ИГРА «УМ»

Вводная беседа: Кто считает себя умным? Может ли быть умным двоечник? Может ли отличник быть не умным? Если попытаться представить себе ум в виде геометрической фигуры – какая это фигура? Что означает высказывание Гераклита «Многознание уму не научает?»

 

Тур 1. «Что может ум?»

Отборочный конкурс – вспомнить как можно больше поговорок, пословиц, крылатых выражений со словом «ум» и однокоренными словами.

Всем участникам раздаются карточки с цитатами из философских сочинений древнегреческих авторов. Задание: придумать и разыграть урок на тему «Что может ум?», где учителем является Фалес, а учеником – Анаксагор, представив весь зал древнегреческой философской школой, используя полученные цитаты.

1. «Быстрее всего ум, ибо он обегает все». Фалес.

Анаксагор, отважный герой, – Умом его звали,

Ибо учил он, что Ум, от спячки внезапно проснувшись,

Все воедино связал, что прежде в смешении было.

(Учение Анаксагора в изложении Тимона)

 

2. «Быстрее всего ум, ибо он обегает все». Фалес.

«Все вещи содержат долю всего, Ум же есть нечто неограниченное и самовластное и не смешан ни с одной другой вещью, но – единственный – сам по себе». Анаксагор

3. «Быстрее всего ум, ибо он обегает все». Фалес.

«Как только Ум начал двигать, из всего движимого стало происходить выделение, и все, что Ум привел в движение, разделилось» Анаксагор

4. «Быстрее всего ум, ибо он обегает все». Фалес.

«…всеми существами, обладающими душой, как большими, так и меньшими правит ум.» Анаксагор

Врем на подготовку – 10 мнут. Высший балл – 10 флясиков.

Во время подготовки Игра со зрителями. На стенде два листа ватмана, на которых изображено устье реки, его предлагается трактовать как Ум, необходимо продолжить рисунок поэтапно, определяя, что же вытекает из Ума.

Вызываются два художника, все остальные рисуют образ реки словесно.

Беседа вторая: Если представить себе ум воином – с кем бы он стал сражаться? Почему?

Тур 2. «Ум и глупость».

Отборочный конкурсназвать как можно больше антонимов к слову ум.

Участникам раздаются карточки с цитатой из сочинений философов Задание: Подготовить и провести экскурсию по музею Ума и Глупости, используя данную мысль, а в качестве экспонатов – любые предметы, картины, людей и т.п. находящиеся в зале.

1. «Ум мой был далеко, я не видел. Ум мой был далеко и я не слышал» - так говорят, лишь умом смотрят, умом видят… Поэтому даже тот, кого коснуться сзади, узнает это умом» Упанишады.

2. «…одни работают умом, другие используют в работе силу своих мышц. Те, кто напрягает свои умственные силы, управляют другими людьми, те, кто использует в работе силу своих мышц, управляемы другими людьми. Управляемые содержат тех, кто управляет; те, кто управляют, получают средства от тех, кто управляем. Это всеобщий принцип Поднебесной». Мэн-цзы

3. «Гадание на черепашьи панцирях, демоны и духи не могут обеспечить победы; положение и направление созвездий не может решить исхода боя. Тем не менее, люди полагаются на них – это верх глупости». Хай Фэй Цзи.

4. «Необходимо, чтобы вся природа… имела в себе некое управляющее начало: в человеке – это ум, в животных - нечто подобное уму, откуда возникают оподленные влечения» Цицерон.

Во время подготовки ведущий просит всех присутствующих изобразить «Ум» или «Глупость».

Третья беседаум – это благо или зло?