Простая случайная выборка
Простая случайная выборка (Simple Random Sampling — SRS) - вероятностный метод выборки, согласно которому каждый элемент генеральной совокупности имеет известную и равную вероятность отбора. Каждый элемент выбирается независимо от каждого другого элемента, и выборка формируется произвольным отбором элементов из основы выборки.
Этот метод похож на розыгрыш лотереи, когда таблички с именами участников помещаются в барабан, который встряхивается, и из него произвольным образом извлекают отдельные таблички, в результате объективно определяются имена победителей.
При простой случайной выборке исследователь сначала формирует основу выборочного наблюдения, в которой каждому элементу присваивается уникальный идентификационный номер. Затем генерируются случайные числа, чтобы определить номера элементов, которые будут включены в выборку. Эти случайные числа могут генерироваться компьютерной программой или выбираться из таблицы.
Предположим, что выборочную совокупность, объем которой равен 10, нужно сформировать из основы выборочного наблюдения, содержащей 800 элементов. Поступают таким образом: выбирают по три правые цифры в каждом ряду, начиная с первой колонки и первого ряда табл. 1, и двигаются вниз, пока не будет отобрано 10 чисел из 800. Числа, которые находятся за пределами этого диапазона, не включаются. Выборочная совокупность создается из элементов, соответствующих случайно выбранным номерам. Так, в нашем примере будут выбраны элементы: 480, 368,130, 167, 570, 562, 301, 579,475 и 553. Обратите внимание, что последние три цифры ряда 6 (921) и ряда 11 (918) не включены в выборочную совокупность, поскольку они находятся за пределами установленного диапазона.
Простая случайная выборка имеет очевидные преимущества:
· Этот метод крайне прост для понимания.
· Результаты исследования можно распространять на изучаемую совокупность.
Однако метод простой случайной выборки имеет как минимум четыре существенных ограничения.
Во-первых, часто сложно создать основу выборочного наблюдения, которая позволила бы провести простую случайную выборку.
Во- вторых, результатом применения простой случайной выборки может стать большая совокупность, либо совокупность, распределенная по большой географической территории, что значительно увеличивает время и стоимость сбора данных.
В-третьих, результаты применения простой случайной выборки часто характеризуются низкой точностью и большей стандартной ошибкой, чем результаты применения других вероятностных методов.
В-четвертых, в результате применения SRS может сформироваться нерепрезентативная выборка. Хотя выборки, полученные простым случайным отбором, в среднем адекватно представляют генеральную совокупность, некоторые из них крайне некорректно представляют изучаемую совокупность. Вероятность этого особенно велика при небольшом объеме выборки. Простая случайная выборка не часто используется в маркетинговых исследованиях. Более популярен метод систематической выборки.