Простая случайная выборка

Простая случайная выборка (Simple Random Sampling — SRS) - вероятностный метод выборки, согласно которому каждый элемент генеральной совокупно­сти имеет известную и равную вероятность отбора. Каждый элемент выбирается независимо от каждого другого элемента, и выборка формируется произвольным отбором элементов из основы выборки.

Этот метод по­хож на розыгрыш лотереи, когда таблички с именами участников помещаются в барабан, кото­рый встряхивается, и из него произвольным образом извлекают отдельные таблички, в резуль­тате объективно определяются имена победителей.

 

При простой случайной выборке исследователь сначала формирует основу выборочного на­блюдения, в которой каждому элементу присваивается уникальный идентификационный но­мер. Затем генерируются случайные числа, чтобы определить номера элементов, которые будут включены в выборку. Эти случайные числа могут генерироваться компьютерной программой или выбираться из таблицы.

Предпо­ложим, что выборочную совокупность, объем которой равен 10, нужно сформировать из осно­вы выборочного наблюдения, содержащей 800 элементов. Поступают таким образом: выбирают по три правые цифры в каждом ряду, начиная с первой колонки и первого ряда табл. 1, и дви­гаются вниз, пока не будет отобрано 10 чисел из 800. Числа, которые находятся за пределами этого диапазона, не включаются. Выборочная совокупность создается из элементов, соответст­вующих случайно выбранным номерам. Так, в нашем примере будут выбраны элементы: 480, 368,130, 167, 570, 562, 301, 579,475 и 553. Обратите внимание, что последние три цифры ряда 6 (921) и ряда 11 (918) не включены в выборочную совокупность, поскольку они находятся за пределами установленного диапазона.

Простая случайная выборка имеет очевидные преимущества:

· Этот метод крайне прост для понимания.

· Результаты исследования можно распространять на изучаемую совокупность.

Однако метод простой случайной выборки имеет как минимум четыре существенных ограничения.

Во-первых, часто сложно создать основу вы­борочного наблюдения, которая позволила бы провести простую случайную выборку.

Во- вторых, результатом применения простой случайной выборки может стать большая совокуп­ность, либо совокупность, распределенная по большой географической территории, что значи­тельно увеличивает время и стоимость сбора данных.

В-третьих, результаты применения про­стой случайной выборки часто характеризуются низкой точностью и большей стандартной ошибкой, чем результаты применения других вероятностных методов.

В-четвертых, в результа­те применения SRS может сформироваться нерепрезентативная выборка. Хотя выборки, полу­ченные простым случайным отбором, в среднем адекватно представляют генеральную сово­купность, некоторые из них крайне некорректно представляют изучаемую совокупность. Веро­ятность этого особенно велика при небольшом объеме выборки. Простая случайная выборка не часто используется в маркетинговых исследованиях. Более популярен метод систематической выборки.