Тур 3. «Жизнь Вселенной»
Отборочный конкурс: дать как можно больше определений слову «Земля» (например, Земля – это планета, небесное тело, место обитания людей и т.п.)
Участники получают карточки с отрывками из философских текстов. Задание – изобразить на бумаге их содержание в любой форме, графической, художественной, символической и т.п. и пояснить свой рисунок.
Тексты:
1). «Солнце, Луна и все звезды суть горящие камни, охваченные круговоротом эфира» (Анаксагор)
2). «Небо представляется нам в виде чаши, опрокинутой вверх дном, поэтому и кажется, что когда солнце восходит и заходит, оно будто выходит из земли и заходит в землю» (Ван Чун).
3). «Огонь живет смертью Земли, воздух живет смертью огня, огонь живет смертью воздуха, а земля – смертью воды» (Гераклит).
4). «Земля будучи плоской парит в воздухе и точно так же как Солнце, Луна и другие небесные тела, благодаря плоской форме держится в воздухе» (Анаксимен).
Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков
Во время подготовки, ведущий продолжает беседу с залом об основах мироздания, просит их нарисовать словесный портрет Вселенной. Из зала выбираются два художника, которые воплощают этот портрет на бумаге (лили доске), у всех на глазах, для чего на специальном стенде должны быть подготовлены листы, или может использоваться классная доска.
Аукцион идей, предложенное для определения понятие – «Вселенная».
Магазин
***
ИГРА «Человек»или «Познай самого себя»
Вводная беседа: «Человек – это животное?» (Почему да или нет?), что означает выражение «настоящий человек»?», «Что значит, быть человеком?» и др.
Тур 1.«Что такое «человек»?
Отборочный конкурс: Назвать как можно больше пословиц, поговорок со словом «человек», «люди».
Участники получают карточки с отрывками из философских текстов, в которых пропущены слова. Задание – восстановить по смыслу пропущенные слова и объяснить, почему именно это слово (или слова) они сочли нужным вставить.
Тексты:
1). Человек – это существо _______, двуногое, с плоскими ________, восприимчивое к знанию, основанному на ________». (Платон)
2). «… человек по своей природе существо ____; кто живет в силу своей природы, а не вследствие _______ обстоятельств, вне государства, тот или ____, или существо недоразвитое». (Аристотель)
3). «… человек – это некое странное животное, состоящее их двух чрезвычайно разных частей: _______, как бы некоего божества, и ______, вроде бессловесной скотины». (Эразм Ротердамский).
4). «Человеческое тело – это самостоятельно заводящаяся _________, живое олицетворение беспрерывного ________…, все способности души настолько зависят от устройства ________ и всего тела, что человека можно считать весьма просвещенной машиной». (Ламетри)
Полные фразы:
1). «Человек – это существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждении». (Платон)
2). «… человек по своей природе существо политическое; кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или бог, или существо недоразвитое». (Аристотель)
3). «… человек – это некое странное животное, состоящее их двух чрезвычайно разных частей: души, как бы некоего божества, и тела, вроде бессловесной скотины». (Эразм Ротердамский).
4). «Человеческое тело – это самостоятельно заводящаяся машина, живое олицетворение беспрерывного движения…, все способности души настолько зависят от устройства мозга и всего тела, что человека можно считать весьма просвещенной машиной». (Ламетри)
В помощь игрокам дается набор слов, среди которых есть нужные и не нужные, с тем, чтобы облегчить поиск нужных слов.
Время на подготовку – 5, высший балл – 7 флясиков
Во время подготовки ведущий играет со зрителями в игру «Кукла». Он показывает куклу, с вопросом: «Человек ли это?», далее просит найти аргументы в пользу того, что кукла – не человек, равно как и в доказательство того, что она – человек.
Тур. 2.«Происхождение человека»
Отборочный конкурс: перечислить свойства и качества, которые могут принадлежать только человеку.
Участники получают карточки с 4-мя отрывками из философских текстов, по-разному описывающих происхождение человека, карточки у всех одинаковые Задание – выбрать ту точку зрения, которая кажется им более близкой и обосновать свой выбор.
Тексты:
1). "Человек образован из чувства и разума, связанных посредством рассудка, служащего для них посредником" (Николай Кузанский).
2). "И сотворил Бог человека по образу и подобию своему, по образу Божию сотворил его мужчину и женщину, сотворил их... и сказал Бог им: Плодитесь и размножайтесь, населяйте Землю и обладайте ею". (Библия. Бытие).
3. "Всем законам предшествуют законы природы, названные так потому, что они вытекают единственно из устройства нашего естества. Чтобы основательно познакомиться с ними, надо рассмотреть человека во время, предшествующее образованию общества, закон, по которым жил он в этом состоянии, и будут законы природы". (Ж.-Ж. Руссо),
4. "Тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий ПУРУША. Он закрыл собою всю Землю. Боги, совершая жертвоприношение, принесли ПУРУШУ в жертву... Брахманом стали уста, руки кшатрием, его бедра - вайшьей, из ног возник шудра". (Веды. Священные книги. Др. Индия). Примечание: индийское общество всегда строго делилось на касты: брахманы - высшая каста, жрецы, священники; кшатрии - воины, управители; вайшьи ремесленники, земледельцы; шудры - низшая каста, чернорабочие, бродяги.
Время на подготовку – 5 минут, высший балл- 6 флясиков.
Во время подготовки ведущий беседует с залом на тему «Что ждет человека через тысячу лет?». Вопросы: Каким будет человек? Чем он будет отличаться от нынешних людей? Сможет ли он понять наших современников? Далее просит всех присутствующих в зале нарисовать словесный образ человека будущего, а двух добровольцев воплотить его в рисунке (на доске или стенде)
Тур 3. «Братья по разуму»
Отборочный конкурс – назвать как можно больше имен писателей-фантастов.
Участники получают карточки с текстами их литературных произведений с описанием разумных существ, не являющихся людьми. Задание – представив себя этими существами, с их позиций описать «впервые» увиденный ими на планете Земля мир людей, придумать и разыграть сценку их встречи с человеком.
Тексты:
1). "Агент Дзок, скрючившись в ярде от меня, держал на холеных коленях сумку. Из-под не очень свежих белых манжет виднелись короткие и толстые, покрытые рыжеватой шерстью руки. Дзок моргал своими желтоватыми, глубоко посаженными глазками, обнажив ровные зубы. - Вы, кажется, испуганы немного, - с недоумением произнес Дзок, - Вы вероятно никогда не встречались с представителями моей расы гуманоидов?.. Дзок показался мне вполне миролюбивым созданием, но уж очень он волосат, но он больше походил на мартышку, чем на гориллу", (Кэйт Лаумер. "Обратная сторона времени")..
2). «…сначала мне показалось, что перед нами стоит неуклюжее четвероногое с опущенной головой, но потом я разглядел, что это была тщедушная фигурка селенита на коротких, тонких ножках, с головой, вдавленной между плечами. Селенит сделал три шага вперед. Ходил он, ставя одну ногу перед другой, по-птичьи. Казалось, что у него какая-то страшная маска, не поддающаяся описанию, без носа, с двумя выпуклыми глазами по бокам, сначала я принял их за уши, которых вообще не было. Рот был искривлен, как у человека в припадке ярости" (Герберт Уэллс. "Первые люди на Земле").
3). "На значительном расстоянии и при слабом освещении сначала показалось, что внизу на лошади сидит человек. Но в крупном плане он увидел нечто другое. Это была лошадь или во всяком случае что-то похожее на лошадь, но там, где у нее полагалось быть шее и голове, возвышался человеческий торс. Торс принадлежал мужчине среднего возраста, который, уперев руки в бока:, неотрывно смотрел ввысь. Длинные волосы трепал ветер в глазах светился затаенный разум". (Сам Люндваль. «Мир Алисы» ).
4 «Хоккинс, Бойль и Фенет расположились на влажном полу и разглядывали сквозь толстое стекло тюремщиков –диковинных тварей - а те, в свою очередь глазели на них. - Если бы они были гуманоидами! - сокрушался Бойль. - Если бы наши тела были похожи! Можно было бы попытаться убедить их, ч то мы тоже разумные существа. - Да, форма тела у нас разная, - констатировал Хоккинс. – Ну а мы на их месте смогли бы поверить, что три пивных бочонка о шести ногах – братья по разуму». (Бертран Чендлер. «Клетка»).
Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков
В время подготовки ведущий играет со зрителями в игру «в прогноз». Зал делится на две команды: одни должны перечислить все плохое, что инопланетяне могут увидеть в людях, другие – все хорошее. Высказывания записываются, в конце подводится итого -– чего же больше, по мнению присутствующих в человеке – плохого или хорошего?
Аукцион идей. Понятие для определения «ЧЕЛОВЕК».
Магазин
***