Виды наблюдения

В социологической литературе можно встретить различные классификации наблюдений. Ту классификацию, которую мы рссмотрим не претендует на универсальность, так как социологи выделяют и другие виды наблюдения (само­наблюдение, естественное и проектируемое наблю­дение и др.), но наиболее важные, по нашему мне­нию, основания классификации и разновидности на­блюдений в ней представлены. Рассмотрим наиболее существенные виды наблюдений.

По степени формализации процедуры неструктурализованное (неструктурированное, нестандартизированное, простое) и структурализованное (структурированное, стандартизированное) наблю­дение.

По характеру контактов с наблюдаемым объек­том — непосредственное (прямое) и косвенное на­блюдение.

В зависимости от наличия элементов контроля контролируемое и неконтролируемое наблюдение.

В зависимости от того, знают ли наблюдаемые, что за ними наблюдают открытое (явное) и скры­тое (тайное, инкогнито) наблюдение.

В зависимости от положения наблюдателя по от­ношению к объекту включенное (участвующее, со­участвующее) и невключенное наблюдение.

По условиям организации полевое, лабораторное и лабораторно-полевое наблюдение.

По регулярности проведения систематическое и случайное (несистематическое) наблюдение.

По частоте проведения однократное и много­кратное (панельное) наблюдение.

Теперь остановимся поподробнее на характеристи­ке основных видов наблюдения.

По степени формализации процедуры выделяют неструктурализованное (неструктурированное, нестандартизированное, простое) и структурализованное (струк­турированное, стандартизированное) наблюдение.

Неструктурализованное (неструктурированное, нестандартизированное, простое) наблюдениеобыч­но не имеет детального плана действий. Исследова­тель заранее не определяет, какие именно элементы изучаемого процесса, явления, ситуации он будет на­блюдать, отсутствуют четкие гипотезы. Определены лишь самые общие черты ситуации, примерный со­став наблюдаемой группы. Исследователь берет объ­ект в целом, а уже во время процесса наблюдения про­исходит уточнение границ объекта, его важнейших элементов и конкретизируется программа исследова­ния. Цель исследования в данном случае будет заклю­чаться в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта.

Уже упоминалось, что этот вид наблюдения ведется главным образом за объектом в целом, но, как извест­но — наблюдать все — невозможно: самый лучший на­блюдатель, даже группа лучших наблюдателей никогда не дадут нам полный отчет о наблюдаемых событиях, даже если на первый взгляд они кажутся предельно про­стыми. Поэтому в данном случае возникает неизбежный вопрос: «Что конкретно наблюдать?». Сложно дать на этот вопрос однозначный ответ. В ходе наблюдения понимание ис­следователем наблюдаемой ситуации часто меняется, а это неизбежно приводит к изменению направление наблюдения, часто довольно радикальному. Однако та­кое изменение вполне допустимо, более того, считается что оно возникает как раз в результате оптимального применения неструктурализованного наблюдения.

Перечислим возможные ориентиры такого наблю­дения, которые в общем виде приведены В.А. Ядовым:

«1. Общая характеристика социальной ситуации, включая такие элементы, как сфера деятельности (производство, семейная жизнь, политика и т. д. в дан­ном социальном контексте), правила и нормы, регули­рующие состояние объекта в целом (формальные и об­щепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях), степень саморегуляции объекта на­блюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).

2. Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации относительно других объ­ектов и ситуаций;экологическая среда, область жиз­недеятельности, общая экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент. Субъекты или участники социальных событий.В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать: по демографическим и социаль­ным признакам (пол, возраст, семейное и имуществен­ное положение, а также образование и т. д.); по содер­жанию деятельности (сфера занятий, сфера досуга...); относительно статуса в коллективе или группе (руко­водитель, коллега, подчиненный; администратор, об­щественный деятель, член коллектива...); по официаль­ным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возмож­ности их осуществления; правила, которым они следу­ют строго и которыми пренебрегают...); по неофици­альным отношениям и функциям (дружеские связи, неформальное лидерство, авторитет...).

4. Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие и групповые цели и интересы; официальные и неформальные; одобряемые и неодоб-ряемые в данной среде; согласованность или конфликт интересов и целей.

5. Структура деятельности со стороны: внешних побуждений (стимулы), внутренних осознанных намере­ний (мотивы), средств, привлекаемых для достижения це­лей (по содержанию средств и по моральной их оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репро­дуктивная; напряженная, спокойная) и по ее практичес­ким результатам (материальные и духовные продукты).

6. Регулярность и частота наблюдаемых событий: по ряду указанных выше параметров и по типичным ситуациям, которые ими описываются»18.

Необходимо отметить, что указанный перечень не исчерпывает всех возможных направлений наблюде­ния, тем не менее он может оказать существенную по­мощь наблюдателю при планировании его деятельнос­ти, особенно в начале исследования.

Общей задачей наблюдения, проводимого по тако­му ориентировочному плану, будет: структурирование объекта, выделение в нем разнородных свойств, эле­ментов, функций действующих лиц или групп. Задачи наблюдения, по мере накопления данных и предвари­тельному их анализу, будут уточняться, в результате чего какие-то стороны события совсем опустятся, а другие, наоборот, подвергнутся более тщательному и детальному наблюдению. Таким образом происходит постепенный процесс структурализации наблюдения, т. е. переход от неструктурализованного наблюдения к структурализованному.

Результаты исследования фиксируются в свобод­ной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти. При обработке полученных данных их систематизация может выполняться с помо­щью формализованных методов.

Неструктурализованное наблюдения часто приме­няют в пилотажном социологическом исследовании, при разработке стандартных, формализованных про­цедур наблюдения или в начале исследования с целью уяснения проблемной ситуации. При его проведении может быть получено много избыточной информации. В основном вся надежда возлагается на интуицию на­блюдателя, цель которого заключается в получении первичной информации об объекте.

Структурализованное (структурированное, стан­дартизированное) наблюдениепредполагает, что ис­следователь обладает достаточной информацией об объекте исследования и заранее определив, какие эле­менты (аспекты) изучаемой ситуации являются наибо­лее значимыми для исследования, сосредоточивает на них свое внимание. В данном случае до начала прове­дения исследования должен быть готов подробный план и инст­рукции для фиксации результатов наблюдения. Результаты фиксируются в специаль­но разработанных документах, бланках, карточках, протоколах наблюдения.

Примером стандартизированного наблюде­ния может служить применявшаяся советскими социо­логами в 20-е годы методика исследования реакции зрительного зала. Заранее была разработана таблица (координатная сетка), в которой по вертикали заноси­лись виды реакции зрителей, а по горизонтали — опре­деленные моменты (эпизоды, сцены, акты) спектакля или фильма. Исследователи, находясь во время пред­ставления в зале, фиксировали на сетке реакцию пуб­лики. В таблице перечислялись следующие реакции зрителей: сочувственное вмешательство зрителей в спектакль; напряженная тишина в зале; тишина; раз­говоры о происходящем; сильный смех; шум и кашель; выход из зрительного зала. С помощью координатной сетки эти реакции соотносились с определенными мо­ментами спектакля или фильма. В.Э. Мейерхольд в сво­ем театре при проведении подобного исследования практиковал другую таблицу: тишина, шум, сильный шум, коллективное чтение, пение, кашель, стук, шарка­нье, возгласы, плач, смех, вздохи, содействие, аплодис­менты, свист, шиканье, выход из зала, приподымание с мест, бросание предметов на сцену, вбег на сцену.

Структурализованное наблюдение применяется практически во всех видах исследования. Оно может выступать как основной метод сбора первичной ин­формации, с помощью которой осуществляется систе­матическое описание изучаемой ситуации, явления и проверяются основные гипотезы, так и дополнять друтие виды социологического исследования, исполь­зоваться для проверки данных, полученных при помо­щи других видов социологического исследования.

Непосредственное и косвенное наблюдение

По характеру контактов с наблюдаемым объек­том непосредственное (прямое) и косвенное на­блюдение.

Непосредственное (прямое) наблюдениепроводит­ся тогда, когда исследователь имеет возможность непо­средственно контактировать с теми объектами, явле­ниями, знание о которых он должен получить. По мне­нию многих ученых данный вид наблюдения самый лучший, так как благодаря ему наблюдатель может уви­деть изучаемое явление во всей его полноте и конкрет­ности.

Как уже отмечалось выше, непосредственное на­блюдение все же предпочтительнее косвенного, но это не всегда можно осуществить. Обычно в социологии используется косвенное наблюдение.

Косвенное наблюдение осуществляется тогда, ког­да исследователь наблюдает не само изучаемое соци­альное явление, событие, лицо, а его проявления через другие многочисленные социальные факторы, т. е. имеет дело с последствиями, очевидцами событий и поступков и т. д. Поэтому часто свои выводы наблю­датель делает на основе ранее проведенных наблюде­ний. В данном случае ему необходимо очень тщатель­но проанализировать и оценить все полученные фак­ты для того, чтобы вычленить из них те, которые представляют особый интерес для проводимого им ис­следования.

В качестве примера возьмем проблему текучести кадров. Нельзя исследовать потенциальную текучесть кадров с помощью прямого наблюдения, т. к. она не выступает на уровне социального факта. Однако в этом случае можно провести косвенное наблюдение вербального поведения. Фиксируя высказывания ра­бочих о преимуществах работы на других предприяти­ях, можно получить информацию об интересующем исследователя непосредственно ненаблюдаемом соци­альном явлении. В связи с этим можно отметить глав­ную особенность косвенного наблюдения — возмож­ность зафиксировать ненаблюдаемую величину.