IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
АВЕРРОИЗМ – направление западной средневековой философии, восходящее к воззрениям арабского философа Ибн-Рушда (в лат. традиции Аверроэс), которые являются переработкой учения Аристотеля, отрицающего бессмертие индивидуальной души и считающего, что человеческому роду присущ единый, всеобщий, объективный разум, привходящий в индивидуальную душу извне. АНТРОПОДИЦЕЯ(от греч. человек и справедливость) – оправдание человека как носителя сущности, заложенной Богом во время творения (он замыслен по образу и подобию Бога). И хотя человек греховен, в своей истории, по Августину Блаженному, он движется от эгоистической любви к себе («град земной») к бескорыстной любви к Богу («град Божий»), что составляет основу христианского оптимизма.
АПОЛОГЕТИКА (от греч. «защищающий») – начальный этап в развитии средневековой философии конца II – начала III вв., представители которого пытались доказать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы и живой опыт обращения к единому Богу выше отвлечённой эллинской мудрости, используя приёмы обоснования и доказательства, выработанные античной философией. Апологеты принадлежали к ещё гонимой церкви. Наиболее выдающимися были Юстиниан, Татиан, Климентий Алексан-дрийский, Тертуллиан, Ориген.
БРИТВА ОККАМА – ряд логических процедур У. Оккама, смысл которых выражен в двух его формулировках: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» и «Без необходимости не следует утверждать многое». Из этих двух высказываний современники Оккама вывели третье, которое сам Оккам не употреблял: «Сущности не следует умножать без необходимости». Это означало намерение Философа отсечь все воображаемые, сверхчувственные, мистические представления от физических проблем, которые в средние века входили в проблематику философии; отсюда выражение «бритва», с помощью которой Оккам как бы отсекает философию от теологии.
ВЕРА И РАЗУМ – проблема, зародившаяся в средние века, выраженная в формуле: способствует ли разум поиску спасительной истины или, наоборот, отвлекает от него. На этот вопрос существовало два ответа. Во-первых, отказ от рационального познания: время жизни человека кратко и должно быть посвящено вере, ведущей к спасению. Во-вторых, признание способности разума наряду с верой участвовать в поиске спасительной истины (гармония веры и разума): благо как дар Бога в результате грехопадения человека его разум ослабел, а вера призвана направлять и исправлять его. Истины веры и разума не могут противоречить друг другу (Ф. Аквинский).
ГНОСТИЦИЗМ («познающий») – религиозно-философское течение периода поздней античности (I в.), возникшее в восточной части Римской империи и ставшее главным соперником христианства. Различают христианский и языческий гностицизма. Особой чертой гностицизма является дуализм. Борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальный характер и космическое значение. Они предстают в виде борьбы материи – зла с духом – носителем света и добра. Гностики отмечают, что греховность – это не вина человека, ибо его душа является полем боя добра и зла. Человек только наблюдает и познает смысл этой борьбы. Познание бога совершается только в состоянии экстаза. Гностицизм ограничивал божественное всемогущество, поэтому к концу II в. официальная церковь начинает вести с ним борьбу.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ – синоним философии у Фомы Аквинского, Уильяма Оккама и других схоластов, как знанию, получаемому в противоположность божественному откровению (знание основ теологии), которое Бог может мгновенно передать человеку, в то время как «естественное знание» требует длительного обучения.
ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИСТИНЫ – термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и богословия, направленное на высвобождение науки от пут религии. Наиболее законченный вид эта теория приобрела в философии Уильяма Оккама. Сущность Бога не может быть познана естественным путем, так как эта истина дается только в откровении. Оккам задает вопрос: «Можно ли одну и ту же по виду и числу теологическую истину доказать в теологии и естественном знании?» и отвечает: 1) «Нет: ибо одна и та же истина не может быть получена в разных родах знания»; но 2) «если одна и та же истина не может быть доказана в естественном знании и теологии, философия бесполезна для теологии». Эти рассуждения доказывали возможность существования философии вне теологии и возвращала ее к аристотелевскому содержанию.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА – основа учения Фомы Аквинского. 1. Доказательство от движения. Всякое движение нуждается в толчке. Следовательно, должен существовать «первотолчок», неподвижный «перводвигатель», приводящий в движение мир в целом. Им может быть только Бог. 2. Доказательство от причины. В мире реализуются цепи причин и следствий. Следовательно, должна существовать первопричина – Бог. 3. Доказательство от необходимости. Любые явления материального мира случайны и конечны, а значит, не могли возникнуть сами по себе. Следовательно, существует то, что создает их и придает всему происходящему необходимый характер. Это и есть Бог. 4. Доказательство от совершенства. Все существующее может быть представлено как «лестница совершенств». Она не может быть бесконечной, следовательно, должно существовать абсолютное совершенство – Бог. 5. Доказательство от целесообразности. Все в мире упорядочено, гармонично, взаимно увязано. Следовательно, существует Бог как разумное существо, устанавливающее цель для всех протекающих в мире процессов.
ЕРЕСЬ («особое вероучение») – отклонение от официального вероучения в какой-либо религии, оппозиционное или враждебное ему. Первые христианские ереси – иудейское христианство, гностицизм – возникли во II – III вв. Они часто служили религиозной оболочкой социального протеста.
КАТОЛИЦИЗМ – разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америке. Догматические особенности католицизма: признание происхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы как наместнике Христа и др. Культовые и канонические отличия католицизма от православия: безбрачие духовенства (целибат), особо развитый маринизм (культ богородицы) и т.д. Центром католицизма является Ватикан. Официальной философией его провозглашен неотомизм.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ(от лат. система, формулировка) – направление в ср.-вековой схоластике, основанное Петром Абеляром, который утверждал, что универсалии, общие понятия существуют не в умах, а в вещах. Абсурдно утверждать, что реально существует человечность а людей нет, божественность, а Бога нет. Но универсалиям нельзя приписывать статус вещей. Универсалии указывают на свойства вещей. В отличие от номинализма утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает их выражение словом, но, как и номинализм, в споре об универсалиях утверждающее, что общие понятия самостоятельно не существуют. Универсалия – это образ, это концепт.
КРЕАЦИОНИЗМ («творение, создание») – идеалистическое учение, в основе которого, согласно христианскому догмату, лежит сотворение мира богом «из ничего» актом своей воли и благодаря своему могуществу.
МАНИХЕЙСТВО – еретическое учение, близкое к гностицизму. Основателем его считают персидского мыслителя Мани (лат. Манихеус). Утверждает, что существует два начала мира – свет (божественное) и тьма (дьявольское), между которыми идет постоянная борьба. Причем человеческая душа также дуалистична: одна ее часть произошла из света, а другая – из тьмы. Поэтому человека можно спасти только путем строжайшего аскетизма (запрет употребления мяса, сексуальных удовольствий, физического труда и т.д.), ибо тогда дух побеждает материю. Манихейство отрицало Ветхий Завет, проповедовало идею личного искупления, в отличие от христианства выдвигало учение о двух царствах.
МИСТИКА («таинственный») – религиозно-идеалистический взгляд на действительность на основе веры в сверхъестественные силы и признания потустороннего мира, а также возможность их постижения и общения с ним.
МОНОТЕИЗМ – единобожие, религиозное учение о едином боге.
НЕОПЛАТОНИЗМ – мистико-идеалистическая философия эпохи упадка Римской империи и средневековья, основанная на учении о мистической эманации (излучение, истечение) материального мира из духовного первоначала. Человек – это соединение божественного с мертвым и косным телом посредством души. Отсюда, цель и смысл жизни – освобождение ума и духа от оков материи (тела) и их слияние с единым великим Умом. Источником всяческого зла является телесное и материальное, а источником блага – возвышенное умопостигаемое знание и философия.
НОМИНАЛИЗМ(от лат.имя, название) – направление средневековой схоластики, высказывающееся о природе универсалий: общие понятия (или универсалии) – это только обозначения, имена, знаки вещей и их свойств и вне мышления ничего выражать не могут. Реально существуют в объективной действительности только единичные вещи. Уильям Оккам утверждал, что общее существует после вещей, то есть в умах людей, универсалии не существуют самостоятельно даже в Боге. Так называемые идеи (эйдосы) – не что иное как вещи, созданные Богом. Сам же Бог не нуждается в универсалиях (идеях). «Он Сам знает то, что творит».
ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА – учение Ансельма Кентерберийского, утверждающее, что источником идей, наиболее значимых в нашем сознании является сам творец. Наличие идеи Бога в мышлении – доказательство объективного существования Бога, ибо основания сознания совпадают с основаниями бытия.
ОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ (от греч. правильное мнение) — в теологии «правильная» доктрина, разделяемая большинством отцов церкви. Разделение христианской церкви на две ветви (правоверной и православной) было связано с разной трактовкой христианской ортодоксии. Но и католическая и православная церковь называют себя ортодоксальной в противовес многочисленным христианским сектам.
ОТКРОВЕНИЕ – это способ получения знаний о Боге в патристике и схоластике, противопоставленный естественному знанию: оно даруется человеку Богом за определенные заслуги и, прежде всего, за веру. Откровение выше и совершеннее естественного знания.
ПАТРИСТИКА(от греч. отец) – совокупность философских учений христианских мыслителей II-ХIII вв. («отцов церкви»), принадлежность к которым определялась святостью жизни, ортодоксальностью учения и признанием Церковью, главной целью которых была защита и теоретическое обоснование христианской религии. Патристику делят на греческую (восточную: Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова, которые сформулировали основные догматы христианства о троице, боговоплощении и спасении), и латинскую (западную, к которой принадлежал Аврелий Августин, который сформулировал сущность теодицеи и антроподицеи и идею морального прогресса, которая легла в основу мировоззрение людей западноевропейской цивилизации). В патристике выделяют три периода: апологетика (II-III вв.), классическая патристика (IV-V вв.) и заключительный её этап (VI-VIII вв).
ПРАВОСЛАВИЕ – разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Восточной Европы. Ближнего Востока и на Балканах. Выделилось в самостоятельное направление в XI в. Догматические отличия православия: признание происхождение святого духа только от бога-отца, неизменность церковных догматов, отрицание чистилища и др. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, обязательность брака для белого духовенства, особая (византийская) система церковного песнопения и т.д. Православие не имеет единого центра. Оно состоит их 14 самостоятельных православных церквей.
РЕАЛИЗМ (СРЕДНЕВЕКОВЫЙ) – направление в средневековой схоластике, утверждающее, что общие понятия имеют реальное существование в объективной действительности и предшествуют существованию единичных вещей. Восходит к Платону. Каждому понятию ума соответствует отдельная вещь, существующая вне ума. Этой точки зрения придерживались Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский. Концептуализм (Абеляр) и номинализм (Росцелин, Оккам) критиковали идеи реализма.
САКРАЛИЗАЦИЯ(священное) – наделение предмета, явления священным содержанием (в религиозном понимании) в противоположность светскому, мирскому. Символом ее выступает «освящение», т.е. церемония, в результате которой обыденная мирская процедура приобретает божественный смысл.
СВОБОДА ВОЛИ – божественный дар человеку, который проявляется в свободе выбора между добром и злом, после чего следует ответственность за выбор, что декларируется в Новом Завете, а затем утверждается в патристике и схоластике: человеческий ум дает возможность выбора, но выбирает – его воля.
СХОЛАСТИКА(от греч. школа) – средневековая философия, истолковывающая смысл и содержание Священного Писания путём логики и рассуждений. Преподавалась на теологических факультетах школ и университетов и оттачивалась в диспутах. В ее истории выделяют следующие периоды: формирования (V-Х в.), поздней схоластики (Х-ХIII вв.), зрелой схоластики (ХIII-ХIV вв.) и кризис ее (ХV-ХVIII вв.). Её основные представители: Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Роберт Гроссетест, Уильям Оккам. Схоластика придерживалась представлений о боге как вневременном и бесконечном абсолюте, духовном первоначале, сверхъестественной личности, создавшей мир природы и человека, управляющей всем силе.
ТЕИЗМ (бог) – религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.
ТЕОДИЦЕЯ(от греч. Бог и оправдание) – теологическое учение, оправдывающее справедливость Бога и доказывающая логику Нового Завета при ответе на вопрос: если Бог добр, почему так много в мире зла, причем часто зло творится именем Бога? Наиболее полно теодицею выразил Августин Блаженный: зло происходит от выбора человека, ибо, не выбирая добро, он совершает зло, так как зло — это отсутствие добра; зло относительно, а добро абсолютно. Таким образом Августин, оправдывал Бога и приписал зло, творимое в мире, человеку, наделенному волей и свободой волеизъявления.
ТЕОЛОГИЯ (учение о боге) – богословие, систематизация вероучения данной религии. Христианская теология базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских Соборов и учениях «отцов церкви». Различают историческую (историю церкви), сие тематическую и практическую теологию.
ТЕОЦЕНТРИЗМ – направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность.
ТОМИЗМ – философия Фомы Аквинского и его последователей, представляющая собой соединение философии Аристотеля с христианским (католическим) мировоззрением и проповедующая подчинение воли разуму, идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости бога только по результатам его деятельности в видимом мире.
УНИВЕРСАЛИИ (общий) – понятие, обозначающее общие идеи в средневековой философии в споре между номиналистами и реалистами, где шла речь о том, являются ли они объективными, реально существующими (реалисты) или простыми обозначениями, именами реально существующих единичных вещей (номиналисты).
УЧЕНОЕ НЕЗНАНИЕ – учение Николая Кузанского, которое отличает учёное знание от невежества, ибо ученый понимает, что область неизвестного будет больше, чем область познанного. Так Н. Кузанский развивает тезис Сократа; «Знаю то, что ничего не знаю».
ХРИСТИАНСТВО – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I в. в восточных провинциях Римской империи. Учение основано на вере в искупительную жертву сына божьего – Иисуса Христа, который был казнен наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем воскрес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих последователей. Приверженцы его верят в грядущее второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженстве праведникам, а грешников обречь на адские муки. В 1054 г. в нем выделилось два крупных направления: западное (католицизм) и восточное (православие), а в XVII в. в результате Реформации возникло третье его направление – протестантизм.
ЭМАНАЦИЯ (истечение из единого) – философское понятие, означающее переход абсолюта в свои творения: мир есть эманация божества, ибо все низшее вытекает из высшего.