Реквизиты бухгалтерских документов

Первичное наблюдение, документация и инвентаризация

Понятие первичного учёта. Документы и их классификация

Первичный учёт представляет собой единый повторяющийся во времени, организованный процесс сбора, изменения, регистрации, накопления, хранения информации, а в условиях автоматизированных систем управления ее передачи и первоначальной орбаботки. Т.е. первичный учёт основывается на первичных документах – письменное свидетельство совершённой хоз.операции. Должны быть составлены по формам, содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации.

 

Документы можно классифицировать:

1) По назначению:

1. распорядительные– документы, в которых содержатся распоряжения, указания на выполнение тех или иных хоз.операций (платёжное поручение/требование)

2. оправдательные – документы, которые удостоверяют факт совершения хоз.операции (акт приёмки ОС, приходный ордер, акт выполнения работ и др.)

3. комбинированные – документы, которые одновременно являются и распорядительными и оправдательными (расчётно-платёжная ведомость на выдачу з/п, приходно-расходные кассовые ордера)

4. документы бух.оформления – составляются, когда для записи хоз.операций нет других документов, а также при обращении и обработке распорядительных и оправдательных документов (ведомость по начислению амортизации)

2) По месту составления

1. внешние – поступают на предприятие со стороны (от налоговых органов, поставщиков, банков и др.организаций)

2. внутренние – составляются в организации.

3) По объёму и содержанию

1. первичные

2. сводные – обобщают показатели, путём соответствия их группировки, систематизации из первичных документов (расчёт – простая ведомость по выдаче з/п)

4) По способу охвата операций

1. разовые, т.е. оформляют каждую хоз.операцию

2. накопительные – составляются на группу хоз.операций в течение определенного периода времени (лимитно-заборная карта)

5) Сводные документы по способу составления

1. накопительные – заполняются в течение отчётного периода и являются сводкой однородных операций

2. группировочные – составляются по группам средств в конце отчётного периода.

Классификация бух.документов

Признаки По назначению По объёму и содержанию По месту составления По способу составления По способу охвата операций
Бух. документы Распорядительные Первичные внутренние   разовые
внешние накопит.
Оправдательные Первичные внутренние Разовые
внешние Накопит.
Сводные внутренние Накопит.  
группиров.

 

Реквизиты бухгалтерских документов

Все бух.документы должны содержать реквизиты – информационные элементы, отражающие признаки и показатели фактов хоз.деятельности. Состав реквизитов определяется назначнием документа. Выделяют обязательные и дополнительные реквизиты. Состав обязательных реквизитов приведён в ФЗ №129-ФЗ.

Документы различают не только по видам, но и по формам. Выделяют типовые и специализированные документы.

Типовые предназначены для регистрации однородных широко распространённых операций. К специализированным относятся формы документов, служащие для регистрации операций специального узкоотраслевого характера.

Документы бывают унифицированными (документы разработанные Госкомстатом) и неунифицированными (документы разработанные внутри организации).