ИСТОРИЯ АТЛЕТИЗМА

Лекция 6. АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

ПЛАН:

1. Введение

2. История атлетизма

3. Разновидности атлетической гимнастики

4. Специальные упражнения прикладной направленности

5. Общие закономерности силовой тренировки в атлетической гимнастике.

6. Условия организации занятий в атлетической гимнастике.

7. Особенности питания в процессе занятий в атлетической гимнастике.

8. Восстановление в атлетической гимнастике.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Атлетическая гимнастика («А.Г.») — это система гимнастических упражнений, направленная на развитие силовых качеств и способностей «ими пользоваться». А.Г. — традиционный вид гимнастики оздоровительно-разви­вающей направленности, сочетающий силовую трениров­ку с разносторонней физической подготовкой, гармони­ческим развитием и укреплением здоровья в целом.

А.Г. предназначена для самых разных людей (моло­дых и пожилых, юношей и девушек), но для людей прак­тически здоровых, поскольку используемые упражнения связаны со значительными мышечными напряжениями и соответствующей нагрузочностью для занимающихся. Поэтому, имея в виду это обстоятельство, А.Г. следует рассматривать в первую очередь как развивающее сред­ство физического воспитания, и только во вторую — как средство восстанавливающее.

А.Г. удовлетворяет стремление людей иметь сильные и красивые мышцы, рельефную (а не просто огромную) мус­кулатуру. Кроме того, она расширяет двигательный опыт, воспитывает привычку к систематическим занятиям фи­зическими упражнениями, служит средством активного отдыха, эффективно стимулирует стремление к самовы­ражению через красоту тела.

В практике имеется большое количество различных ме­тодических пособий, использующих термин «атлетичес­кая гимнастика» в широком понимании как комплексы силовых упражнений, но не определяющих их в качестве вида гимнастики. Между тем, на поверку оказывается, что именно к атлетической гимнастике как одному из видов оздоровления они имеют лишь косвенное отношение. По­этому и надо уточнить значения слов: «атлетизм», «ат-ле!т» и «атлетическая гимнастика».

«Атлетизм» — направление в физическом совершенство­вании, преследующее цель достижения высокого уровня силового развития и/или высоких результатов в силовых упражнениях «спортивного типа».

«Атлетическая гимнастика» — более объемное понятие, отражающее систему оздоровительно-развивающих воздей­ствий с целью укрепления здоровья человека и улучше­ния его жизнеспособности.

 

ИСТОРИЯ АТЛЕТИЗМА

Атлетическая гимнастика берет свои начала в древнем мире. Однако в нашей стране из-за различных «методи­ческих перекосов», приводивших к одностороннему воз­действию лишь на силовую сферу занимающихся, не­которому «не слишком здоровому» восприятию гипертрофированных фигур, а также «политизирования» силовых упражнений атлетов как проводников «чуждых идеоло­гий», официально — на Всесоюзной научной конференции атлетическая гимнастика была признана одним из обще-развивающих видов лишь в 1968 г. Была подтверж­дена целесообразность выделения ее как вида самостоя­тельного, имеющего «благородные цели» и решающего круг жизненно важных задач. Высокая значимость атле­тической гимнастики проверена временем, хотя постоян­но в ней происходит неантагонистическое проникновение друг в друга оздоровительных и спортивных мотивов.

Рождением атлетизма наверняка можно считать 10 ав­густа 1885 г. В России был создан «Кружок любителей ат­летики», во главе кружка стоял доктор физической куль­туры Краевский. Его с тех пор стали называть «отцом русской атлетики».

Всеобщее увлечение атлетизмом относится к концу XIX – началу XX вв. Соревнования и выступления с ат­летическими номерами устраивались повсюду: в роскош­ных цирках, пуританских садах «Общества попечительства о народной трезвости», городских театрах, парках, а так­же в многочисленных балаганах, которые колесили по просторам России.

Знаменитый атлет и пропагандист И.В. Лебедев, про­водивший чемпионаты, превращал их в яркие театрали­зованные зрелища, привлекавшие массу зрителей. В них участвовало большое количество спортсменов: Георг Гак-кеншмидт, Георг Лурих, Алекс Аберг (Эстония); Хаджи-Мухан (Казахстан); Коста Майсурадзе, Сали Сулейман (Кавказ); легендарный Иван Шемякин, Николай Вахту-рои, Терентий Корень, «великан» Григорий Кащеев (Рос­сия). Можно перечислять много прекрасных атлетов из других стран: Польши, Германии, Франции. Часто после соревнований устраивался раунд «лучший из лучших» по атлетическому сложению, к которому допускались и про­сто желающие. Специально к этим конкурсам не готови­лись.

30 января 1897 г. открылось первое Петербургское ат­летическое общество по инициативе графа Г.И. Рибопье-ра. Вслед за этим стали появляться атлетические кружки и студии атлетизма в других городах страны. Выходят в свет журналы «Спорт», «Геркулес», «Русский спорт», а так­же на то время самые популярные системы физического развития: «Сила и как сделаться сильным» Сандова.

Атлетизм был популярен в самых разных слоях обще­ства. Атлетизм постепенно стали называть культуризмом, а родоначальником его по праву можно назвать Евгения Сандова, которому в 1911 г. в Англии королем Георгом V было присвоено звание профессора физического разви­тия. На фото, где запечатлены сам король Георг V и Е. Сандов, есть подпись, сделанная самим королем: «Сила и гениальность».

А на выступления русского атлета Александра Засса в Англии приходил посмотреть Уинстон Черчилль.

На заре культуризма (атлетизма) демонстрация силы была самая разная; отрывали камни от земли, гнули ко­черги, ломали подковы, разрывали цепи, поднимали на платформе людей, держали на плечах лошадь. Со време­нем вес силовые трюки перекочевали в цирк, превратив­шись только в зрелище.

До настоящего времени в цирках и на эстрадах можно было видеть знаменитых атлетов В. Дикуля, Г. Иванова, братьев Виннеров.

Их трюки по праву могут быть занесены в книгу рекор­дов Гиннесса.

В конце XIX в. в Америке появился довольно значи­тельный интерес к влиянию физической силы на здоро­вье человека. Сторонники здорового образа жизни, как в Америке, так и в России, боролись за физическое воспи­тание человека. Эталоном для подражания был выбран Евгений Сандов – суперзвезда, атлет, профессиональный силач.

Сандов приобрел в Европе репутацию профессиональ­ного силача. В Америку он приехал в 1890-е гг.; его про­дюсер Флоренц Зигфилд дал ему титул «Сильнейший че­ловек в мире». Е. Сандова от других отличало эстетическое качество его телосложения.

Проводились соревнования, где сравнивались физичес­кие характеристики спортсменов, а потом Е. Сандов вру­чал победителям золотую статуэтку со своим изображени­ем. Сам же пал жертвой собственного ореола мистической мужской силы. Как говорят, его автомобиль съехал с до­роги и он решил одной рукой вытащить машину из кю­вета. В результате умер он от кровоизлияния в мозг. А зо­лотая статуэтка также вручается на самом престижном конкурсе «Мистер Олимпия» в честь Е. Сандова.

В 1920–1930-е гг. стало очевидным, что физическое раз-питие тесно связано со здоровьем человека. Знания о трени­ровках того времени были ограничены, но культуристы мог­ли многому научиться, попросту сравнивая свое телосложение с внешним видом атлета предыдущего поколения.

Однако традиции атлетических конкурсов продолжа­лись.

В 1940-е гг. телосложение культуристов, в противопо­ложность другим видам спорта мышечного развития, было признано как нечто новое и особенное.

Культуризм, бодибилдинг, атлетизм по-прежнему оставались неизвестными видами спорта.

В 1950–1960-е гг. возник новый конкурс – «Мистер Вселенная».

Много времени люди спорят, какой из двух миров бо­дибилдинга лучше: Европа или Америка. Споры ведутся до сих пор. Культуризм, бодибилдинг, атлетизм, атлетическая гимнастика, как ни назови его – это просто система.

Атлеты из разных стран становились чемпионами. Это говорит о популярности нового вида спорта.

В 1970–1980-е гг. появляются суперзвезды А. Шварце­неггер, Ф. Зейн, С. Олива, Р. Уэйн и т. д., которые внесли свою лепту в развитие и пропаганду этого вида спорта, став одними из великих спортсменов мира.

В 1990–2000-е гг. произошел взрывной рост бодибил­динга и фитнесса – не только как соревновательного вида спорта, но и способа физического развития человечества.

Влияние бодибилдинга и фитнесса становится очевид­ным по мере того, как мы видим все больше мускулистых тел на фотопечати, на телевидении, в кино.

Расцвет культуризма происходил параллельно с разви­вающимся новым видом спорта – фитнессом и одновре­менным увеличением интереса к физическому здоровью человека.