Государственный бюджет, его формирование и использщование. Кейнсианская и неоклассическая концепции бюджетной политики государства.

Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Государственный бюджет делится на доходные статьи и расходные.

К доходам государства относятся:

1. налоги

2. доходы от приватизации

3. доходы от госпредприятий

4. доходы от внешнеэкономической деятельности

К расходным статьям относятся:

1. содержание государственного аппарата

2. содержание силовых структур

3. государственные закупки

4. выплаты зарплат, стипендий, пособий.

 

К вариантам исполнения бюджета относится:

1. Д = Р —баланс

2. Д > Р — профицит

3. Д < Р — дефицит.

Идеальным вариантом исполнения государственного бюджета является тот, когда все доходы государства уходят на развитие экономики и гражданам.

Способы покрытия дефицита государственного бюджета:

1. эмиссия денег

2. займы внешние и внутренние

3. выпуск государственных ценных бумаг

4. продажа государственной собственности.

 

На фоне кризиса 1929 – 33 г.г. теория Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государства в общественном воспроизводстве. В частности в кейнсианской теории значению государственных финансов отводилось одно из важнейших мест в теории и практике регулирования экономики. Главная идея Кейнса и новизна его работ состоят в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой, и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Кейнсианская теория государственных финансов отвергла догмат сбалансированного бюджета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики. Так, в условиях кризиса или депр6ессии государство должно сокращать налоги и увеличить расходы гоударственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и увеличивая государственный долг, и таким образом, увиливая дополнительный спрос в экономике. Кейнс считал, что увеличение государственных расходов предпочтительнее осуществлять за счет кредитного финансирования. Это форма государственного вмешательства предполагает рост задолженности, таким образом госдолг стал неотъемлемой частью государственной экономической политики.

Экономический кризис в США 1979 – 81 г.г. стал не просто очередным циклическим кризисом, причесм самым продолжительным в последнее время, но и кризисом кейнсианской модели государственного регулирования. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель государственного регулирования. Теоретической основой этой модели послужили монетаризм, теории экономики предложения и рациональных ожиданий. Фридмен и его сподвижники кейнсианским неденежным факторам противопоставили именно денежные, предприняв попытку возродить значение денег, денежной массы и денежного обращения в экономических процессах.