О превращенных формах соцреализма

В качестве заключения к данной части текста, встает проблема сравнения превращенных (сталинистских) форм и социалистического реализма в его сущностных, родовых чертах, представленных прежде всего творчеством Маяковского.

Но прежде чем провести это сравнение, заметим, что внимание к сталинистскому «соцреализму» неслучайно: сущность сталинизма проявлялась не только в политических формах советской реальности, не только в ГУЛаге, точно так же, как реакционную сущность религии нужно усматривать не только в многовековой практике инквизиции. Квинтэссенция и того, и другого лежит в области соотнесения конкретно-исторического и родового человека, в культурных эманациях эпохи. И дело здесь не в идеологической риторике. Вот почему проблема творческого метода - это «ахиллесова пята» сталинизма. Сталинистский «соцреализм» возник в силу целого ряда объективных предпосылок.

· Исторические: постепенный переход к пониманию индивида все более не как субъекта истории, а как честного исполнителя воли доброй социалистической власти, ее функции.

· Политические: сознательное использование подчинения революционных масс иерархическому построению с вождем наверху, при ориентации всей этой пирамиды на победу социализма. Тенденция отрицания (война с мировой буржуазией) подавляет тенденцию отрицания отрицания (социальное творчество). Эти тенденции были представлены и в ленинский период, но тогда сфера идеального была высвобождена для тенденции отрицания отрицания (синтеза) - социального творчества. В эпоху сталинщины тенденция отрицания капиталистического окружения, кстати, совершенно не случайная в тот период, начинает вытеснять социально-творческую, а точнее - подчинять ее.

· Культурные: в это время действительно существовало искреннее желание художника использовать метод творческого преобразования в искусстве. Но в том-то и дело, что этот метод повторить нельзя.

Таким образом, автор не случайно акцентирует идею дихотомии социалистического реализма(персонифицированного, прежде всего, в творчестве Маяковского) и сталинистского «соцреализма». Рассмотрим ее основные слагаемые:

· Соцреализм Владимира Маяковского (далее - В.М.) - это метод как художественного, так и социального творчества, более того, это метод, предполагающий единство этих двух, совершенно разных типов деятельности, существующих в разных сферах (первая - в идеальной, вторая - в материальной). В сталинистском «соцреализме» это единство нарушается вследствие угасания социального творчества.

· Соцреализм В.М. - это метод, возникающий из практики. В сталинистском «соцреализме», наоборот: практика (художественная) должна была ориентироваться на метод, т.е. практика должна была соответствовать формализованным выводам о методе.

· В соцреализме В.М. художник адекватен себе как родовому человеку. Подлинный социалистический реализм - это художественная реакция на действительную общественную потребность практически развертывающейся Революции («социальный заказ»). В сталинистском «соцреализме» художник должен соответствовать представлениям партийного руководства о том художественном решении, которое, по их мнению, адекватно методу соцреализма, т.е. представлениям о том, как понимают соцреализм партначальники.

· Соцреализм В.М. - это метод творчества родового Человека. Сталинистский «соцреализм» - это метод «созидания» казенного партийного искусства как некоей художественной иллюстрации к идеологическому императиву.

· Соцреализм В.М. служит идее Революции как способу становления Нового человека, сталинистский «соцреализм» обслуживает даже не партию, а партийное начальство, решающее в действительности главный вопрос - вопрос властных отношений (кто надо мной, кому я подчиняюсь).

· В соцреализме В.М. художник существует в единстве двух ипостасей: субъекта истории и субъекта культуры, причем существует в них практически, материально. В сталинистском «соцреализме» художник как субъект культуры существует материально, а как субъект истории - только идеально (в сфере художественного творчества).

· В соцреализме В.М. художник и как субъект творчества, и (одновременно) как субъект истории существует неразрывно в единстве и со своим методом, и с социальной практикой преобразования общественных отношений. В сталинистском «соцреализме» художник, его метод и практика связаны между собой, но опосредованно, не образуя единой и целостной системы, зачастую при помощи отчужденных бюрократических форм.

· Соцреализм В.М. нельзя повторить. Подлинный социалистический реализм не есть некий раз навсегда и всем данный метод. Художник всякий раз рождает его заново, исходя из им индивидуально-специфически понятой (иным искусство не бывает) диалектики жизни как творчества (и культурного, и социального);этот метод всякий раз требует своего рождения заново и поэтому дает новый, принципиально отличный от прежнего результат. Попытка повторить метод Маяковского приводит к тому, что появляется вторичное «искусство». Сталинистский соцреализм, напротив, требует репродукции ранее принятых художественных решений, повторения уже раз найденных приемов и результатов.

· Соцреализм В.М. ищет и утверждает метод преобразования действительности (как в идеальной, так и в материальной форме) как всеобщий принцип,который отвечает природе родового человека, творчества и искусства.Сталинистский соцреализм ищет и утверждает принцип не всеобщего, а общего, что совершенно противоречит природе искусства и творчества вообще. Более того, это общее утверждается в искусстве как стиль, что уж совершенно не допустимо.

Таковы фундаментальные различия, более того - противоположность, метода социалистического реализма, рожденного Революцией и персонифицированного Маяковским, и сталинистски превращенных форм «соцреализма». В то же время сталинистский «соцреализм» нельзя понимать как чисто исторический тип социально-художественного бытия. Да, он возник в сталинский период, но он соответствовал определенному принципу творчества, когда художник ориентируется на господствующие превращенные социальные формы (в случае со сталинизмом - политическую власть), и только. И разве сегодня уже в постсоветской России мы не наблюдаем таких художественных (точнее, псевдохудожественных) интенций?

Соцреализм Маяковского - это метод «разотчуждения» (преобразования) действительности как в материальной (социальное творчество), так и в идеальной (искусство) сферах. И как таковой он универсален, ибо диалектичен, он есть творение, исключающее повторение каких-то уже использованных лекал и потому обязывающее находить решение всякий раз заново. В этом революционность этого метода.

Вывод. Метод соцреализма Горьким был заявлен как литературный метод. Маяковский практически открыл и развил универсальность действия соцреализма: от искусства до Истории. Попытка же загнать обратно и удержать этот метод лишь в формате искусства обернулась появлением его превращенных (сталинистских) форм.