АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Атлетическая гимнастика, как один из видов общеразвивающей гимнастики, приобретает с каждым годом все большую популяр­ность в нашей стране среди подростков, юношей и молодых муж­чин.

Эта популярность и увлечение атлетической гимнастикой объяс­няются тем, что направлена она на гармоничное развитие мышц всего тела, на формирование правильной и красивой осанки, на развитие силы, гибкости, ловкости.

Каждый подросток, юноша и молодой человек хочет быть силь­ным, ловким и красивым. Это желание естественно. Стать сильным и ловким можно путем систематических занятий спортом. Однако не каждый может заниматься избранным видом спорта в секциях и школах, в то время как атлетической гимнастикой могут занимать­ся все желающие.

В занятиях атлетической гимнастикой широко используются об-


 



ет


щеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (пал­ки, булавы, гантели, набивные мячи, скакалки, резиновые бинты или амортизаторы, гири, штанга), упражнения на различных гимнасти­ческих снарядах (стенка, канат, лестница, брусья, перекладина, кольца). Кроме общеразвивающих, в занятиях атлетической гим­настикой применяются упражнения в беге, прыжках (в высоту, длину, с подвесных площадок, на возвышение, через препятствия), лазанье и перелезании, метании и ловле (набивных мячей, легкоат­летических ядер, гирь), равновесии, переноске груза.

Занятия атлетической гимнастикой проводятся в группах по 2—3 раза в неделю, а также индивидуально дома (ежедневно). Групповые занятия атлетической гимнастикой проводятся в форме урока продолжительностью 60—90 мин. Руководит ими опытный преподаватель. Они проводятся по специально составленному пла­ну-конспекту и установленному расписанию. Заниматься индивиду­ально следует ежедневно по 20—40 мин. после работы или учебы, в одно и то же время, через 1,5—2 часа после приема пищи.

В индивидуальных занятиях выполняют два или три комплекса. Первый комплекс, напоминающий по содержанию комплекс гигие­нической гимнастики, является как бы подготовительной частью к занятиям и составляется с учетом индивидуальных особенностей занимающегося. Второй и третий комплексы составляются из уп­ражнений ДЛЯ раЗВИТИЯ СИЛЫ, ГИбкОСТИ И ЛОВКОСТИ. ПрИ ИХ ИСПОЛь

нении используются различные предметы, простейшие устройства и мебель. Третий комплекс является как бы продолжением второго, но все упражнения выполняются с большой интенсивностью. Рекомен­дуется он лицам, прошедшим предварительную подготовку и регу­лярно занимающимся атлетической гимнастикой не менее года.

В занятиях атлетической гимнастикой важно с увеличением си­лы мышц увеличивать их массу, так как приобретенная сила сохра­няется дольше в тех случаях, если ее рост сопровождается ростом мышечной массы. Для этого необходимо применять достаточно большие, но непредельные отягощения, с которыми можно выпол­нять упражнения не более 10 раз подряд (по 3—4 сек. каждое). Лишь в этом случае сила раздражения, а следовательно, актив­ность мышечных клеток будет достаточной для распада белков в мышцах, что позволит в период восстановления достигать повышен­ного образования белка в мышцах.

При небольших напряжениях мышц сила раздражения невели­ка, а следовательно, и фаза экзальтации проявляется в малой сте­пени. Очевидно, занятия с малыми нагрузками, с незначительными мышечными усилиями не могут быть эффективны для развития фи­зических качеств. Следует также учитывать, что интенсивность двигательной деятельности (величину и интенсивность нагрузки) надо повышать постепенно. Чрезмерная нагрузка и переутомление без соответствующей подготовки могут принести вред.

В занятия атлетической гимнастикой вначале необходимо вклю­чать нетрудные упражнения, развивающие все мышечные группы, а по мере их освоения переходить к трудным. Правила подбора уп-


ражнений в комплексы и их чередование аналогичны тем, которые описаны в разделе «Гигиеническая гимнастика».

Занимаясь атлетической гимнастикой, необходимо соблюдать следующие правила:

1) следить за здоровьем, регулярно (2 раза в год) проходить медицинское обследование и консультироваться с врачом о режи­ме двигательной деятельности и нагрузках, которые применяются на отдельных занятиях;

2) следить за физическим развитием и вести учет основных по­казателей физического развития: жизненной емкости легких, мак­симального и минимального кровяного давления (в покое), роста и веса тела, силы рук, туловища (спины и брюшного пресса), ног, окружности груди, плеча, бедра, голени; . .

3) соблюдать гигиенические требования (режим дня, время за­нятий, самоконтроль) и вести учет основных показателей (самочув­ствие, пульс, настроение, сон, аппетит, работоспособность);

4) следить за осанкой;

5) научиться составлять комплексы упражнений с учетом своих
особенностей, чередовать правильно упражнения и паузы между

ними;

6) следить за литературой по атлетической гимнастике.