Реквизиты бухгалтерских документов
Первичное наблюдение, документация и инвентаризация
Понятие первичного учёта. Документы и их классификация
Первичный учёт представляет собой единый повторяющийся во времени, организованный процесс сбора, изменения, регистрации, накопления, хранения информации, а в условиях автоматизированных систем управления ее передачи и первоначальной орбаботки. Т.е. первичный учёт основывается на первичных документах – письменное свидетельство совершённой хоз.операции. Должны быть составлены по формам, содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации.
Документы можно классифицировать:
1) По назначению:
1. распорядительные– документы, в которых содержатся распоряжения, указания на выполнение тех или иных хоз.операций (платёжное поручение/требование)
2. оправдательные – документы, которые удостоверяют факт совершения хоз.операции (акт приёмки ОС, приходный ордер, акт выполнения работ и др.)
3. комбинированные – документы, которые одновременно являются и распорядительными и оправдательными (расчётно-платёжная ведомость на выдачу з/п, приходно-расходные кассовые ордера)
4. документы бух.оформления – составляются, когда для записи хоз.операций нет других документов, а также при обращении и обработке распорядительных и оправдательных документов (ведомость по начислению амортизации)
2) По месту составления
1. внешние – поступают на предприятие со стороны (от налоговых органов, поставщиков, банков и др.организаций)
2. внутренние – составляются в организации.
3) По объёму и содержанию
1. первичные
2. сводные – обобщают показатели, путём соответствия их группировки, систематизации из первичных документов (расчёт – простая ведомость по выдаче з/п)
4) По способу охвата операций
1. разовые, т.е. оформляют каждую хоз.операцию
2. накопительные – составляются на группу хоз.операций в течение определенного периода времени (лимитно-заборная карта)
5) Сводные документы по способу составления
1. накопительные – заполняются в течение отчётного периода и являются сводкой однородных операций
2. группировочные – составляются по группам средств в конце отчётного периода.
Классификация бух.документов
Признаки | По назначению | По объёму и содержанию | По месту составления | По способу составления | По способу охвата операций |
Бух. документы | Распорядительные | Первичные | внутренние | разовые | |
внешние | накопит. | ||||
Оправдательные | Первичные | внутренние | Разовые | ||
внешние | Накопит. | ||||
Сводные | внутренние | Накопит. | |||
группиров. |
Реквизиты бухгалтерских документов
Все бух.документы должны содержать реквизиты – информационные элементы, отражающие признаки и показатели фактов хоз.деятельности. Состав реквизитов определяется назначнием документа. Выделяют обязательные и дополнительные реквизиты. Состав обязательных реквизитов приведён в ФЗ №129-ФЗ.
Документы различают не только по видам, но и по формам. Выделяют типовые и специализированные документы.
Типовые предназначены для регистрации однородных широко распространённых операций. К специализированным относятся формы документов, служащие для регистрации операций специального узкоотраслевого характера.
Документы бывают унифицированными (документы разработанные Госкомстатом) и неунифицированными (документы разработанные внутри организации).