Вопрос 24. Методика проведения подготовительной части.

Вопрос 25. Основная часть.

Вопрос 23 Отличительные особенности урочной формы занятий. Основной формой организации занятий по гимнастике в шко­ле являются уроки физической культуры с гимнастической на­правленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения вклю­чаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня (упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.). На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные, об­разовательные, воспитательные и прикладные задачи:

1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физи­ческому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.

2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в обла­сти гимнастики. Формирование гигиенических навыков, приуче­ние к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обу­чение новым видам движений, обогащение занимающихся двига­тельным опытом. Формирование организаторских умений и навы­ков, обучение правилам общения с окружающими людьми.

3. Развитие способностей, необходимых для успешного овладе­ния гимнастическими упражнениями различной сложности, бы­товыми, профессиональными, военно-прикладными двигатель­ными умениями и навыками.

4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к тру­ду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.

 

Урок гимнастики должен отвечать следующим дидактическим требованиям:

а) он должен иметь определенную учебную цель и частные за­
дачи;

б) на уроке соблюдается единство в решении оздоровитель­ных, образовательных и воспитательных задач;

в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения,
методы обучения им, устанавливается дифференцированная нор­ма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состоя­ния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств;

г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная
формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающими­ся, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность
выполнения упражнений;

д) урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспе­чена постоянная руководящая роль учителя.

Вопрос 27. Характеристика прыжков в гимнастике. Опорные прыжки входят в мужское и женское гимнастическое многоборье как один из самостоятельных видов. Это сложные по координации кратковременные движения, требующие большой концентрации мышечных усилий, ориентировки в пространстве, внимания, решительности и смелости. Выполняются с разбега, как правило, толчком обеих ног о гимнастический мостик, с обязательной опорой руками о снаряд (конь, козел). В школьную программу опорные прыжки включены с IV по X класс. Они делятся на три группы:

1. Прямые прыжки, для которых характерно перемещение тела над опорной площадью снаряда без переворачивания через голову. К этой группе относятся прыжки ноги врозь, согнув ноги, согнувшись и др.

2. Прыжки переворотом, при их выполнении гимнаст проходит над снарядом через стойку на руках, переворачиваясь через голову в согнутом, прогнутом положении или в группировке. Сюда входят прыжки переворотом вперед прогнувшись, переворотом вперед сгибаясь и разгибаясь, переворотом с последующим сальто вперед и др. Все прыжки могут выполняться толчком о ближнюю или дальнюю часть снаряда без поворота и с поворотами на 180° и более.

3. Боковые прыжки, при выполнении которых ОЦМ тела гимнаста проходит в стороне от площади опоры. К ним относятся прыжки боком, углом и прогнувшись. Они выполняются через козла, коня в ширину и длину, через коня с ручками, через комбинированные снаряды. Несмотря на большое разнообразие прыжков, в каждом из них есть много сходных элементов, которые составляют основу техники их исполнения. Для облегчения изучения основ техники каждый из опорных прыжков условно делится на следующие фазы: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полет до толчка руками, толчок руками, полет после толчка руками и приземление. Неправильное выполнение хотя бы одной из перечисленных фаз отрицательно сказывается на исполнении прыжка в целом.

Вопрос 30. Способы организации урока. Плотность. Нагрузка. Учебный труд занимающихся на уроке может быть организо­ван фронтальным, групповым, индивидуальным и круговым спо­собами.

Фронтальный способ применяется, как правило, в подготови­тельной и заключительной частях урока. В ряде случаев его ис­пользуют и в основной части, например, при разучивании воль­ных упражнений для массовых выступлений на спортивных празд­никах, при развитии двигательных способностей с использова­нием гимнастической стенки, скамеек, скакалок, гантелей и др. При этом способе применяются несложные по технике испол­нения или ранее хорошо разученные упражнения, не требую­щие помощи и страховки. Его вариантами являются: а) одновре­менное выполнение упражнений всеми занимающимися; б) по­переменное выполнение упражнений, при котором одни выпол­няют упражнение.

Групповой способ применяется, как правило, в основной части урока. Суть его состоит в том, что занимающиеся делятся на груп­пы по полу, уровню физической или гимнастической подготов­ленности. Каждая группа выполняет упражнения на определен­ном снаряде, а затем по команде педагога меняется местами. В груп­пе занимающиеся выполняют упражнение поочередно или один выполняет упражнение, а другие оказывают помощь, страхуют.

При индивидуальном способе каждый ученик выполняет свое за­дание самостоятельно или под наблюдением педагога на отведен­ном ему рабочем месте. Задание дается с учетом функциональных возможностей организма, развития двигательных, психических способностей и личностных свойств.

Круговой способ предусматривает последовательное выполнение упражнений с различной целевой направленностью в составе не­большой группы. На одном рабочем месте могут выполняться уп­ражнения для развития координации движений, на другом — для развития равновесия на уменьшающейся площади опоры, на тре­тьем — гибкости, на четвертом — мышечной силы, на пятом — быстроты двигательных действий, на шестом — выносливости к мышечной работе идр.

Плотность урока можно повысить применением следующих методических приемов:

а) выполнение некоторых упражнений (подтягивание, пере­
ворот в упор, сгибание и разгибание рук в упоре и др.) по два
человека одновременно на одном снаряде;

б) увеличение количества снарядов;

в) организация дополнительных мест для выполнения подво­дящих и подготовительных упражнений и др.;

г) проведение основной части урока по методу круговой тре­нировки с индивидуализацией двигательных заданий и др. Эф­фективность методических приемов во многом определяется активностью занимающихся на уроке. Низкая активность может све­сти на нет все методические и организационные ухищрения педа­гога. Активность занимающихся зави­сит от объема и чередования видов упражнений, запланирован­ных педагогом.

Высокая работоспособность занимающихся достигается с по­мощью следующих методических приемов:

1. Новый материал изучается в начале основной части урока на первом снаряде, на втором — может совершенствоваться техника исполнения ранее изученных упражнений, на третьем — повто­ряется пройденное, развиваются двигательные способности.

2. При работе на снарядах упражнения в висах чередуются с уп­ражнениями в упоре. При этом нагрузка на мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты распределяется равномерно. В работу вовлека­ется возможно большее количество мышечных групп. Этим дости­гается гармоническое развитие мышечной силы, быстроты и вы­носливости к мышечной работе.

3. Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы обучение одному упражнению способствовало овладению после­дующими упражнениями или не оказало бы отрицательного вли­яния.

Вопрос 31 Характеристика и классификация упражнений художественной гимнастики. Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей орга­низма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразитель­ным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Разнообразие, широкий диапазон трудности упражнений позво­ляет применять их в занятиях с группами различного возраста и подготовленности. Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. От других видов упражнений они отличаются целостностью, динамичностью и танцевальным характером ис­полнения.

Целостность упражнений характеризуется одновременностью выполнения основного и дополнительных движений, отсутстви­ем остановок и фиксаций промежуточных положений в упражне­ниях и соединениях и предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении. Динамичность обусловлена интенсивным передвижением по площадке, а также разнообразными изменениями скорости, тем­па, ритма, амплитуды, направления и силыдвижений.

Танцевальный характер упражнения приобретают благодаря тес­ной связи с музыкой и элементами народных танцев, умению придать движениям различный характер и разную эмоциональ­ную окраску. К средствам художественной гимнастики относятся: строевые, общеразвивающие, акробатические и прикладные упражнения, а также элементы танца, специальные упражнения без предмета и спредметами (мячом, скакалкой, лентой, обручем, булавами), специальные упражнения на согласование движений с музыкаль­ным сопровождением.

К элементам художественной гимнастики относятся разновид­ности шагов и бега, пружинные движения, «волны» и волнообраз­ные движения, махи и взмахи, равновесия, повороты, прыжки, элементы народных и бальных танцев, упражнения с предметами.

упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);

- упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);

- элементы классического танца;

- элементы народных танцев;

- элементы историко-беговых и современных танцев;

- акробатические упражнения;

- ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);

- элементы пантомимы;

- элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);

- упражнения из других видов спорта.

Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (и полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований.

Вопрос 32. Характеристика и классификация акробатических упражнений.Акробатические упражнения являются эффективным средством разностороннего воздействия на занимающихся. В процессе заня­тий акробатикой укрепляется здоровье, развиваются координа­ция движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий, гибкость, выносливость к мышечной работе, устойчивость функ­ций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений, ста­тическое и динамическое равновесие, свойства внимания, память на движения. три вида акробатики: акробатические прыжки, пар­ные и групповые упражнения.

Акробатические прыжки состоят из различных переворотов и сальто с вращениями вперед, в сторону и назад. Прыжки являют­ся основным средством всех видов акробатики.

Парные упражнения подразделяются на мужские, женские и смешанные. Они отличаются насыщенностью силовыми и воль-тижными упражнениями, стойками, поддержками и равновесия­ми, элементами, требующими хорошей гибкости, пластики, хо­реографии.

Групповые упражнения состоят из упражнений для женщин (тройки) и для мужчин (четверки). Эта группа упражнений вклю­чает акробатические прыжки, упражнения на гибкость и равнове­сие, разнообразные пирамиды и вольтиж, балансирование и эле­менты хореографии.

В этих видах акробатики выделяются вращательные, балансо­вые и бросковые упражнения.

Вращательные упражнения характеризуются частичным, пол­ным и многократным переворачиванием гимнаста через голову вперед, назад, в сторону. Они выполняются в группировке, со­гнувшись, прогнувшись, с места, с разбега и прыжком. Выделя­ются следующие группы этих упражнений: перекаты, кувырки, перевороты, полуперевороты и сальто.

Балансовые упражнения характеризуются сохранением собствен­ного равновесия и уравновешиванием одного или нескольких партнеров. Бросковые упражнения связаны с подбрасыванием и ловлей соупражняющихся с захватом за голень, бедро, кисти, стопу и т. п., с приземлением на дорожку или на плечи партнера.

Акробатические упражнения состоят из статических и динамических элементов.

Основными статическими элементами являются стойки, упоры, равновесия, мосты и шпагаты.

Динамические элементы выполняются с полным, неполным переворачиванием и без него. К элементам с полным переворачиванием относятся кувырки, перевороты и сальто. Эти элементы определяют зрелищность акробатических комбинаций.

Вопрос 35 Особенности занятий с лицами пожилого, среднего возраста. При определении нагрузки на занятиях гимнастикой для лиц среднего, пожилого и старшего возраста надо учитывать возраст, состояние здоровья, физическую подготовленность, условия труда, быта занимающихся. Известно, что паспортный возраст не всегда определяет физическое состояние человека, а потому решающая роль принадлежит медицинскому обследованию. В содержание занятий по гимнастике с лицами среднего, пожилого и старшего возраста входят: строевые, вольные, прикладные, общеразвивающие упражнения, упражнения без предметов и с предметами, на снарядах, танцевальные движения, упражнения в равновесии и на координацию.

Занятия должны иметь оздоровительную направленность.

При определении содержания и уровня физических нагрузок на занятиях необходимо учитывать:

1) особенности физического развития и телосложения; 2)изменения функций нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем; 3)своеобразие реакций на мышечную деятельность, т. е. быструю утомляемость, плохую приспособляемость к скоростным и силовым нагрузкам;4)длительный период восстановления после физических и нервных напряжений;5)замедленный процесс образования и упрочения двигательных навыков; 6)ранимость психики. Формы занятий для лиц среднего, пожилого и старшего возраста рекомендуются следующие:

А) утренняя гигиеническая гимнастика;

Б) индивидуальные занятия основной гимнастикой;

в) групповые занятия основной гимнастикой;

г) производственная гимнастика.

При проведении занятий с людьми среднего, пожилого и старшего возраста преподаватель обязан особенно строго следить за гигиеническими условиями мест занятий. Нельзя сразу начинать с резких упражнений, вызывающих быстрое возбуждение и дающих большую нагрузку на мышечно-связочный аппарат. Непосильная нагрузка может быть причиной нарушений состояния здоровья, а также серьезных травм. Самые трудные упражнения следует проводить в середине занятия, чтобы во второй его половине нагрузка постепенно снижалась. Нельзя допускать больших перепадов в нагрузке, резких смен положений туловища, а также требовать быстрого выполнения команд, большой точности в движениях. ольшое место следует отводить общеразвивающим упражнениям. Подбирать их надо так, чтобы прежде всего воздействовать на те группы мышц, где возрастные изменения сказываются раньше всего. К этим мышцам относятся приводящие мышцы, сгибатели предплечья, голени. Надо чаще менять исходные положения: если одно-два упражнения выполнялись стоя, то следующие надо делать сидя, затем лежа на спине, на животе. Далее можно снова встать. Если нет мягкой подстилки, то упражнения в положении стоя на колене или обоих коленях выполнять не следует, чтобы избежать болевых ощущений.

Вопрос 34. Особенности проведения занятий с женщинами. Освещая вопросы проведения занятий с женщинами, нельзя не коснуться морфологических и функциональных особенностей женского организма, в большой мере определяющих содержание и методику занятий с девочками и женщинами. По телосложению женщины, как правило, отличаются от мужчины -меньшим ростом, меньшей (пропорционально) длиной нижних конечностей и соответственно большей длиной туловища, меньшей шириной плечевого пояса, более широким тазом, большим подкожным жировым слоем, менее развитой мускулатурой. Женская гимнастика—разновидность основной гимнастики, в содержании которой учитываются особенности женского организма, прежде всего функции материнства. В связи с этим многие упражнения направлены на укрепление мышц таза, особенно малого таза и тазового дна, брюшного пресса.

В задачи женской гимнастики входит:

* развитие пластики,

* эстетической выразительности движений,

* чувства ритма и темпа,

* воспитание таких двигательных качеств, как ловкость, гибкость, выносливость,

* приобретение прикладных навыков*.

Благодаря занятиям женской гимнастикой совершенствуется осанка, фигура становится более стройной, улучшается походка. Занятия проводятся, как правило, с музыкальным сопровождением. Целесообразно проводить их 2—3 раза в неделю. В подготовительную часть следует включать самые разнообразные упражнения (по характеру, амплитуде, ритму и др.) –для различных частей тела. Следует учитывать влияние упражнений на внутритазовые мышцы и мышцы тазового дна. Косвенное воздействие на них оказывают сгибание ног вперед, разгибание назад, отведения в сторону, круговые движения ногами, повороты бедра наружу и внутрь, а также повороты туловища, наклоны вперед, в стороны.

Особое внимание надо уделять упражнениям для формирования правильной осанки. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического характера и на расслабление. К выполнению упражнений на гимнастических снарядах женщины должны быть предварительно подготовлены. Следует больше применять подготовительные и подводящие упражнения, чтобы переход от легких упражнений к более сложным был постепенным, естественным.

Упражнения на гимнастических снарядах нужно точно дозировать, так как они связаны с усиленной работой мышц рук, плечевого пояса и брюшного пресса. В подготовительную и основную части занятий следует включать обще развивающие упражнения без предметов и с различными предметами (гимнастической палкой, скакалкой, набивными, теннисными и другими мячами), а также упражнения на гимнастической стенке, скамейке, брусьях разной высоты, на бревне, способствующие разностороннему развитию организма. Существенную роль на занятиях с женщинами играет заключительная часть. В связи с тем, что применяемые упражнения интенсивно воздействуют на эмоциональное состояние женщины, этой части занятия необходимо уделить достаточное внимание успокаивающим и отвлекающим упражнениям.

Наиболее приемлемы для этой цели спокойные и плавные танцевальные движения, а также упражнения ритмического характера.

 

 

Вопрос 62. Новые виды гимнастики.К новым видам можно отнести ритмиче­скую (аэробику) и атлетическую (бодибилдинг) гимнастики, их сочетание (шейпинг), стретчинг, ушу, хатха-йогу, дыха­тельную гимнастику и гимнастику для глаз, а также гимна­стику, направленную на укрепление мышечных групп, играю­щих большую роль в выполнении функций материнства у девушек. Атлетическая гимнастика — это система упражнений с раз­личными отягощениями (масса собственного тела, гантели, штанга, преодоление сопротивления амортизаторов, различных тренажеров), направленная на укрепление здоровья, развитие силы и формирование красивого телосложения. Упражнения атлетической гимнастики могут включаться в основную часть урока гимнастики со школьникам среднего и старшего возраста любого уровня подготовленности. В водный комплекс включаются всего четыре уп­ражнения.: 1. Подтягивание в висе на перекладине. 2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. 3. Приседание с выпрыгиванием. 4. Из положения, лежа на спине сгибание туловища. Несмотря на «иноземное» происхождение названия (от английского Shap­ing — придавать форму, формировать), родился шейпинг в Санкт-Петербурге. Суть его состоит в сочетании аэробики с ат­летической гимнастикой, что особенно привлекает девушек, женщин. Шейпинг взял все лучшее из того и другого: из аэро­бики — музыку, динамические нагрузки, позволяющие укреп­лять сердечно-сосудистую систему, убирать излишние жировые «запасы»; из атлетизма — возможность влиять на локальные группы мышц. Известны четыре основных направления йоги: карма-йога, учит бескорыстной деятельности без ожидания благодарности за свой труд; бхакти-йога призывает к преданному служению и поклонению божествам; джанни-йога — философское познание бытия; раджа-йога — система психической тренировки. Хатха-йога, обеспечивающая хорошую физическую подготовку, от­личное здоровье и долголетие своим сторонникам, является со­ставной частью раджи-йоги. Слово «хатха» состоит из двух час­тей: «ха» означает Солнце, символизируя тепло, согревание, возбуждение; «тха» — Луна, символ охлаждения и торможе­ния. Таким образом, «хатха» — это единство и борьба противо­положных начал. Слово «йога» означает союз, связь, соедине­ние, равновесие. Согласно учению йоги тело человека — единое целое, состоящее из правой («солнечной») и левой («лунной») половин. На­звание Стретчинг это происходит от английского stretching, что в перево­де означает «растягивание». В целом специалистам и спортсме­нам эта методика известна как методика развития гибкости в статических положениях. Она состоит в том, что человек при­нимает позу, растягивающую определенную группу мышц, и остается в таком положении на некоторое время (5-30 с). «Ушу является тради­ционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападе­ния и самообороны. Комплексы упражнений выполняются инди­видуально и группами в соответствии с разработанными правила­ми и содержат удары ногой, удары рукой, броски, захваты, паде­ния, выпады, рубящие и колющие действия». Все виды ушу разделяются на два направления: внутреннее (или «мягкое») и внешнее (или «жесткое»). Основные положения «мягкого» направления — это преодоление силы с помо­щью слабости. «Жесткому» направлению присуща большая доля агрессивности, применение в схватках различных прие­мов, требующих значительного развития силы, быстроты ре­акции.

Вопрос 39.Техника и методика выполнения висов. Вис согнувшисьвыполняется на перекладине, брусьях, кольцах. Тело согнуто в тазобедренных суставах при­мерно под углом 50-70°, спина округлена, голова слегка накло­нена к груди, руки прямые. Закончить упражнение можно пе­реходом в вис стоя сзади или, опуская таз, в вис присев.

Висуглом выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять прямые ноги до горизонтального положения. Можно выполнить и следую­щим образом: из виса принять вис согнув ноги и после этого ра­зогнуть ноги в вис углом.

Вис прогнувшись выполняется на гимнастической
стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Вису прогнувшись желательно начинать обучать на гимнасти­ческой стенке. Из виса стоя сзади согнувшись к гимнастической стенке толчком ног перейти в вис прогнувшись. В положении ви­са прогнувшись руки должны быть абсолютно прямыми. Вис на согнутых ногах и руках(рис. 151)выполняется на пе­рекладине или брусьях р/в. Из виса стоя толчком двух ног, сги­бая их, сделать перемах двумя и принять вис на согнутых ногах и руках (вис завесом двумя).Висна одной(рис. 152): хват на ширине плеч, одна нога, со­гнутая в колене, кладется на перекладину, жердь, другая — прямая и немного опущена вниз, тело немного прогнуто, голо­ва слегка наклонена назад. Страховать, стоя сбоку, одной рукой за запястье, другой за голень ноги, выполняющей завес.Вис на согнутых ногах(рис. 154) выполняется на переклади­не и брусьях р/в. Ноги вместе, согнуты в коленях, тело выпрям­лено, слегка прогнуто, голова наклонена назад. Страхуют, стоя сбоку, за голени, чтобы ноги не разгибались в коленных суста­вах. Выполнять упражнение из виса на согнутых ногах и руках (виса завесом двумя), опуская руки и выпрямляясь.

Вопрос 36. Содержание планирования. Характеристика конспекта урока В последних нормативных материалах, в программе физическо­го воспитания названы два основных рабочих документа плани­рования, которые должен разрабатывать и иметь каждый учи­тель физической культуры, — это план прохождения учебного материала и планы уроков. В зависимости от раздела программы, опыта работы учите­ля указанные документы могут быть подробными, разверну­тыми или краткими, различными по форме. Но дело не в фор­ме, а в том, чтобы учитель зафиксировал в этих документах итог своей подготовки к уроку, свои мысли, стратегию учебно­го процесса, руководствуясь конкретными условиями, в кото­рых он трудится. Ему необходимо учесть специфику раздела гимнастики, определить, сколько уроков можно дать на освое­ние того или иного упражнения и в каком объеме, найти соче­тание различных упражнений в одном уроке В плани­ровании программного материала раздела гимнастики получи­ли распространение три вида взаимосвязанных рабочих доку­мента: тематизированная рабочая программа, план-график прохождения учебного материала и план-конспект урока, или план урока. Основой (базой) составления рабочей программы для конкретного класса является материал учебной (комплекс­ной) программы физического воспитания учащихся общеобра­зовательной школы по овладению двигательными умениями и развитию соответствующих двигательных способностей (конди­ционных и координационных).

Вплане-графике прохождения учебного материала преду­сматриваются количество видов упражнений и их сочетаний на каждом занятии, сроки контрольных уроков, чередование уп­ражнений на уроках, последовательность прохождения учебно­го материала по разделу в целом. Он составляется на основе ра­бочей программы. Как правило, вначале распределяется мате­риал для основной части урока, затем для подготовительной и заключительной частей.