более стройной, улучшается походка. Занятия проводятся, как правило, с музыкальным сопровождением. Целесообразно проводить их 2—3 раза в неделю. В подготовительную часть следует включать самые разнообразные упражнения (по характеру, амплитуде, ритму и др.) –для различных частей тела. Следует учитывать влияние упражнений на внутритазовые мышцы и мышцы тазового дна. Косвенное воздействие на них оказывают сгибание ног вперед, разгибание назад, отведения в сторону, круговые движения ногами, повороты бедра наружу и внутрь, а также повороты туловища, наклоны вперед, в стороны.
Особое внимание надо уделять упражнениям для формирования правильной осанки. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического характера и на расслабление. К выполнению упражнений на гимнастических снарядах женщины должны быть предварительно подготовлены. Следует больше применять подготовительные и подводящие упражнения, чтобы переход от легких упражнений к более сложным был постепенным, естественным.
Упражнения на гимнастических снарядах нужно точно дозировать, так как они связаны с усиленной работой мышц рук, плечевого пояса и брюшного пресса. В подготовительную и основную части занятий следует включать обще развивающие упражнения без предметов и с различными предметами (гимнастической палкой, скакалкой, набивными, теннисными и другими мячами), а также упражнения на гимнастической стенке, скамейке, брусьях разной высоты, на бревне, способствующие разностороннему развитию организма. Существенную роль на занятиях с женщинами играет заключительная часть. В связи с тем, что применяемые упражнения интенсивно воздействуют на эмоциональное состояние женщины, этой части занятия необходимо уделить достаточное внимание успокаивающим и отвлекающим упражнениям.
Наиболее приемлемы для этой цели спокойные и плавные танцевальные движения, а также упражнения ритмического характера.
Вопрос 62. Новые виды гимнастики.К новым видам можно отнести ритмическую (аэробику) и атлетическую (бодибилдинг) гимнастики, их сочетание (шейпинг), стретчинг, ушу, хатха-йогу, дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз, а также гимнастику, направленную на укрепление мышечных групп, играющих большую роль в выполнении функций материнства у девушек. Атлетическая гимнастика — это система упражнений с различными отягощениями (масса собственного тела, гантели, штанга, преодоление сопротивления амортизаторов, различных тренажеров), направленная на укрепление здоровья, развитие силы и формирование красивого телосложения. Упражнения атлетической гимнастики могут включаться в основную часть урока гимнастики со школьникам среднего и старшего возраста любого уровня подготовленности. В водный комплекс включаются всего четыре упражнения.: 1. Подтягивание в висе на перекладине. 2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. 3. Приседание с выпрыгиванием. 4. Из положения, лежа на спине сгибание туловища. Несмотря на «иноземное» происхождение названия (от английского Shaping — придавать форму, формировать), родился шейпинг в Санкт-Петербурге. Суть его состоит в сочетании аэробики с атлетической гимнастикой, что особенно привлекает девушек, женщин. Шейпинг взял все лучшее из того и другого: из аэробики — музыку, динамические нагрузки, позволяющие укреплять сердечно-сосудистую систему, убирать излишние жировые «запасы»; из атлетизма — возможность влиять на локальные группы мышц. Известны четыре основных направления йоги: карма-йога, учит бескорыстной деятельности без ожидания благодарности за свой труд; бхакти-йога призывает к преданному служению и поклонению божествам; джанни-йога — философское познание бытия; раджа-йога — система психической тренировки. Хатха-йога, обеспечивающая хорошую физическую подготовку, отличное здоровье и долголетие своим сторонникам, является составной частью раджи-йоги. Слово «хатха» состоит из двух частей: «ха» означает Солнце, символизируя тепло, согревание, возбуждение; «тха» — Луна, символ охлаждения и торможения. Таким образом, «хатха» — это единство и борьба противоположных начал. Слово «йога» означает союз, связь, соединение, равновесие. Согласно учению йоги тело человека — единое целое, состоящее из правой («солнечной») и левой («лунной») половин. Название Стретчинг это происходит от английского stretching, что в переводе означает «растягивание». В целом специалистам и спортсменам эта методика известна как методика развития гибкости в статических положениях. Она состоит в том, что человек принимает позу, растягивающую определенную группу мышц, и остается в таком положении на некоторое время (5-30 с). «Ушу является традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат удары ногой, удары рукой, броски, захваты, падения, выпады, рубящие и колющие действия». Все виды ушу разделяются на два направления: внутреннее (или «мягкое») и внешнее (или «жесткое»). Основные положения «мягкого» направления — это преодоление силы с помощью слабости. «Жесткому» направлению присуща большая доля агрессивности, применение в схватках различных приемов, требующих значительного развития силы, быстроты реакции.
Вопрос 39.Техника и методика выполнения висов. Вис согнувшисьвыполняется на перекладине, брусьях, кольцах. Тело согнуто в тазобедренных суставах примерно под углом 50-70°, спина округлена, голова слегка наклонена к груди, руки прямые. Закончить упражнение можно переходом в вис стоя сзади или, опуская таз, в вис присев.
Висуглом выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять прямые ноги до горизонтального положения. Можно выполнить и следующим образом: из виса принять вис согнув ноги и после этого разогнуть ноги в вис углом.
Вис прогнувшись выполняется на гимнастической
стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Вису прогнувшись желательно начинать обучать на гимнастической стенке. Из виса стоя сзади согнувшись к гимнастической стенке толчком ног перейти в вис прогнувшись. В положении виса прогнувшись руки должны быть абсолютно прямыми. Вис на согнутых ногах и руках(рис. 151)выполняется на перекладине или брусьях р/в. Из виса стоя толчком двух ног, сгибая их, сделать перемах двумя и принять вис на согнутых ногах и руках (вис завесом двумя).Висна одной(рис. 152): хват на ширине плеч, одна нога, согнутая в колене, кладется на перекладину, жердь, другая — прямая и немного опущена вниз, тело немного прогнуто, голова слегка наклонена назад. Страховать, стоя сбоку, одной рукой за запястье, другой за голень ноги, выполняющей завес.Вис на согнутых ногах(рис. 154) выполняется на перекладине и брусьях р/в. Ноги вместе, согнуты в коленях, тело выпрямлено, слегка прогнуто, голова наклонена назад. Страхуют, стоя сбоку, за голени, чтобы ноги не разгибались в коленных суставах. Выполнять упражнение из виса на согнутых ногах и руках (виса завесом двумя), опуская руки и выпрямляясь.
Вопрос 36. Содержание планирования. Характеристика конспекта урока В последних нормативных материалах, в программе физического воспитания названы два основных рабочих документа планирования, которые должен разрабатывать и иметь каждый учитель физической культуры, — это план прохождения учебного материала и планы уроков. В зависимости от раздела программы, опыта работы учителя указанные документы могут быть подробными, развернутыми или краткими, различными по форме. Но дело не в форме, а в том, чтобы учитель зафиксировал в этих документах итог своей подготовки к уроку, свои мысли, стратегию учебного процесса, руководствуясь конкретными условиями, в которых он трудится. Ему необходимо учесть специфику раздела гимнастики, определить, сколько уроков можно дать на освоение того или иного упражнения и в каком объеме, найти сочетание различных упражнений в одном уроке В планировании программного материала раздела гимнастики получили распространение три вида взаимосвязанных рабочих документа: тематизированная рабочая программа, план-график прохождения учебного материала и план-конспект урока, или план урока. Основой (базой) составления рабочей программы для конкретного класса является материал учебной (комплексной) программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы по овладению двигательными умениями и развитию соответствующих двигательных способностей (кондиционных и координационных).
Вплане-графике прохождения учебного материала предусматриваются количество видов упражнений и их сочетаний на каждом занятии, сроки контрольных уроков, чередование упражнений на уроках, последовательность прохождения учебного материала по разделу в целом. Он составляется на основе рабочей программы. Как правило, вначале распределяется материал для основной части урока, затем для подготовительной и заключительной частей.