IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

АВЕРРОИЗМ – направление западной средневековой философии, восходящее к воззрениям арабского философа Ибн-Рушда (в лат. традиции Аверроэс), которые являются переработкой учения Аристотеля, отрицающего бессмертие ин­дивидуальной души и считающего, что человеческому роду присущ единый, всеобщий, объективный разум, привходящий в индивидуальную душу извне. АНТРОПОДИЦЕЯ(от греч. человек и справедливость) – оправдание человека как носителя сущности, заложенной Богом во время творения (он замыслен по образу и по­добию Бога). И хотя человек греховен, в своей ис­тории, по Августину Блаженному, он движется от эгоистической любви к себе («град земной») к бескорыстной любви к Богу («град Божий»), что составляет основу христианского оптимизма.

АПОЛОГЕТИКА (от греч. «защищающий») – начальный этап в развитии средневековой философии конца II – начала III вв., представители которого пытались доказать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы и живой опыт обращения к единому Богу выше отвлечённой эллинской мудрости, используя приёмы обоснования и доказательства, выработанные античной философией. Апологеты принадлежали к ещё гонимой церкви. Наиболее выдающимися были Юстиниан, Татиан, Климентий Алексан-дрийский, Тертуллиан, Ориген.

БРИТВА ОККАМА – ряд логических процедур У. Оккама, смысл которых выра­жен в двух его формулировках: «То, что можно объяс­нить посредством меньшего, не следует выражать по­средством большего» и «Без необходимости не следу­ет утверждать многое». Из этих двух высказываний современники Оккама вывели третье, которое сам Оккам не употреблял: «Сущности не следует умножать без необходимости». Это означало намерение Философа отсечь все воображаемые, сверхчувственные, мис­тические представления от физических проблем, которые в средние века входили в проблематику филосо­фии; отсюда выражение «бритва», с помощью которой Оккам как бы отсекает философию от теологии.

ВЕРА И РАЗУМ – проблема, зародившаяся в средние века, выраженная в формуле: способствует ли разум поиску спасительной истины или, наоборот, отвлека­ет от него. На этот вопрос существовало два ответа. Во-первых, отказ от рациональ­ного познания: время жизни человека кратко и должно быть посвящено вере, ведущей к спасению. Во-вторых, признание способности разума наряду с верой участвовать в поиске спасительной исти­ны (гармония веры и разума): благо как дар Бога в результате грехопадения человека его разум ослабел, а вера призвана направлять и исправлять его. Истины веры и разума не могут противоречить друг дру­гу (Ф. Аквинский).

ГНОСТИЦИЗМ («познающий») – религиозно-философское течение периода поздней античности (I в.), возникшее в восточной части Римской империи и ставшее главным соперником христианства. Различают христианский и языческий гностицизма. Особой чертой гностицизма является дуализм. Борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальный характер и космическое значение. Они предстают в виде борьбы материи – зла с духом – носителем света и добра. Гностики отмечают, что греховность – это не вина человека, ибо его душа является полем боя добра и зла. Человек только наблюдает и познает смысл этой борьбы. Познание бога совершается только в состоянии экстаза. Гностицизм ограничивал божественное всемогущество, поэтому к концу II в. официальная церковь начинает вести с ним борьбу.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ – синоним филосо­фии у Фомы Аквинского, Уильяма Оккама и других схо­ластов, как знанию, получаемому в противоположность божественному откровению (знание основ теологии), которое Бог может мгновенно передать человеку, в то время как «естественное знание» требует длительного обучения.

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИСТИНЫ – термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и богословия, направленное на высвобождение науки от пут религии. Наиболее законченный вид эта теория при­обрела в философии Уильяма Оккама. Сущность Бога не может быть познана естественным путем, так как эта истина дается только в откровении. Оккам задает вопрос: «Можно ли одну и ту же по виду и числу теологичес­кую истину доказать в теологии и естественном зна­нии?» и отвечает: 1) «Нет: ибо одна и та же истина не может быть получена в разных родах зна­ния»; но 2) «если одна и та же истина не может быть доказана в естественном зна­нии и теологии, философия бесполезна для теологии». Эти рассуждения доказывали возможность существования философии вне теологии и возвращала ее к аристотелевскому содержанию.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА – основа учения Фомы Аквинского. 1. Доказательство от движения. Всякое движение нуждается в толчке. Следовательно, должен существовать «первотолчок», неподвижный «перводвигатель», приводящий в движение мир в целом. Им может быть только Бог. 2. Доказательство от причины. В мире реализуются цепи причин и следствий. Следо­вательно, должна существовать первопричина – Бог. 3. Доказательство от необходимости. Любые явления материального мира случайны и конечны, а значит, не могли возникнуть сами по себе. Следовательно, существует то, что создает их и придает всему происходящему необходимый характер. Это и есть Бог. 4. Доказательство от совершенства. Все существующее может быть представлено как «лестница совершенств». Она не может быть бесконечной, следовательно, должно существовать абсолютное совершенство – Бог. 5. Доказательство от целесообразности. Все в мире упорядочено, гармонично, взаимно увязано. Следовательно, существует Бог как разумное существо, устанавливающее цель для всех протекающих в мире процессов.

ЕРЕСЬ («особое вероучение») – отклонение от официального вероучения в какой-либо религии, оппозиционное или враждебное ему. Первые христианские ереси – иудейское христианство, гностицизм – возникли во II – III вв. Они часто служили религиозной оболочкой социального протеста.

КАТОЛИЦИЗМ – разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америке. Догматические особенности католицизма: признание происхождения святого духа не только от бога-от­ца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы как наместнике Христа и др. Культовые и канонические отличия католицизма от православия: безбрачие духовенства (целибат), особо развитый маринизм (культ богородицы) и т.д. Центром католицизма является Ватикан. Официаль­ной философией его провозглашен неотомизм.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ(от лат. система, фор­мулировка) – направление в ср.-вековой схоласти­ке, основанное Петром Абеляром, который утверждал, что универсалии, общие понятия существуют не в умах, а в вещах. Абсурдно утверждать, что реально суще­ствует человечность а людей нет, божественность, а Бога нет. Но универсалиям нельзя приписывать ста­тус вещей. Универсалии указывают на свойства вещей. В отличие от номинализма утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает их выражение словом, но, как и номинализм, в споре об универсалиях утвер­ждающее, что общие понятия самостоятельно не существуют. Универсалия – это образ, это концепт.

КРЕАЦИОНИЗМ («творение, создание») – идеалистическое учение, в основе которого, согласно христианскому догмату, лежит сотворение мира богом «из ничего» актом своей воли и благодаря своему могуществу.

МАНИХЕЙСТВО – еретическое учение, близкое к гностицизму. Основателем его считают персидского мыслителя Мани (лат. Манихеус). Утверждает, что су­ществует два начала мира – свет (божественное) и тьма (дьявольское), между которыми идет постоянная борьба. Причем человеческая душа также дуалистична: одна ее часть произошла из света, а другая – из тьмы. Поэтому человека мож­но спасти только путем строжайшего аскетизма (запрет употребления мяса, сексуальных удовольствий, физического труда и т.д.), ибо тогда дух побежда­ет материю. Манихейство отрицало Ветхий Завет, проповедовало идею личного искупления, в отличие от христианства выдвигало учение о двух царствах.

МИСТИКА («таинственный») – религиозно-идеалистический взгляд на действительность на основе веры в сверхъестественные силы и признания потустороннего мира, а также возможность их постижения и общения с ним.

МОНОТЕИЗМ – единобожие, религиозное учение о едином боге.

НЕОПЛАТОНИЗМ – мистико-идеалистическая философия эпохи упадка Римской им­перии и средневековья, основанная на учении о мистической эманации (излучение, истечение) материального мира из духовного первоначала. Человек – это соединение божественного с мертвым и косным телом посредством души. Отсюда, цель и смысл жизни – освобождение ума и духа от оков материи (тела) и их слияние с единым великим Умом. Источником всяческого зла является те­лесное и материальное, а источником блага – возвышенное умопостигаемое знание и философия.

НОМИНАЛИЗМ(от лат.имя, название) – на­правление средневековой схоластики, высказывающее­ся о природе универсалий: общие понятия (или универсалии) – это только обозначения, имена, знаки вещей и их свойств и вне мышления ничего выражать не могут. Реально существуют в объективной действительности только единичные вещи. Уильям Оккам утверждал, что общее существует после вещей, то есть в умах людей, универсалии не существуют само­стоятельно даже в Боге. Так называемые идеи (эйдосы) – не что иное как вещи, созданные Богом. Сам же Бог не нуждается в универсалиях (идеях). «Он Сам знает то, что творит».

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА – учение Ансельма Кентерберийского, утверждающее, что источником идей, наиболее значимых в нашем сознании является сам творец. Наличие идеи Бога в мышлении – доказательство объективного существования Бога, ибо основания сознания совпадают с основаниями бытия.

ОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ (от греч. правиль­ное мнение) — в теологии «правильная» доктрина, разделяемая большинством отцов цер­кви. Разделение христианской церкви на две ветви (правоверной и православной) было связано с разной трактовкой христианской ортодоксии. Но и католическая и православная церковь называют себя ортодоксальной в противовес многочисленным христианским сектам.

ОТКРОВЕНИЕ – это способ получения знаний о Боге в патристике и схоластике, противопоставленный ес­тественному знанию: оно дарует­ся человеку Богом за определенные заслуги и, прежде всего, за веру. Откровение выше и совершеннее есте­ственного знания.

ПАТРИСТИКА(от греч. отец) – совокупность философских учений христианских мыслителей II-ХIII вв. («отцов церкви»), принадлежность к которым определялась свя­тостью жизни, ортодоксальностью учения и призна­нием Церковью, главной целью которых была защита и теоретическое обоснование христианской религии. Патристику де­лят на греческую (восточную: Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова, которые сформулировали основные догматы христианства о троице, боговоплощении и спасении), и латинскую (западную, к которой принадлежал Аврелий Августин, который сформулировал сущность теодицеи и антроподицеи и идею морального прогресса, которая легла в основу мировоззрение людей западноевропейской ци­вилизации). В патристике выделяют три периода: апологетика (II-III вв.), классическая патристика (IV-V вв.) и заключительный её этап (VI-VIII вв).

ПРАВОСЛАВИЕ – разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Восточной Европы. Ближнего Востока и на Балканах. Выделилось в самостоятельное направление в XI в. Догматические отличия православия: при­знание происхождение святого духа только от бога-отца, неизменность церковных догматов, отрицание чистилища и др. Культовые и канонические отличия: покло­нение иконам, обязательность брака для белого духовенства, особая (византийская) система церковного песнопения и т.д. Православие не имеет единого центра. Оно состоит их 14 самостоятельных православных церквей.

РЕАЛИЗМ (СРЕДНЕВЕКОВЫЙ) – направление в средневековой схоластике, утверждающее, что общие понятия имеют реальное существование в объективной действи­тельности и предшествуют существованию единичных вещей. Восходит к Платону. Каждому понятию ума соответствует отдельная вещь, существу­ющая вне ума. Этой точки зрения придерживались Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский. Кон­цептуализм (Абеляр) и номинализм (Росцелин, Оккам) критиковали идеи реализма.

САКРАЛИЗАЦИЯ(священное) – наделение предмета, явления священным содержанием (в религиозном понимании) в противоположность светскому, мирскому. Симво­лом ее выступает «освящение», т.е. церемония, в результате которой обыденная мирская процедура приобретает божественный смысл.

СВОБОДА ВОЛИ – божественный дар человеку, который проявляется в свободе выбора между добром и злом, после чего следует ответственность за выбор, что декларируется в Новом Завете, а затем утверждается в патристике и схоластике: человеческий ум дает воз­можность выбора, но выбирает – его воля.

СХОЛАСТИКА(от греч. школа) – средневе­ковая философия, истолковывающая смысл и содержание Священного Писания путём логики и рассуждений. Преподавалась на теологи­ческих факультетах школ и университетов и оттачивалась в диспу­тах. В ее истории выделяют следующие периоды: формирования (V-Х в.), поздней схоластики (Х-ХIII вв.), зрелой схоластики (ХIII-ХIV вв.) и кризис ее (ХV-ХVIII вв.). Её основные представители: Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Ро­берт Гроссетест, Уильям Оккам. Схоластика придерживалась представлений о боге как вневре­менном и бесконечном абсолюте, духовном первоначале, сверхъестественной личности, создавшей мир природы и человека, управляющей всем силе.

ТЕИЗМ (бог) – религиозно-философское учение, которое признает существова­ние личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духов­ные процессы.

ТЕОДИЦЕЯ(от греч. Бог и оправдание) – теологическое учение, оправдывающее справедливость Бога и доказывающая логику Нового Завета при ответе на вопрос: если Бог добр, почему так много в мире зла, причем часто зло творится именем Бога? Наиболее полно теодицею выразил Августин Блаженный: зло происходит от выбора человека, ибо, не выбирая добро, он совершает зло, так как зло — это отсутствие добра; зло относитель­но, а добро абсолютно. Таким образом Августин, оправдывал Бога и приписал зло, творимое в мире, че­ловеку, наделенному волей и свободой волеизъявле­ния.

ТЕОЛОГИЯ (учение о боге) – богословие, систематизация вероучения данной религии. Христианская теология базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских Соборов и учениях «отцов церкви». Различают историческую (исто­рию церкви), сие тематическую и практическую теологию.

ТЕОЦЕНТРИЗМ – направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность.

ТОМИЗМ – философия Фомы Аквинского и его последователей, представляющая собой соединение философии Аристотеля с христианским (католическим) мировоззрением и проповедующая подчинение воли разуму, идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости бога только по результатам его деятельности в видимом мире.

УНИВЕРСАЛИИ (общий) – понятие, обозначающее общие идеи в средневековой философии в споре между номиналистами и реалистами, где шла речь о том, являются ли они объективными, реально существующими (реалисты) или простыми обозначениями, именами реально существующих единичных вещей (номиналисты).

УЧЕНОЕ НЕЗНАНИЕ – учение Николая Кузанского, которое отличает учёное знание от невежества, ибо ученый понимает, что область неизвест­ного будет больше, чем область познанного. Так Н. Кузанский развивает тезис Сократа; «Знаю то, что ничего не знаю».

ХРИСТИАНСТВО – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I в. в восточных провинциях Римской империи. Учение основано на вере в искупительную жертву сына божьего – Иисуса Христа, который был казнен наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем воскрес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих последователей. Приверженцы его верят в грядущее второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженстве праведникам, а грешников обречь на адские муки. В 1054 г. в нем выдели­лось два крупных направления: западное (католицизм) и восточное (православие), а в XVII в. в результате Реформации возникло третье его направле­ние – протестантизм.

ЭМАНАЦИЯ (истечение из единого) – философское понятие, означающее переход абсолюта в свои творения: мир есть эманация божества, ибо все низшее вы­текает из высшего.