Виды наблюдения
В социологической литературе можно встретить различные классификации наблюдений. Ту классификацию, которую мы рссмотрим не претендует на универсальность, так как социологи выделяют и другие виды наблюдения (самонаблюдение, естественное и проектируемое наблюдение и др.), но наиболее важные, по нашему мнению, основания классификации и разновидности наблюдений в ней представлены. Рассмотрим наиболее существенные виды наблюдений.
По степени формализации процедуры — неструктурализованное (неструктурированное, нестандартизированное, простое) и структурализованное (структурированное, стандартизированное) наблюдение.
По характеру контактов с наблюдаемым объектом — непосредственное (прямое) и косвенное наблюдение.
В зависимости от наличия элементов контроля — контролируемое и неконтролируемое наблюдение.
В зависимости от того, знают ли наблюдаемые, что за ними наблюдают — открытое (явное) и скрытое (тайное, инкогнито) наблюдение.
В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту — включенное (участвующее, соучаствующее) и невключенное наблюдение.
По условиям организации — полевое, лабораторное и лабораторно-полевое наблюдение.
По регулярности проведения — систематическое и случайное (несистематическое) наблюдение.
По частоте проведения — однократное и многократное (панельное) наблюдение.
Теперь остановимся поподробнее на характеристике основных видов наблюдения.
По степени формализации процедуры выделяют неструктурализованное (неструктурированное, нестандартизированное, простое) и структурализованное (структурированное, стандартизированное) наблюдение.
Неструктурализованное (неструктурированное, нестандартизированное, простое) наблюдениеобычно не имеет детального плана действий. Исследователь заранее не определяет, какие именно элементы изучаемого процесса, явления, ситуации он будет наблюдать, отсутствуют четкие гипотезы. Определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Исследователь берет объект в целом, а уже во время процесса наблюдения происходит уточнение границ объекта, его важнейших элементов и конкретизируется программа исследования. Цель исследования в данном случае будет заключаться в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта.
Уже упоминалось, что этот вид наблюдения ведется главным образом за объектом в целом, но, как известно — наблюдать все — невозможно: самый лучший наблюдатель, даже группа лучших наблюдателей никогда не дадут нам полный отчет о наблюдаемых событиях, даже если на первый взгляд они кажутся предельно простыми. Поэтому в данном случае возникает неизбежный вопрос: «Что конкретно наблюдать?». Сложно дать на этот вопрос однозначный ответ. В ходе наблюдения понимание исследователем наблюдаемой ситуации часто меняется, а это неизбежно приводит к изменению направление наблюдения, часто довольно радикальному. Однако такое изменение вполне допустимо, более того, считается что оно возникает как раз в результате оптимального применения неструктурализованного наблюдения.
Перечислим возможные ориентиры такого наблюдения, которые в общем виде приведены В.А. Ядовым:
«1. Общая характеристика социальной ситуации, включая такие элементы, как сфера деятельности (производство, семейная жизнь, политика и т. д. в данном социальном контексте), правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях), степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).
2. Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации относительно других объектов и ситуаций;экологическая среда, область жизнедеятельности, общая экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент. Субъекты или участники социальных событий.В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать: по демографическим и социальным признакам (пол, возраст, семейное и имущественное положение, а также образование и т. д.); по содержанию деятельности (сфера занятий, сфера досуга...); относительно статуса в коллективе или группе (руководитель, коллега, подчиненный; администратор, общественный деятель, член коллектива...); по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления; правила, которым они следуют строго и которыми пренебрегают...); по неофициальным отношениям и функциям (дружеские связи, неформальное лидерство, авторитет...).
4. Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие и групповые цели и интересы; официальные и неформальные; одобряемые и неодоб-ряемые в данной среде; согласованность или конфликт интересов и целей.
5. Структура деятельности со стороны: внешних побуждений (стимулы), внутренних осознанных намерений (мотивы), средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная, спокойная) и по ее практическим результатам (материальные и духовные продукты).
6. Регулярность и частота наблюдаемых событий: по ряду указанных выше параметров и по типичным ситуациям, которые ими описываются»18.
Необходимо отметить, что указанный перечень не исчерпывает всех возможных направлений наблюдения, тем не менее он может оказать существенную помощь наблюдателю при планировании его деятельности, особенно в начале исследования.
Общей задачей наблюдения, проводимого по такому ориентировочному плану, будет: структурирование объекта, выделение в нем разнородных свойств, элементов, функций действующих лиц или групп. Задачи наблюдения, по мере накопления данных и предварительному их анализу, будут уточняться, в результате чего какие-то стороны события совсем опустятся, а другие, наоборот, подвергнутся более тщательному и детальному наблюдению. Таким образом происходит постепенный процесс структурализации наблюдения, т. е. переход от неструктурализованного наблюдения к структурализованному.
Результаты исследования фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти. При обработке полученных данных их систематизация может выполняться с помощью формализованных методов.
Неструктурализованное наблюдения часто применяют в пилотажном социологическом исследовании, при разработке стандартных, формализованных процедур наблюдения или в начале исследования с целью уяснения проблемной ситуации. При его проведении может быть получено много избыточной информации. В основном вся надежда возлагается на интуицию наблюдателя, цель которого заключается в получении первичной информации об объекте.
Структурализованное (структурированное, стандартизированное) наблюдениепредполагает, что исследователь обладает достаточной информацией об объекте исследования и заранее определив, какие элементы (аспекты) изучаемой ситуации являются наиболее значимыми для исследования, сосредоточивает на них свое внимание. В данном случае до начала проведения исследования должен быть готов подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдения. Результаты фиксируются в специально разработанных документах, бланках, карточках, протоколах наблюдения.
Примером стандартизированного наблюдения может служить применявшаяся советскими социологами в 20-е годы методика исследования реакции зрительного зала. Заранее была разработана таблица (координатная сетка), в которой по вертикали заносились виды реакции зрителей, а по горизонтали — определенные моменты (эпизоды, сцены, акты) спектакля или фильма. Исследователи, находясь во время представления в зале, фиксировали на сетке реакцию публики. В таблице перечислялись следующие реакции зрителей: сочувственное вмешательство зрителей в спектакль; напряженная тишина в зале; тишина; разговоры о происходящем; сильный смех; шум и кашель; выход из зрительного зала. С помощью координатной сетки эти реакции соотносились с определенными моментами спектакля или фильма. В.Э. Мейерхольд в своем театре при проведении подобного исследования практиковал другую таблицу: тишина, шум, сильный шум, коллективное чтение, пение, кашель, стук, шарканье, возгласы, плач, смех, вздохи, содействие, аплодисменты, свист, шиканье, выход из зала, приподымание с мест, бросание предметов на сцену, вбег на сцену.
Структурализованное наблюдение применяется практически во всех видах исследования. Оно может выступать как основной метод сбора первичной информации, с помощью которой осуществляется систематическое описание изучаемой ситуации, явления и проверяются основные гипотезы, так и дополнять друтие виды социологического исследования, использоваться для проверки данных, полученных при помощи других видов социологического исследования.
Непосредственное и косвенное наблюдение
По характеру контактов с наблюдаемым объектом — непосредственное (прямое) и косвенное наблюдение.
Непосредственное (прямое) наблюдениепроводится тогда, когда исследователь имеет возможность непосредственно контактировать с теми объектами, явлениями, знание о которых он должен получить. По мнению многих ученых данный вид наблюдения самый лучший, так как благодаря ему наблюдатель может увидеть изучаемое явление во всей его полноте и конкретности.
Как уже отмечалось выше, непосредственное наблюдение все же предпочтительнее косвенного, но это не всегда можно осуществить. Обычно в социологии используется косвенное наблюдение.
Косвенное наблюдение осуществляется тогда, когда исследователь наблюдает не само изучаемое социальное явление, событие, лицо, а его проявления через другие многочисленные социальные факторы, т. е. имеет дело с последствиями, очевидцами событий и поступков и т. д. Поэтому часто свои выводы наблюдатель делает на основе ранее проведенных наблюдений. В данном случае ему необходимо очень тщательно проанализировать и оценить все полученные факты для того, чтобы вычленить из них те, которые представляют особый интерес для проводимого им исследования.
В качестве примера возьмем проблему текучести кадров. Нельзя исследовать потенциальную текучесть кадров с помощью прямого наблюдения, т. к. она не выступает на уровне социального факта. Однако в этом случае можно провести косвенное наблюдение вербального поведения. Фиксируя высказывания рабочих о преимуществах работы на других предприятиях, можно получить информацию об интересующем исследователя непосредственно ненаблюдаемом социальном явлении. В связи с этим можно отметить главную особенность косвенного наблюдения — возможность зафиксировать ненаблюдаемую величину.