XIII. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность физических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта, то, что мы не осознаём. Гипотезу о бессознатель­ном высказывает Лейбниц, развивает Бергсон и делает особым учением Ф.Фрейд. По Фрейду психика человека состоит из трех слоев: бессознательное, подсознание и сознание. Бессознательное – смысловое содержание всех эмоций и переживаний, основа интуиции. По Юнгу, бессознательное это то, что является источником творческой фантазии и чувства ценности. Он вводит понятие «коллективное бессознательное» для обозначения воспоминаний, неосознаваемых индивидом, но существующих в виде импульсов, которое человек наследует от всего человеческого рода. Оно содержит архетипы, общечеловеческие первообразы и идеи, общие для человечества в целом и являющиеся продуктом наследственных структур мозга.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (от ла­т. потенциальный, возможный), не­материальное бытие объективных сущностей либо субъективных образов, противопоставляемое мате­риальному бытию вещей и явлений в пространстве и времени. Виртуальная реальность – вневременна, бесплотна, поэтому данное понятие приблизительно совпадает по значению с поняти­ем идеальной реальности. Виртуальная реальность также может трактоваться как искусственная реали­зация в знаково-графической форме какой-либо мыслительной возможности, которая по тем или иным причинам не может быть осуществлена в ес­тественной реальности; таким образом, она пони­мается как искусственно реализуемая возможность.

ВИТАЛИЗМ(от лат. жизненный) – совокупность идеалистических течений в биологии, согласно которым жизненные явления объясняются действием, якобы присущего в организмах особого нематериального начала – жизненной сила», «души», «энтелехии» и др.). Эта сверхъестественная сила контролирует форму, развитие, а также функ­ционирование организма. Элементы витализма содержаться в учениях Платона и Аристотеля. Витализм утрачивает свою значимость по мере того, как прояснялась химичес­кая и физическая природа все большего количества биологических феноменов.

ВООБРАЖЕНИЕ – способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений, то есть способность представлять отсутству­ющие объекты. Различают репродуктивное воображение, представляющее образ чего-то уже известного нам, и твор­ческоевоображение, делающее человека способным созда­вать произведения искусства, развивать науку и технику.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – философское течение середины XIX в., отождествляя общую материю и сознание, заявляя, что мысль – это вещественное выделение мозга. Его представители: Фогт, Бюхнер, Молешотт.

ИДЕАЛЬНОЕ – это атрибутивное свойство психического отражения. Идеальное – это противоположность материаль­ного. Идеальный образ не содержит в себе ни грамма вещества и не имеет физических характеристик отражаемого предмета, не обладает массой, энергией, не имеет пространственных свойств. Идеальное, по выражению К. Маркса, есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Но идеальное отражение присуще не только человеку, но и животным.

МОЗГ – центральный отдел нервной системы человека и животного, состоящий из нервных тканей – серого и белого вещества. Сознание – это продукт деятельности мозга.

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ(от лат. между субъектами) – струк­тура индивидуального сознания, отвечающая фак­ту существования других индивидов; особая общ­ность между познающими субъектами (условие вза­имодействия и передачи знания одного для другого). Вплоть до XX века гарантией достовернос­ти познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Гуссерль предпринял по­пытку обоснования что Я естественным образом выстраивает в себе Других и складывает общность субъектов (то есть интерсубъективную общность), каждый из ко­торых имеет мир в своем опыте. В интерсубъективности Я фиксирует своеобразие своего опыта в отношении других возможных опытов. Позднее Гуссерль вво­дит понятие «жизненного мира» – духовного об­разования, которое служит основой интерсубъек­тивности. В дальнейшем тема рассматривается в аналитической философии (Рассел, Карнап, Куайн), феноменологии (Сартр, Мерло-Понти) и фе­номенологической социологии (Шюц). Здесь интерсубъективность интерпре­тируется как внутренняя социальность индивиду­ального сознания. Шюц рассматривает интерсубъ­ективность в свете двух правил интерпретации со­циальной жизни – взаимозаменяемости точек зрения Я и Другого и признания схожести интер­претации общих фактов и программ поведения при несущественных различиях (так им обосновывается возможность построения со­циальной теории).

МЫШЛЕНИЕ – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, дающее знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективного мира, это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с обобщением и способами опосредованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи – мозга. Однако мышление связано не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием. Оно имеет общественную природу и по особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по схожим результатам. Оно осуществляется в теснейшей связи с речью, а результаты его фиксируются в языке. Результатом процесса мышления является всегда та или иная мысль. Способность мышления к обобщенному отражению дейст­вительности выражается в способности человека образовывать общие понятия. Основные уровни развития мышления – рассудок и разум.

ОТРАЖЕНИЕ –это фундаментальное свойство всей материи воспроизводить особенности воздействующих объектов в соответствии с характером этого воздействия и природой отражающего предмета. Сущность его заключается в способности любой вещи воспроизводить под воздействием других вещей отпечатки, которые представляют собой изменения структур, всех взаимодействующих вещей. Воздействующий объект как бы оставляет след на более или менее длительный срок в другом объекте. За­висимость отражения от природы отражающей системы тем сильнее, чем выше организа­ция последней. В неживой природе отражение выступает в виде ответной внешней реакции тела, подвергшегося воздействию. В живой природе появляется новая специфическая фор­ма отражения – раздражимость. С появлением нервной системы у животных появляются такие формы психического отражения как ощущения, восприятия, представления. У выс­ших животных появляются такие формы психического отражения как наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, которые формируются на основе представле­ний. Представления занимают промежуточную ступень в процессе перехода от чувствен­ного познания к рациональному. У человека появляется новая форма психического отра­жения – вербально-понятийное мышление, которое формируется на базе языка и состав­ляет фундамент сознания.

ПАМЯТЬ– способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

ПОДСОЗНАНИЕ – пласт психики, не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю и являющийся основной активности личности при решении творческих задач.

РАЗУМ(как диалектическое мышление) категория, выражающая высший уровень мышления, который характеризуется творческим опе­рированием абстракциями и сознательным исследованием их природы в форме саморефлексии. Только на уровне разума мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия и выразить их в логике понятий. Задача разума – выявление закономерностей, коренных причин и дви­жущих сил изучаемых явлений. Логикой разума является диалектика. Процесс развития мышления – переход рассудка в разум, то есть выход за пределы готовой системы знания и выдвижение новых идей. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации.

РАССУДОК(как формальное, статичное мышление) – категория, выражающая исходный уровень мышления, где оперирование абстракциями про­исходит на основе стан­дарта. Способность рассудка – последовательно рассуждать, правильно строить мысли и чётко их клас­сифицировать, систематизировать факты, рассматривая их как не­что устойчивое, неизменное. Рассудок характерен обыденному, повсед­невному, «житейскому» мышлению, здравому смыслу. Логика рассудка является формальная логика. Абсолютизация рассудка неизбежно ве­дет к метафизике.

РЕФЛЕКС – бессознательная и автоматическая реакция нервной системы человека на внешнее раздражение. Различают: спонтанные, естест­венные, безусловные, или врожденные, рефлексы – то есть реф­лексы, присущие организму от рождения, как результат стро­ения его нервной системы; и условные рефлексы, созданные искусственным путем, тем или иным «условием». Основоположник изучения условного рефлекса был Павлов. Рефлекторная ре­акция противоположна продуманной деятельности.

РЕФЛЕКСИЯ(от лат. отражение) – направленность на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требую­щий обращения сознания на себя. Принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии пони­мания рефлексии. Специфичес­кие версии рефлексии были предложены в психо­логии и социологии. В психологии – процесс са­мопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии – не только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он оценивается други­ми индивидами (концепция «отраженного», или «зеркального» Я), способность мысленного вос­приятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии (феноменологическая социо­логия, этнометодология и др.). В этом смысле ре­флексия – процесс зеркального взаимоотраже­ния субъектами друг друга и самих себя в простран­стве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции). При этом «зеркала» (то есть сознания субъектов) могут быть и «кривы­ми», то есть неадекватно и искаженно воспроизво­дящими предмет рефлексии и точку зрения «дру­гого» на этот предмет. В конце XIX и в XX веке знамени­ем времени являются критика и возможные вари­анты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.).

САМОСОЗНАНИЕ – акт непосредственного обраще­ния сознания к самому себе; выделение человеком себя из объективного мира; осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. В процессе самосознания формиру­ется своеобразное смысловое отношение идентифика­ции, оценки, согласия или несогласия с деятельностью сознания. В своей рефлек­сивной деятельности самосознание обнаруживает содержательные предпосылки собственно сознательной деятельности, «внутренне» рассматривает предметное содержание знания, произ­водит его критический анализ, уясняет возможные ме­тодологические формы постижений. Самосознание выступает ус­ловием самопознания личности, раскрывает строение и специфику ее духовного и ценностного мира.

СЕРДЦЕ –библейское понятие, получившее дальнейшее развитие в религиозно-идеалистических учениях П.Д. Юркевича, П.А. Флорен­ского, Б.П. Вышеславцева и И.А. Ильина. В религиозной трактовке сердце – это средоточие душев­ной, духовной и телесной жизни человека. Оно объединяет в себе волю и желания. Свободный поступок и любовь совершаются как сердечные акты. В них сливается в единый поток разнообразие душевных чувств, волнений и страстей: оно радуется, печалит­ся, болит, испытывает смущение и смятение. Сердце одно­временно и центр нравственной жизни, в нем коре­нится любовь к Богу и людям; оно же является источ­ником гнева, злобы ненависти и т.д. Сердце зависит от телесного самочувствования, и, наоборот, сердечная боль может угрожать здоровью и самой жизни чело­века. Сердце объединяет чувственное и рацио­нальное, природное и культурное, мужское и женс­кое, плотское и духовное. Сердце как источник духовной любви делает человека способным к созерцанию, то есть духовному видению, способному углублять наше чувственное зрение в познании сущности вещей. Созерцанию свойственна интенционалъностъ, оно сродни фанта­зии.

СНОВИДЕНИЕ– это психические образы, возникающие в состоянии сна. Наиболее глубоко разработал теорию сновидений З. Фрейд, рассматривая сон как реализацию нашего желания. Но эта идея возникла задолго до Фрейда. Мы находим ее уже в тибетских и буддистских текстах ив сочинениях Отцов церкви. Однако за сновидением признают также и другую функцию. Адлер (1870-1937) ана­лизирует его как способ формирования бу­дущего поведения. Для ума сон – это способ уменьшить давление, связать меж собой все те соблазны и проблемы, о которых мы думали накануне и предложить вариант отве­та. Эта функция сна соответствует следующей максиме: утро вечера мудренее. Следовательно, сон – это что-то вро­де предвосхищения или генеральной репетиции ответа на ситуацию. Сновидение тогда оказывается необходимым фак­тором психической уравновешенности. Сновидение – это не только хранитель сна, но и психичес­кий процесс, благодаря которому человек может сохранять свое психо-аффективное равновесие. Смысл сна – это не просто некое рациональное знание, это также и смысл необходимой для здоровья психофизиологической функции. Он предстает как своеобразная подпорка для соз­нания или разума, необходимая человеку, который, как су­щество из плоти и крови, в течение дня испытывает мил­лионы ощущений и постоянно нуждается в регулятивных механизмах для восстановления равновесия.

СОЗНАНИЕ –однаиз основныхкатегорий онтологии. Существует несколько основных подходов к решению проблемы сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм и диалектический материализм. Физикализм как крайне материалистический подход утверждает, что сознание как самостоятельная субстанция не существует. Оно является порождением материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Его ответвлениями являются «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт), отождествляющая духовные и телесные процессы; теория «элиминации» (Ф. Фейерабенд), доказывающая, что понятия дух и духовность – устаревший и ненаучный предрассудок, теория «вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер, Молешот), утверждающая, что мозг выделяет мысль как печень – желчь. Солипизм пытается доказать, что сознание индивида – единственная достоверная реальность, материальный мир – его порождение (Беркли, Юм, Фихте). Объективный идеализм признаёт наличие, как сознания, так и материи, но рассматривает сознание как первичную мировую творческую силу, а сознание индивида как часть мирового сознания. Диалектический материализм считает сознание высшим уро­внем психической активности человека, специфический спо­соб его взаимоотношения с реальностью, присущая человеку способность создания самодос­товерного бытия, в смысловых связях которого происходит понимание действительности. Согласно К. Марксу сознание есть «общественный продукт». В генетическом от­ношении «мышление» является более широким понятием, чем «сознание». Сознание – это высшая форма мышления, включающая в свое содержание эмоции и волю. Сознание – это свойства функционирующего мозга, заключающееся в чувственно-рациональном, эмоционольно-волевом отражении действительности, в разумном регулировании чувств и поведения человека. Сознание не имеет своего собственного содержания, а, следовательно, и своего собст­венного самостоятельного бытия. Оно не существует наряду с материей, а является ее свойством. Смысловые образования сознания идеальны и не выводимы из психики, несмотря на то, что оно посредством акта восприятия относится к реальному предмету. Соз­нание тесно связано с процессами деятельности и общения человека. В онтологическом отношении сознание материально, как и любое другое свой­ство материи. Но сознание – особое свойство, оно способно отражать мир. При помощи созна­ния человек выделяет себя из окружающей среды и, вос­создавая ее в форме психических образов, регулирует свое поведение и поступки, отдает себе отчет в том, что происхо­дит в его внутреннем и окружающем внешнем мире. Абсолютная противоположность материи и сознания имеет смысл лишь в гносеологическом отношении, когда сознание рассматрива­ется как отражение, образ, материальных объектов. Как свойство материи сознание – материально, как образ – оно идеально. Сознание являетсяединствам материального и идеального. Сознание является продуктом исторического развития материи, функцией и свойством коры больших полушарий человека.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ– в учении Фрейда одна из трех систем человеческой психики (бессознательное — предсознательное – сознательное), то есть то, что осознается субъ­ектом в каждый данный момент времени. По Фрейду, сознательное – это способность воспринимать раздражения, приходящих к нам из внешнего мира и чувства удовольствия и неудовольствия, которые формируются внутри нашего психиче­ского аппарата. По мнению Фрейда, боль­шинство сознательных процессов сознательны только короткое время», и процесс возбуждения не оставляет в сознательном длительного измене­ния его элементов. Таким образом, классический психоанализ не считает сознательное сущностью психического.

ЧУВСТВА – осознанное переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

ЭМОЦИЯ – субъективная неосознанная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей.

ЯЗЫК – знаковая система хранения и передачи информации, выполняющая сознательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности. Сознание существует для другого через язык, в нем оно находит свое материальное вы­ражение. Мышление и язык тесно связаны друг с другом, но они не тождественны. Мысль есть отражение действительности, а язык есть способ выражения, закрепления и передачи этого отражения. Язык – это знаковая система, способная передавал» информацию и быть способом выражения и закрепления мысли. Язык выполняет две основные функ­ции: быть средством познавательной деятельности (когнитивная) и служить средством об­щения (коммуникативная). Язык является специфически социальным явлением. Различают естественные и искусственные языки. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления.