Ограничения в отношении круга маркируемых товаров

Право на товарный знак предоставляется только в отношении определенных товаров, указанных в заявке на регистрацию. Однако право запрещать использование знака распространяется на применение тождественного или схожего до уровня смешения знака в отношении однородных товаров и услуг. Как уже отмечалось, товары и услуги считаются однородными, если покупатель может связывать их с одним источником происхождения, то есть относить их к одному производителю. Закон считает допустимым использование тождественных и схожих знаков разными лицами для товаров и услуг, не являющихся однородными (например, для компьютерных программ и головных уборов).

Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», ст. 3, п. 2

Обязанности владельца товарного знака

Обязанностью владельца товарного знака является его практическое использование, под которым в соответствии с законом подразумевается не только его применение вместе с товаром или в рекламе, но и предоставление лицензии на него третьим лицам. При этом не имеет значения объем использования, то есть достаточно хотя бы один раз прорекламировать товар с таким знаком либо подписать хотя бы одно лицензионное соглашение, чтобы знак считался использованным.

Неиспользование знака может привести к прекращению действия его регистрации. Если в течение пяти лет знак не применялся, то любое лицо может ходатайствовать о прекращении действия его регистрации. Согласно закону лицо, заинтересованное в досрочном прекращении действия регистрации знака, должно подать соответствующее заявление в Патентное ведомство. Решение по этому заявлению принимает Высшая патентная палата. Достаточно трудно добиться прекращения действия регистрации знака на данном основании: трудно доказать сам факт неиспользования, тем более что при решении такого вопроса могут быть приняты во внимание предоставленные владельцем знака доказательства неиспользования знака по не зависящим от него обстоятельствам.

Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», ст. 22