МОТИВАЦИЯ РЕСПОНДЕНТОВ
Можно привлечь потенциальных респондентов, увеличив степень их заинтересованности и участия в опросе. Достичь этого можно двумя способами, следуя стратегии "снизу вверх" (foot-in-the-door) или стратегии "сверху вниз" (door-in-the-face). Обе эти стратегии направлены на увеличение числа участвующих с помощью последовательно расположенных вопросов. Как объяснялось в главе 6, в стратегии "снизу вверх" интервьюер начинает опрос с относительно небольших просьб, например: "Не уделите ли вы 5 минут своего времени, чтобы ответить на пять вопросов", обычно их соглашаются исполнить подавляющее большинство людей. За небольшой просьбой следует большая, решающая просьба, в которой респонденту предлагается принять участие в исследовании или эксперименте. Смысл в том, что согласие исполнить первую просьбу увеличивает вероятность согласия на исполнение следующей. Обратной этой стратегии является стратегия "сверху вниз". Первая просьба довольно существенна, и большинство людей отказывается ее выполнять. За большой просьбой следует небольшая, решающая просьба, в которой респонденту предлагается принять участие в опросе. Идея этой стратегии заключается в том, что снижение сложности выполнения последующей решающей просьбы, должно увеличить вероятность согласия. Стратегия "снизу вверх" эффективнее, чем стратегия "сверху вниз" [15].
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
Коэффициент отклика можно увеличить, предлагая вознаграждение потенциальным респондентам. Денежное вознаграждение можно выплатить заранее или обещать его. Предварительно выплаченное вознаграждение предлагается по время проведения опроса или заполнения анкеты. Обещанное вознаграждение высылается только тем респондентам, которые полностью прошли опрос. Как правило, в качестве неденежного вознаграждения используются призы и награды: ручки, карандаши, книги, атакже сообщаются результаты исследования [16].
Применение предварительно выплаченного вознаграждения показало большее увеличение коэффициента отклика, чем применение обещанного вознаграждения. Сумма вознаграждения может варьировать в пределах от 10 центов до 50 долларов и больше. Сумма вознаграждения положительно влияет на коэффициент отклика, но стоимость крупного денежного вознаграждения может превысить ценность дополнительной информации, полученной с его помощью.