Организация работы по составлению бухгалтерской отчетности. Подготовительный этап

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине

«Бухгалтерская (финансовая) отчетность»

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность – как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская отчетность — это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных или запланированных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности. Организации составляют отчеты по форме и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ, на основе данных синтетического и аналитического учета. Бух отчетность организаций в соответствии с Приказом Минфина России от 22.07.2003 г. включает: Бухгалтерского баланса (форма N 1), Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), Отчета об изменениях капитала (форма N 3), Отчета о движении денежных средств (форма N 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Бух. Отчетность является звеном между организацией и другими субъектами рынка. Недостаток информации может стать серьезным препятствием для развития деятельности организации – в смысле притока дополнительных капиталов как источника расширения деятельности организации, так и их партнеры не получать интересующие сведения о фин. Устойчивости, платежеспособности и т.д. внешние пользователи – государство, кредиторы, собственники, аудиторские службы, консультанты по фин. Вопросам. Внутренние пользователи – руководство.Значение отчетности – в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравниваемости, экономичности, соблюдения строго установленных процедур оформления и публичности.
2. Нормативно-правовое регулирование составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г с изменениями; ПБУ 4/99)

Наиболее важным документом является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». С 2013 года вступила в силу обновленная версия данного закона. Было внесено достаточное количество изменений и поправок в него, которые свидетельствуют о стремлении к совершенствованию законодательной базы в целом и сближению ее к мировым стандартам. Так, к примеру в статью 14 «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности» были внесены изменения в части состава бухгалтерской отчетности, где указывается, что теперь она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, где содержатся основные показатели финансовых результатов деятельности организации.

На первом, законодательном, уровне достаточно полно раскрыта информация по бухгалтерскому учету. К тому же обновленный закон способствует упрощению способов ведения бухгалтерского учета.

· Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (в ред. от 08.11.2010).

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и прочие.

Отчет о прибылях и убытках содержит числовые показатели выручки и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, а также прибыли по видам (валовая, чистая и т.д.).

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

3. Принципы бухгалтерской финансовой отчетности.

Финансовая отчетность предприятия формируется с соблюдением следующих принципов:
• автономности предприятия - каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, обособленное от собственников. Поэтому личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия;
• непрерывности деятельности - предусматривает оценку активов и обязательств предприятия, исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться;
• периодичности - распределение деятельности предприятия на определенные периоды времени в целях составления финансовой отчетности;
• исторической (фактической) себестоимости - определяет приоритет оценки активов, исходя из расходов на их производство и приобретение;
• начисления и соответствия доходов и расходов - для определения финансового результата отчетного периода следует сопоставлять доходы отчетного периода с расходами, осуществляемыми для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в учете и отчетности в момент их возникновения, независимо от времени поступления и уплаты денег;
• полного освещения - финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях операций и событий, которая может повлиять на решения, применяемые на ее основании;
• последовательности - постоянное (из года в год) проведение предприятием избранной учетной политики. Ее изменение должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности;
• превалирование содержания над формой - операции должны учитываться в соответствии с их сущностью, а, не только исходя из юридической формы;
• единого денежного измерителя - измерение и обобщение всех операций предприятия в его финансовой отчетности в единой денежной единице;
• осмотрительности - методы оценки, применяемые в бухгалтерском учете, должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия.

4. Достоверность данных бухгалтерской отчетности.

ДОСТОВЕРНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ –это требование к бухгалтерской отчетности, означающее, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской федерации. В то же время, согласно Международным стандартам финансовой отчетности, эта отчетность отвечает требованиям достоверности тогда, когда она свободна от значимых ошибок и необъективности, и пользователи могут полагаться на нее в той мере, в какой полно и беспристрастно она может отражать или ожидается, что будет отражать, истинное положение дел.

Пунктом 6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" устанавливается, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

При этом, согласно ПБУ, достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. ПБУ фактически устанавливает, что если при составлении отчетности организация соблюдала все правила действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету, то отчетность следует признать достоверной и полной.

5.Сопоставимость и сравнимость показателей бухгалтерской отчетности.

Сопоставимость бухгалтерской отчетности предусматривает возможность сравнения отчетных данных с показателями предыдущего отчетного периода. Поэтому в соответствии с этим требованием по каждому показателю бухгалтерской отчетности должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному, иначе данные отчетности не могут характеризовать динамику работы организации и, следовательно, теряют свою аналитичность. Составление бухгалтерской отчетности в сопоставимых единицах позволяет осуществлять сравнимость данных о деятельности аналогичных организаций. Сопоставимость показателей достигается за счет последовательности применения учетной политики от одного отчетного периода к другому.

Соблюдение указанных бухгалтерских принципов и требований при подготовке бухгалтерской отчетности способствует тому, что пользователи отчетной информации могут составить правдивую и объективную картину о деятельности интересующей их организации.

В целях сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Если такая сопоставимость отсутствует, то данные за период, предшествовавший отчетному, подлежат корректировке. При этом следует руководствоваться положениями, установленными действующими нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. В этом — методологическое единство показателей отчетности. Сама корректировка с указанием причин и методика ее проведения должны быть раскрыты в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

6. Пользователи бухгалтерской отчетности и адреса её представления.

1. Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую

отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам

организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам

государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные

унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская

отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную

бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую

- в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством

Российской Федерации.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена

в порядке, установленном учредительными документами организации.

3. Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую

бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

4. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется

по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Комментарий к статье 15

Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается

день фактической передачи ее по принадлежности или дата отправления, обозначенная

на штемпеле почтовой организации.

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий

(выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается

первый следующий за ним рабочий день.

Организация должна составлять периодическую бухгалтерскую отчетность

за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не

установлено законодательством Российской Федерации.

Периодическая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса

и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством

Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.

Организация должна сформировать периодическую бухгалтерскую отчетность

не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено

законодательством Российской Федерации

7. Состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности и сроки ее представления.

В состав годовой отчетности по общим правилам входят

- баланс,

-отчет о прибылях и убытках,

-отчеты об изменениях капитала

- отчет о движении денежных средств.

Дополнительные сведения оформляются в виде пояснений, которые компания по своему усмотрению может либо сгруппировать в таблицах, либо представить в текстовой форме.

Если же компания относится к субъектам малого бизнеса, то она имеет право применять упрощенные формы бухгалтерской отчетности - бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется лишь в случаях установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфин России, Банк России). К таким случаям можно отнести, например, составление квартальной бухгалтерской отчетности субъектом страхового дела в орган страхового надзора, необходимость предоставления, которой установлена Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.

Квартальная бухгалтерская отчетность в налоговые органы индивидуальными предпринимателями не представляется.

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

В случае создания юридического лица первым отчетным годом является период с даты государственной его регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно, но если государственная регистрация экономического субъекта произведена после 30 сентября, первым отчетным годом по общему порядку является, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.

Для реорганизуемого юридического лица последним отчетным годом, кроме реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.

Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.

Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно .

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности установлены следующие:

годовая отчетность – в течение 90 дней по окончании года (то есть до 1 апреля);

квартальная (промежуточная) отчетность – в течение 30 дней по окончанию квартала (до 30 апреля, 30 июля, 30 октября включительно).

Годовая бухгалтерская отчетность подается в налоговые органы после ее утверждения уполномоченным органом юридического лица, определенным учредительными документами организации. В ООО таким органом является Общее собрание участников.

С 2013г. бухгалтерская отчетность сдается не только в налоговые органы, но и в органы статистики (такой приказ № 670 от 29.12.12 выпустило Управление Росстата) !

Сдавать отчетность можно как на бумажных носителях (лично, через уполномоченного представителя или посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении), так и в электронном виде с электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Организация работы по составлению бухгалтерской отчетности. Подготовительный этап

Бухгалтерская отчетность- единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам.В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.1. Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетностиДля достижения высокого качества отчетности необходимо заблаговременное проведение большого объема подготовительных работ. В частности, процесс составления годового отчета условно можно разделить на два этапа, как :
1).подготовительная работа;
2).непосредственное заполнение отчетных форм при соблюдении определенной очередности
Подготовительная работа в свою очередь делится на:
1).проведение инвентаризации;
2).проверку на соответствие действующему законодательству положений учетной политики и подготовку необходимых изменений на следующий год;
3).выборочную проверку правильности оформления хозяйственных операций (в том числе первичными учетными документами) и отражения их в бухгалтерском учете;
4).проведение реформации баланса
Подготовительные работы по составлению отчетности фактически составляют раздел в системе организации бухгалтерского учета на предприятии. А организация бухгалтерского учета в РФ, отвечающая Международным стандартам учета и отчетности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает систему документов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность.После отражения результатов инвентаризации и уточнений в учетных записях за год подсчитывают итоги в учетных регистрах за декабрь. При этом итоги последовательно сверяют. После подсчета итогов и взаимной сверки в соответствующих регистрах приступают к заключению балансовых счетов в определенной последовательности.
Заключение счетов - это определение конечных остатков (сальдо).Конечный остаток переносят в учетные регистры следующего года в качестве начального.

9. Предназначение и порядок составления оборотно-сальдовой ведомости.
Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе организации является составление оборотной ведомости.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Оборотная ведомость – это таблица, которая представляет собой сводку оборотов и остатков по счетам за определенный период времени. Оборотная ведомость заполняется по данным об оборотах и остатках синтетических счетов. Для этого на счетах подсчитывают обороты, конечное сальдо и отражают эти данные в оборотной ведомости.

Существует следующее правило составления оборотных ведомостей:
1. в бланк оборотной ведомости переносится из бухгалтерского счета наименование счета, дебетовое или кредитовое начальное сальдо, дебетовый и кредитовый обороты и дебетовое или кредитовое конечное сальдо;
2. подсчитываются итоги по всем колонкам оборотной ведомости;
3. сверяются полученные итоги.
Составленная таким образом оборотная ведомость является одним из важнейших средств проверки и контроля полноты и правильности записей по счетам.
В оборотную ведомость записываются все оборотные счета, при этом на каждый счет отводится одна строка. В ведомости имеются три пары колонок, в которых по каждому счету показываются: начальное и конечное сальдо; обороты по дебету и по кредиту.

Оборотные ведомости по аналитическим и синтетическим счетам составляются отдельно.

Учетная информация, поступающая в течение месяца, оказывается разобщенной по многим счетам синтетического и аналитического учета.
Оборотные ведомости имеют большое оперативно-хозяйственное значение. Сводя обороты счетов за отчетный период и их остатки на начало, и конец этого периода, оборотные ведомости дают в наглядной и доступной форме важнейшие сведения о состоянии, движении и изменениях хозяйственных средств и их источников. При этом по аналитическим счетам они показывают такие сведения в детальной, а по синтетическим счетам – в укрупненной группировке.

10. Структура баланса предприятия и правила его составления

Информационной базой анализа финансового состояния предприятия являются отчетный бухгалтерский баланс, форма 1, отчет о прибылях и убытках, форма 2, отчёт о движении фондов и других средств, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому баланс, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, финансовый план предприятия.

Годовая бухгалтерская отчетность предоставляется в течение 90 дней, но не раньше 60 дней по окончании отчетного года. Конкретным днем представления бухгалтерской отчетности является дата ее почтового отправления или дата ее фактической передачи.

Баланс представляет собой двустороннюю таблицу, где левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая - (пассив) отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. В бухгалтерском балансе должно присутствовать обязательное равенство актива и пассива.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует конкретному виду имущества, обязательств, источников формирования имущества. Статьи баланса бывают агрегированные, если имеют расшифровку в том числе, идетализирующие, которые расшифровывают агрегированные строки.

Каждая строка (статья) баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств бухгалтерский баланс предусматривает две графы для цифровых показателей: на начало и на конец отчетного периода. Во второй графе показывается состояние средств и их источников на дату составления баланса.

В современном балансе статьи актива и пассива, исходя из их экономической однородности, объединены в определенные разделы (Приложение А).

Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи, подтвержденные оправдательными документами. При ведении учета с помощью журнально-ордерной формы счетоводства баланс составляется на основании данных Главной книги. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главную книгу из ряда журналов-ордеров и оборотных ведомостей. Обороты по кредиту каждого счета записываются в Главную книгу только из журналов-ордеров.

Хозяйственные операции записывают в журналы-ордера по мере их совершения и формирования документации. Систематическая запись в журналы-ордера является одновременно хронологической записью. Проверенные месячные итоги из журналов-ордеров записывают в Главную книгу.

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

11. Правила оценки статей баланса

Правила оценки статей баланса установлены положениями по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.

В соответствии с Положением основные средства и нематериальные активы отражают в балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тару, запасные части и другие материальные ресурсы — по фактической себестоимости; готовую и отгруженную продукцию в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» - по полной или неполной фактической производственной себестоимости и по полной или неполной нормативной (плановой) себестоимости продукции.

Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в балансе по стоимости их приобретения.

12.Основные задачи инвентаризации статей баланса и случаи обязательного ее проведения.

1. выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуре;

2. контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

3. выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.;

4. выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

5. проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности (расчетов с покупателями, по векселям полученным и др.), кредиторской задолженности (поставщикам материалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам и др.) и других статей баланса.

13.Порядок проведения инвентаризации.

Руководитель учреждения, а по учреждениям, обслуживаемым централизованной бухгалтерией, руководитель учреждения, при котором она создана, несет ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации, а в обслуживаемых учреждениях ответственность за своевременное проведение инвентаризации несут также руководители этих учреждений.

Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан осуществлять контроль за соблюдением установленных правил проведения инвентаризации. Для проведения годовой инвентаризации приказом руководителя учреждения и учреждения, при котором создана ЦБ, создается постоянно действующая комиссия из числа работников учреждения при обязательном участии главного бухгалтера или других работников бухгалтерских служб. Центральная инвентаризационная комиссия возглавляется руководителем учреждения (или учреждения, при котором создана ЦБ) или его заместителем. Приказом устанавливаются также порядок, сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации и отражения ее результатов в учете (или в учреждениях, обслуживаемых ЦБ).

Центральная инвентаризационная комиссия проводит инвентаризацию материальных ценностей и денежных средств, принадлежащих централизованной бухгалтерии и учреждению, при котором она создана, а также средств в расчетах и бланков строгой отчетности и руководит работой местных инвентаризационных комиссий; в необходимых случаях (при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и др.) проводит сплошные повторные инвентаризации, рассматривает объяснения, полученные от лиц, допустивших недостачу или порчу ценностей, а также другие нарушения и дает предложения о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей. Местные инвентаризационные комиссии проводят снятие фактических остатков материальных ценностей, сличают наличие указанных ценностей с данными бухгалтерского учета и составляют свои заключения по выявленным недостачам и излишкам, вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью. Запрещается проводить инвентаризацию ценностей при неполном составе членов инвентаризационной комиссии. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

На складах и других местах хранения материальные ценности должны быть рассортированы и уложены по наименованиям, сортам и размерам и т.п.Материально ответственные дают расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Проверка остатков в натуре членами комиссии производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и т.п. исходя из установленных единиц измерения. На ценности, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его распоряжении, составляются отдельные описи с подразделением: на арендованные, принятые на ответственное хранение и т.п.

14.Источники информации для составления отчета о финансовых результатах.

1. Баланс предприятия (форма № 1). Состоит из двух частей: в первой показываются активы предприятия, во второй – его пассивы. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву. Называется эта сумма валютой баланса.По каждой строке баланса предприятия заполняются две графы. В первую графу заносится финансовое состояние на начало отчетного года (вступительный баланс), во вторую – на конец года (заключительный баланс).Отчет о финансовых результатах (форма № 2). Содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результат данного сравнения – валовая (балансовая) прибыль, убытки за период.Отчет о движении капитала (форма № 3). В этой форме отражаются данные о наличии и движении составляющих капитала:

o уставного (складочного) капитала;

o добавочного;

o резервного;

o фондов накопления и социальной сферы, образуемых в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой;

o средств целевого финансирования и поступлений и нераспределенной прибыли прошлых лет.Каждый показатель содержит по четыре графы (с третьей по шестую): «Остаток на начало года» (кредитовое сальдо по соответствующему балансовому счету на начало года), «Поступило в отчетном году» (кредитовый оборот с начала года), «Израсходовано (использовано) в отчетном году» (дебетовый оборот с начала года), «Остаток на конец года».Отчет о движении денежных средств (форма № 4). Сведения о движении денежных средств представляются в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте по каждому ее виду данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитыва-ются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетностиПриложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).Во внеучетные источники информации обычно включают:директивную информацию в виде законов, постановлений правительства, указаний вышестоящих организаций, инструкций;нормативно-плановую – в виде бизнес-планов, нормативов, прейскурантов, справочников;материалы ревизий, инвентаризаций, проверок банков и налоговых инспекций;объяснительные и докладные записки; переписку с финансово-банковскими органами;статьи в газетах, журналах, бюллетени бирж и т. д.

15.Порядок составления и структура отчета о финансовых результатах

Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления пользователем обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений [ 38 с.17]. Кроме функции источника информации ФО выполняет контрольную функцию, которая заключается в наблюдении, как внешних, так и внутренних органов управления за правильностью отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Внутренними пользователями являются непосредственно бухгалтера предприятия, управленческий персонал и другие лица, которые используют отчетность в своей работе. Внешними пользователями выступают субъекты, которые используют публикуемую информацию для получения сведений о предприятии. Ими являются акционеры, инвестиционные компании, банки, партнеры и клиенты фирмы.На сегодняшний день, согласно классификации В.П. Завгороднего существуют три вида отчетности: оперативная, статистическая и бухгалтерская. Термин бухгалтерская аналогичен финансовой. Оперативную, другими словами, можно назвать повседневной. ФО содержит сведения о реализованной продукции, запасах готовой продукции и товаров, о состоянии хозяйственных средств и источников их формирования, о финансовых результатах работы предприятия.На основании данных ФО мы осуществляем поиск резервов дальнейшего развития и совершенствования деятельности предприятия, совершенствования деятельности предприятия достижения стабильности фирмы на рынке. Это достигается путем анализа финансового состояния предприятия (ФСП).

16. Порядок составления Приложения к балансу и отчету о финансовых результатах, включающего отчет об изменении капитала.

Отчет об изменениях капитала (форма №3)

Данная форма отчетности состоит из двух разделов и справки.

В первом разделе — «Изменения капитала» — отражают произошедшее движение в составных частях собственного капитала: уставного, добавочного, резервного, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Изменения показаны в динамике за предыдущий и за отчетный годы. Дается расшифровка показателей, которые оказали влияние на изменение величины собственного капитала. Необходимо показать, как повлияла переоценка основных средств (если она проводилась) на величину добавочного капитала; влияние дополнительного выпуска акций или увеличение номинальной стоимости акций на величину уставного капитала и т.д.

Во втором разделе — «Резервы» — показываются остатки на начало и конец отчетного периода и движение имеющихся в организации резервов.

По строке «Резервы, образованные в соответствии с законодательством» акционерные общества показывают изменения величины резервного капитала.

По строке «Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами» организации других форм собственности отражают изменение в составе резервного капитала, если его формирование предусмотрено в их учредительных документах.

По строке «Оценочные резервы» приводятся данные по таким созданным организацией резервам, как «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» (счет 14), «Резервы под обесценение финансовых вложений» (счет 59), «Резервы по сомнительным долгам» (счет 63).

По строке «Резервы предстоящих расходов» представлены данные по резервам, созданным для покрытия расходов организации в будущем. Это могут быть резервы на предстоящую оплату отпусков работникам, на ремонт основных средств, на гарантийный ремонт оборудования и т.д. Такие резервы учитываются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» по видам резервов.

В справке указываются данные о чистых активах на начало и конец отчетного года и полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах на расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям, в том числе по направлениям расходов за отчетный и предыдущий годы.

17. Порядок составления Приложения к балансу и отчету о финансовых результатах, включающего отчет о движении денежных средств и о целевом использовании полученных средств.